Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

В противоположность Бекону Декарт на 1 место поставил разум сведя тем самым опыт до проверки интеллекта. Исходя из рационализма Декарт стремился создать универсальный метод, который предполагал наличие в человеческом в уме врожденных идей, определяющих результат познания и преимущественная ориентация в познании должна быть на деятельность человеческого ума.

В процессе познания Декарт делает свою методологию рационалистической. К числу врожденных идей он относил большинство оснований математики и логики. Он выдвинул идею математизации научного знания. Природа огромный механизм, она изменчива, но первоначальный толчок дан богом. Образование звезд и планетных систем осуществлялось по Декарту благодаря вихревому движению материи. Мировая материя однородна, беспредельна, не имеет пустот, делима до бесконечности. Декарт в плотную подошел к идеи о материальном единстве универсума. Этим же законам он подчинил животный мир. Человек за счет своего разума и речи был выведен за пределы действия законов механики. Декарт разработал метод дедукции, определив его как поиск неизвестного через ранее известное.

Объясняя интеллектуальную интуицию - это сомнение перед любым исследованием. Реальность действующего субъекта первичное, исходное интеллектуальной интуиции. Я мыслю - значит я существую.

Принцип сомнения Декарта использовал Кант, но заслуга его в том, что мышлению он определил абсолютную и непосредственную достоверность. Я мыслю - это достоверная аксиома и основа единичного научного метода. Но этот метод может познание превратить в организационную деятельность, т.е. сферу человеческого бытия.

Вывод: если в средневековой философии центральное место отводилось  учению о бытие (онтологии), то с Беканом и Декартом на 1 план выходит учение о познании (гносеология). Действительность раскололась на субъект (носитель познавательного действия) и объект (это то, на что направлено действие).  Субъект Декарта - мыслящее «я» и т.о. он выходит на онтологию (на бога), именно он создал человека, вложил в него естественный свет разума. Самосознание человека открыто богу как источнику объективной значимости человеческого мышления. Это и связь с врожденными идеями. К ним он отнес бога, идеи чисел и фигур. Источник заблуждений ни разум человека сам по себе, а результат злоупотребления присущей уму свободы воли.

Бекон и Декарт заложили основы новой методологии познания.

Учение Декарта было развито Спинозой. свобода есть осознанная необходимость.

Философия нового времени характеризуется своеобразием процесса секумеризации и автомизации философского знания. Человек признается как мыслящее существо, познающий субъект у которого религиозное и разумное разделены.

В философии нового времени Декарта, Спинозы человеческий разум автономен и суверенен. Ученые выделили фундаментальное значение противоположности объективного и субъективного, объекта и субъекта. Таким путем они пытались преодолеть механистическую картину мира и механистические подходы к познанию. В этот период закладываются новая методология научного исследования. Учение о врожденных идеях, рационализм становятся основными проблемами в поисках  критерия истины. В этот период разработан метод науки. Бекон «О прагматическом преобразовании науки» и «Индуктивной методологии науки». Рационализм нового времени понимается в широком смысле как специфическое отличие философии этого периода от альтернативных эмпирических подходов. В социальной философии приоритет отдается правам и свободе человека, закладываются научные основы гражданского общества и теория всемирной истории.


ВОПРОС 24 . Социально-философские воззрения Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж .Руссо: проблемы естественного права и общественного договора

В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они разработали концепцию общественного договора и, соответственно, договорную концепцию государства. Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле. Иначе, реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех", люди не смогут сосуществовать.

Эпоха Просвещения связана в социальной философии с именем Руссо. Он поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он предлагал его реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе образования.


ВОПРОС 25. Фундаментальные характеристики и специфические особенности немецкой классической философии.

Становление немецкой классической философии было своеобразным ответом на ряд проблем, возникших в науке и философии в 17 и 1-щй половине 18 века, с которыми не смогли справиться представители рационализма и эмпиризма.

Во-первых, это обоснование объективности научного знания и прежде всего механики, основанной на  математике и эксперименте, предполагавшем конструирование  идеального объекта.

Во-вторых, отказ от традиционной метафизики, который произошел  в 18 веке и разрушил основу единства всей системы знания.

В третьих,  исторический подход приобретал статус антологии субъекта в дополнение к господствующей антологии бытия.

В четвертых, исторический метод способствовал углубленному познанию изменений и развитие мира на основе противоположностей  и противоречий, оформившихся в строгую систему диалектики.

