Относительная личная свобода предполагает ответственность личности перед другими. Проблема свободы личности напрямую связана с проблемой отчуждения. Отчуждение появляется с возникновением парцилярной собственности. Теоретически отчуждение получило свое развитие с теорией общественного договора, обосновывающего передачу индивидами части своих прав государству (Гоббс, Локк, Руссо). Гегель рассмотрел отчуждение с позиции духовного идеального, как отчуждение политических прав и духа. Возникшая частная собственность одновременно являлась продуктом и средством отчуждения труда. Таким образом, отчуждение представляет собой механизм всеобщей связи индивидов и интеграции общества и, одновременно, способ развития цивилизации, т.к. этот механизм заложен в акте производства и производственной деятельности, в создании продукта, его распределении, обмене и потребления в процессе взаимодействия собственных средств производства и собственника рабочей силы. В этом случае, труд не становится сущностью как производителя продукта, так и верхов, которые присваивают их. Парадокс состоит в том, что отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из под контроля, и представляют собой силу, господствующую над обществом. У отчуждения есть конкретное начало, этот феномен принадлежит общественным отношениям имманентно, поэтому он историчен. Разделение труда в любом обществе невозможно преодолеть, как и нельзя исключить отчуждение из общественного прогресса. На отчуждение влияют социокультура и психологические факторы. Чтобы сократить масштабы разрушающего влияния отчуждения на общество необходимо органичное сочетание социально-экономических реформ с целенаправленным воздействием на общественное сознание, чтобы смягчить ощущение индивидом своей отчужденности. Таким образом, задача состоит не в том, чтобы преодолеть отчуждение и вывести его из общественных отношений, а смягчить его последствия для людей.
ОТЧУЖДЕНИЕ—понятие, характеризующее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности (как практической — продукты труда, деньги, общественные отношения и т. д., так и теоретической), а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними: во-вторых, превращение к.-л. явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Истоки идея О. можно найти у представителей фр. (Руссо) и нем. (Гёте, Шиллер) Просвещения. Объективно эта идея выражала протест против антигуманистического характера частнособственнических отношений. Проблема О. разрабатывалась далее в нем. классической философии. Уже у Фихте полагание чистым «Я» предмета (не-Я) выступает как О. Идеалистическую интерпретацию О. наиболее полно развил Гегель, у к-рого весь объективный мир выступает как «отчужденный дух». Задача развития, по Гегелю, состоит в том, чтобы снять в процессе познания это О. Вместе с тем в понимании О. у Гегеля содержатся рациональные догадки о некоторых особенностях труда в условиях антагонистического об-ва. Фейербах рассматривал религию как О. человеческой сущности, а идеализм — как О. разума. Однако, сводя О. только к явлениям сознания, он не нашел реальных путей его ликвидации, т. к, видел их лишь в теоретической критике. В совр. буржуазной философии, а также в ревизионистской литературе О. характеризуется как фатально-неизбежное явление, порожденное либо техническим и научным прогрессом, либо внеисторическими особенностями человеческой деятельности. Теоретической основой такой концепции является отождествление О. с опредмечиванием (Опредмечивание и распредмечивание), а по своей социальной сущности она исполняет апологетические функции. Маркс, к-рый уделил анализу О. большое внимание особенно в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», «Немецкой идеологии» ив экономических рукописях 1857—59, исходит из того, что О. выражает противоречия определенной ступени развития об-ва. Оно порождено антагонистическим разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общественные отношения формируются стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и социальных групп и выступают как навязанные либо др. людьми, либо сверхъестественными силами. В центре внимания Ма.ркса — анализ О. труда, при помощи к-рого он характеризует систему капиталистических отношений и положение пролетариата. Признание О. труда в качестве основы всех др., в т. ч. и идеологических, форм О. давало возможность понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной общественной жизни. Т. обр., устанавливалась зависимость теории от практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс обосновал задачу ликвидации О. путем коммунистического переустройства об-ва. В дальнейшем в своих классических произв. («Капитале») Маркс вычленяет различные аспекты О. и обосновывает методологическую "роль этой категории для анализа функционирования и развития всей системы общественных отношений капитализма (Фетишизм).
