3. научно-теоретический.
В зависимости от трех форм связи индивида с обществом выделяются три формы освоения мира: природно личная, вещная, действительно-социальная форма общности. Все эти три формы обеспечивают духовное освоение реальности, они историчны, беспрерывно видоизменяются и в своих рамках сохраняют устойчивость общих форм сознания: политика, право, искусство, мораль, религия. Всем этим формам в структуре общественного сознания выделяются конкретные области:
§ обыденное сознание;
§ общественная психология;
§ идеология;
§ массовое сознание;
§ научное сознание.
Обыденное сознание является источником общественого сознания, постепенно превращалось в осознанную повседневную потребность людей. Энгельс характеризовал его как "здравый рассудок". Гегель к нему добавил понятие "несчастное сознание". Обыденное сознание фиксирует внешние связи и отношения общественной жизни на уровне явлений, не проникая в сущность вещей. В нем обнаруживают себя все формы знаний и заблуждений (предрассудки и суеверия, связанные с повседневной деятельностью).
Массовое сознание признается не всеми философами. Вебер и Бессонов выделяют в структуре общественного сознания только те элементы, которые несут в себе ценностный аспект, и только те, которые утверждают правоту действий конкретных субъектов. Массовое сознание может быть: ценностно-рациональным и полностью иррациональным. Оно влияет на ценностные установки людей в форме межличностного общения, в ходе которого вырабатываются стереотипы и внешние образцы поведения. В этом аспекте массовое сознание изучают Вунт, Паретте, Сенелли.
Отечественные ученые массовое сознание отождествляют с общественным мнением, как реакцию на факт или событие.
Теоретическое сознание или наука. В массовом сознании научный элемент, как и в обыденном, чаще всего не присутствует, но их взаимодействие дает основание для формирования теоретического сознания, которое способно видоизменять, модифицировать. Теоретическое сознание интеллектуализирует обыденное и массовое сознания. Теоретическое, массовое и обыденное сознания составляют гносеологическую сторону природы общественного сознания.
Идеология - система взглядов и идей, которые могут быть истинными или ложными, научными или иллюзорными, но отражают реальные связи и отношения между людьми. Марксисты считают, что идеология представляет собой систему принципов и идей, оперирующих преимущественно этическими, социальными представлениями, вне связи с конкретной оценкой действительности. Маркс назвал идеологию ложной, искаженной, превращенной формой сознания. Идеология защищает интересы конкретного социального слоя и поэтому Поппер, Арон, Бел выдыинули идею отсутствия идеологии в странах зрелого индустриального общества. Идеологию они перенесли в сферу социальных конфликтов. Любой политик может сформулировать любую идеологию. Функции идеологии они передали науке и доказали, что сегодня любое воззрение политиков может быть обосновано какой-то одной из наук.
Общественная психология. В условиях нестабильного общества вместо общественного сознания используется общественная психология, она преподносится как уровень общественного сознания, но доминирующим являются не знания о реальности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Общественная психология характеризует психологический обмен и выражает интересы определенных социальных групп. Это неустойчивая, стихийно складывающаяся совокупность духовных образований, которое состоит из желаний, настроений, предрассудков людей, конкретно ситуационных явлений, навыков, привычек, психических процессов и психических реакций.
Идеология и общественная психология являются социально-философской, социологической стороной общественного сознания. Общественное сознание в каждой из своих структур должно иметь:
§ связь с практической жизнью всего общества;
§ и добавлять какой-то научно необходимый аспект в изучение человека.
Вопрос 63 (не весь)
СОЗНАНИЕ—высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. С. представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия, Оно возникает в процессе трудовой. общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, к-рый так же древен, как и С. Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с др. людьми навыками предметных действий. Овладение исторически выработанными способами предметной деятельности, и особенно языком, делает отношение индивида к внешнему миру опосредствованным знанием объективных свойств предметов этого мира. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку его действия целенаправленны, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется С. Без понимания, без знания, к-рое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и С. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью С., поскольку они обладают определенным смыслом в системе приобретенных через общественную деятельность знаний. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и др. психические акты, объединяя их в единое С. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой С. об-ва в целом (Общественное бытие и общественное сознание). Нельзя, однако, отождествлять С. только с знанием, логическим мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышление вообще не существует. Если бы человек только производил одну за др. логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал бы ни действительности, ни себя самого, т. е.
не обладал бы ни С., ни самосознанием. С др. стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «С.», т. е нельзя считать, что все психически< процессы у человека в каждый данный момент включены в С. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» С. (Подсознательное). С., впитала в себя исторический опыт, знания 1 методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека С. формируется деятельностью, чтобы в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, об-во, а тем самым и сами за себя. В этом смысле, отмечал Ленин «сознание человека не только отражае1 объективный мир, но и творит его» (т. 29, с. 194). На всем протяжении идеологической, мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и оси проблемой была и остается проблема С. и его отношения к материи (Основной вопрос философии). Благодаря материалистическому пониманию истории марксизму впервые удалось научно решить эту проблему и создать тем самым действительно научную философию.
Вопрос 64
РАЗВИТИЕ—процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному),. гл. характерной чертой к-рого является исчезновение старого и возникновение нового (Новое и старое). Р. неорганических систем, живого мира, человеческого об-ва, познания подчиняется общим законам диалектики. Для Р. характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и конец. Причем уже вначале в тенденции содержится конец Р., а завершение данного цикла Р. кладет начало новому циклу, в к-ром неизбежно повторяются некоторые особенности первого. Р.—имманентный процесс: переход от низшего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции, ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на достаточно высокой ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся понятными намеки на высшее, содержащееся в низшем. Напр., сознание есть результат Р. материи, и лишь с этой т. зр. можно раскрыть лежащее в фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов диалектической логики (см. напр., историческое и логическое).
Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В науке - это антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует два основных подхода к социальному развитию:
1. эволюционистский;
— стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие через интеграцию;
— отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает развитие через социальную борьбу;
2. принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное состояние человечества, не имеющего гражданского общества.
Теорию экономической детерминированности социальных отношений, классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом, некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46