В пятых, существенное продвижение материализма в 18 веке все больше доказывает нетождественность реальности механистической формы материи.

Т.о. немецкая классическая философия являлась продуктом творчества: Канта, Гегеля, Шеленга, Фейербаха.

Немецкая классическая философия явилась итогом развития философии нового времени, которая разделила ум и веру, рационализм и эмпиризм, но она не удовлетворяла существующим отношениям.



ВОПРОС 26. Основы трансцендентальной философии И.Канта: от теоретического к практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания.

Родоначальником немецкого идеализма  являлся Кант, который считал, что предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей природы мира, человека, а исследование с одной стороны, познавательной деятельности личности, с другой - установление законов познания и его границ. Поэтому свою философию он назвал  трансцендентальной  в отличии от рационализма 17 века. Кроме того он употребил в своей философии термины «критика», «критика чистого разума», «критика практического разума», которые представили критический период  его творческой деятельности, и сущность его «критической философии».

В докритический период Кант обосновал свою космогоническую гипотезу происхождения и структуры солнечной системы.

Предпосылкой критической философии стало его учение  о вещах в себе и явлениях, существующих независимо от нашего сознания.

Цель этой философии - критически осмыслить свою предшествующую философию и противопоставить ей критический подход  при оценке возможностей и способности человека.

Предметом философии Кант делает специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания. Он различает субъективное и объективное в познающем субъекте, ставит вопрос о всеобщности субъекта. Кроме того он выделяет в субъекте 2 уровня:

- эмпирический (опытный)

- трансцендентальный (по ту сторону опыта)

К эмпирии он относит индивидуально психологические особенности человека.

К трансцендентальному - над индивидуальное в человеке, как представителе рода человека

Т.о. Кант достоверность научного познания конкретизирует в 3-х частных проблемах:

·как возможна математика

·физика (естествознание)

·метафизика

В первых двух частях (математика, физика) он не сомневается, а метафизику он отрицает в качестве научного познания.

Достоверное знание - объективное знание, которое отождествляется со всеобщностью, но объективность знания обуславливается структурой трансцендентального субъекта, его над индивидуальными качествами и свойствами. Кроме того, познающему субъекту присущи врожденные формы подхода к действительности, которые из не  выводятся. Пространство и время субъективные формы чувственности человека.

Чистый разум - не опирается на опыт, практический рассудок - опыт в основу берет доопытные формы чувственности. Реализация деятельности осуществляется с помощью рассудка, под которым он понимал мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Т.о. по Канту не предмет источник знаний о нем, а формы рассудка конструируют  предмет. Они согласуются с нашими знаниями о нем. Мы можем познать то, что сами создали.

Понятия и категории, которыми оперируют люди, носят не зависимый от индивидуального сознания  всеобщий характер, поэтому знания основанные на них объективны.

Объединяет все категории и понятия в целостность акт самознания субъекта: «Я мыслю». Это и есть по Канту трансцендентальное единство (объединение восприятий за пределами опыта).

Концепция Канта: вещи существуют сами по себе, действуют на органы чувств и вызывают ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности (пространством, временем) и фиксируются как длительность. Восприятия, полученные на основе форм мышления носят всеобщий и необходимый характер.

Вещи становятся достоянием сознания через органы чувств, т.е. являются субъекту. Явление их можно знать, а вот сущность, взаимоотношение их вне сознания - знать нельзя. Поэтому для человека вещи сами по себе не познаны и не раскрыты: «Вещи в себе». Кант делает вывод на этом основании: формам чувственности и рассудка человека доступен только мир опыта, все остальное доступно только разуму, который руководит рассудком, ставит ему цель. Рассудок оперирует идеями - о это представление о цели, к которой стремиться познание и задачи, которые оно ставит.

Разбуженный разум, рассудок выходит за пределы опыта. Идеям разума не может соответствовать реальный предмет ибо есть антиномии разума (противоречивое, взаимоисключающее положение). Антиномии имеют место там где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мире опыта, а о мире вещей самих по себе. Поэтому мир вещей для чувственности и он закрыт для теоретического разума.

Человек по Канту - житель двух миров чувственного воспринимаемого и умопостигаемого. К чувственно воспринимаемому  он относит мир природы, к умопостигаемому  - свободу, независимость, все то, что определяет причины чувственно воспринимаемого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.