ВОПРОС 51
В истории философии есть два основных философских метода: диалектика и метафизика. Оба дают представление о мире, но имеют свою специфику:
5. диалектика признает универсальную взаимосвязь явлений и процессов; метафизика отстаивает только случайные связи, возводя их в абсолют, автономность, самостоятельность;
6. диалектика основывается на принципе развития, на качественных изменениях явлений и процессов; метафизика наоборот не учитывает качественных изменений и сосредотачивает внимание только на количественных;
7. диалектика исходит из внутренней противоречивости и закономерностей, присущих любому процессу или явлению; метафизика пытается найти противоречия в нашем мышлении, а не в объективной действительности;
8. диалектика признает борьбу, внутренне присущих явлениям и процессам, противоположностей, как главный источник их развития; метафизика помещает этот источник вне исследуемого объекта.
Таким образом, метод используемый учеными, свидетельствует о методологии научного познания мира. Знание о мире и метод, которые используют ученые, неразрывны. В зависимости от этого ученые делятся на метафизиков и диалектиков. На основе диалектики разрабатываются требования к мыслящему субъекту и к принципам осуществления им познавательной деятельности. Требования представляют собой выводы из всеобщих форм бытия и всеобщих законов действительности. Таким путем осуществляется теоретическое познание деятельности, формы перехода от эмпирических обобщений к теоретическим и затем, к выведению законов, которые, как правило, имеют всеобщий характер. Порядок применения различных методов в общем познавательном процессе, как и в конкретном научном исследовании, называют методикой.
Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности. В основе характеристики научности методологии лежат принципы ее применения:
1. использование мировоззренческих установок к процессу познания;
2. применение принципа изменения к духовному творчеству вообще, равно как, и к социальной практике.
Методология - это стратегия познавательной деятельности человека, где устанавливается взаимосвязь субъекта и познаваемого объекта, человека с природой и обществом. Это сложная система взаимосвязанных и взаимообусловленных форм духовного освоения действительности. Идет процесс ориентации на внешний мир и построение социально-духовных структур, а также форм самодетерминации человека. Сегодня задача методологии в социальной философии является дать людям более совершенный аппарат познания, который строится на трех источниках:
1. материалистическое понимание и объяснение исторического процесса;
2. естественноисторический характер общественного развития;
3. определяющая роль субъекта истории и цивилизации - человек.
4. Таким образом, социальная философия как наука включает в себя следующую структуру:
5. методологические и общетеоретические проблемы науки;
6. специализированные теории;
7. прикладные науки.
Последние включают в себя этическую и социальную ценность (познание - это долг, ответственность ученого за свои решения). Таким образом, обе функции социальной философии взаимосвязаны, взаимно переходят друг в друга. Метод включен в мировоззрение, ибо он универсален. Мировоззренческие принципы входят в состав философского метода.
ВОПРОС 52
Гегель в связи с этим говорил, что общей мыслью в человеческом развитии является изменение вообще. Социальные философы считают, что изменение человеческой истории есть не что иное как единство существования и сущности общественной жизни.
Социальные философы считают, что изменение человеческой истории есть ничто иное как единство существования и сущности общественной жизни. Достигается это с помощью взаимодействия общесоциологических и собственно исторических законов.
Реальность включает в себя многовековую историю и многообразие исторических форм, совокупный опыт человечества и существования индивидов, деятельность человека на уровне производственных отношений, общественного договора, естественных прав человека. История имеет всеобщность, целостность, концептуальность, прочно стоит на социально-философском научном знании. Особенность истории заключается в том, что это действительность общественной жизни, соотношение общественного бытия и общественного сознания в структуре развития и функционирования движущих сил общества. В философии история - это решение основного вопроса философии, в качестве его важнейшего и основополагающего фактора применительно к обществу, его общим законам. Это общественная сущность человека, постигаемая с позиции человеческой сущности общества. Поэтому каждая ступень развития человеческой истории - это динамика предыдущего на более качественном уровне человеческой деятельности, которая имеет цель, мотивацию, интерес и, которая несет в себе достаточную степень субъективности; воспроизводит теоретически конкретное понимание человеческой истории.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46