Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

ВОПРОС57

Концепций реализации идей гражданского общества много, но все они имеют два существенных недостатка:

1.                 характеризуя общество, мы используем социальные структуры, социальные организации и системы, которые имеют место сегодня;

2.                 в старую мерку мы пытаемся вложить новое содержание.

Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек, со всей его системой потребностей, интересов, структурой ценностей. Критерием гражданского общества выбран человек не случайно, ибо необходимо учесть его социо-биологическое развитие, и в этом контексте  развития общества интересы и потребности личности выступают в качестве общественных связей и социальных институтов. Таким образом, гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, в рамках которых удовлетворяются потребности и происходит реализация интересов индивидов, их групп, адекватных достигнутому уровню общественного развития. А коль,  потребности и интересы, как уровень общественного развития, изменяются, то мы вправе сказать, что гражданское общество имеет исторический характер, и в каждый исторический период имеет ту или иную конкретную форму. Конкретно-исторический процесс - это нормативная линия гражданственности общественных отношений. Таким образом, гражданственность в обществе это:

1.                 форма общественной организации, достижение которой есть цель проводимых в стране преобразований;

2.                 достижение общественных связей, наличие которых, в той или иной степени, отмечаются в каждом обществе.

3.                 Формы гражданского общества:

§                    абсолютная - это высшая цель и ступень общественного развития;

§                    относительная - потенциально возможная, в рамках сложившихся производительных сил. Это идеальная модель, где есть условия для удовлетворения определенной системы потребностей и специфических, исторических интересов населения;

§                    реальная - это конкретно-историческая форма, возможная быть в каждой отдельно взятой стране.

Первые две формы не могут быть реализованы, речь идет о стремлении к ним. Третья форма потенциально возможна, возможность ее достижения зависит от социально-экономических условий.

Общество гражданственно в той степени, в какой совокупность общественных отношений отвечает требованиям естественно-исторического прогресса и прогресса в целом. Сегодня наиболее приближены к гражданскому обществу Швеция и Нидерланды. В Финляндии не преодолены монополистические явления в экономике.

Само понятие гражданское общество было введено в 17 веке, в трудах Гоббса и Локка. В 18 веке это понятие использовали Руссо и Монтескье. Во всех трудах основная мысль сводилась к тому, что законно то правительство, которое существует. Гоббс: законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому согласны все граждане. Локк, говоря о взглядах Гоббса, утверждал, что абсолютная власть не может считаться гражданской, т.к. она не совместима с чаяниями народа, как рабство не совместимо с собственностью. Руссо принципами гражданского демократизма считал народный суверенитет, верховенство и полновластие народа во всем государстве. Общественный договор, который он отстаивал, учитывал интересы граждан, но право на свободу действий не давал.

Гумбольт развивал теорию гражданского общества, выделяя три главных различия общества и государства:

1.                 систему национальных общественных учреждений, формируемых снизу индивидами, и систему государственных институтов;

2.                 естественное право, общее право и право государства;

3.                 человек и гражданин.

По мнению Гумбольта  государственный строй есть средство для развития человека.

Гегель поддержал Гоббса в его концепции гражданского общества , он считал, что индивиды не могут существовать вне группового общества. В центр он поставил индивидуальный интерес, который должен был подавить общественный. Условием гражданского общества он считает частный интерес, вне которого нет свободы личности.

По Марксу, гражданское общество, в котором частной собственности принадлежит решающая роль порождает государство, политическую систему управления, которая  отстаивает частный интерес.

Грандиш, исследуя явление гражданского общества, пришел к выводу, что общество, где охраняется общественный порядок и соблюдаются законы, без идеологической надстройки не существует. Таким образом, развитие гражданского общества, по-мнению Грандиша, шло в преодолении рамок сословно-феодального строя, оно находилось во взаимодействии с историческими формами государства. В рамках формирования гражданского общества человек превращался в гражданина, но гражданское общество с помощью механизма власти становилось рычагом давления на сознание людей.

В последнее время политологи Гавел, Грудс ввели понятие "социалистическое гражданское общество", стремясь расширить традиционное понимание гражданского общества, зафиксировав, тем самым, определенные успехи советского строя.

Кин дает толкование гражданского общества с общецивилизационных позиций, выходя, тем самым, за рамки одной формации. С этих позиций он решает вопросы свободы и подчинения индивида обществу. Становление нового типа свободы рассматривается как сознательно контролируемое и упорядоченное политическим разумом состояние.

Соотечественник Мигронян под гражданским обществом понимает всю совокупность политических отношений, включая экономику, религиозно-нравственные отношения, национальные и другие.

Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы, потребности членов общества. Если говорить о политической жизни то таким гражданским институтом является депутатский корпус. В социальной жизни - благотворительные учреждения. В экономике - это различные ассоциации.

Одним из типов организации является государство - это крупная социальная общность, институт власти, политическая организация, поэтому вопрос о власти затрагивает коренные жизненные интересы различных социальных групп и индивидов. В функциональной роли государства отражаются отношения между социальными группами, которые проявляются в деятельности официальных учреждений и организаций. Государство является имманентным структурным элементом общества. Платон заметил, что в обществе с противоположными классовыми интересами создаются две системы политики:

1.                 правительство - субъект власти, защищающий права господствующего класса;

2.                 народные массы - тоже субъект, но борьбы против власти.

Взаимодействие этих двух сил представляет собой естественно-исторический прогресс, протекающий по законам функционирования общества. Уровень борьбы определяется развитием производственных сил и, соответствующих им, базисных и духовных отношений. В этих пределах развивается и функционирует государство. В классовом обществе власть в ее структурно-функциональном измерении - это политические отношения, в институциональном отношении - это господство государства в форме власти с конкретной правовой регламентацией. Право выступает в качестве формы принудительного подчинения интересу государственной власти и, с другой стороны, как общие правила, регулирующие типичные общественные отношения. Таким образом, выделяются следующие функции государства:

1.                 сформировать социальную среду, которая обеспечит развитие конкретных общественных отношений и самого класса собственников;

2.                 с помощью институциональных норм установить господство и подчинение одного социального слоя над другим;

3.                 утвердить в сознании масс принципы и идеалы определенной идеологии.

Таким образом, государство - это всеобщая общественная организация, политическая оболочка общества и орган приоритетности интересов одного класса. Государство, как социально-политический феномен, имеет конкретный исторический тип, форму и режим. Различаются по формам правления следующие типы государств:

—              республика;

—              монархия;

—              советы;

—              народная демократия.

По формам устройства:

—              простое;

—              унитарное;

—              федеративное;

—              конфедеративное.

По политическому режиму:

—              демократический;

—              теократический;

—              реакционный;

—              террористический;

—              фашистский.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.