Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

3.                 научно-теоретический.

В зависимости от трех форм связи индивида с обществом выделяются три формы освоения мира: природно личная, вещная, действительно-социальная форма общности. Все эти три формы обеспечивают духовное освоение реальности, они историчны, беспрерывно видоизменяются и в своих рамках сохраняют устойчивость общих форм сознания: политика, право, искусство, мораль, религия. Всем этим формам в структуре общественного сознания выделяются конкретные области:

§                    обыденное сознание;

§                    общественная психология;

§                    идеология;

§                    массовое сознание;

§                    научное сознание.

Обыденное сознание является источником общественого сознания, постепенно превращалось в осознанную повседневную потребность людей. Энгельс характеризовал его как "здравый рассудок". Гегель к нему добавил понятие "несчастное сознание". Обыденное сознание фиксирует внешние связи и отношения общественной жизни на уровне явлений, не проникая в сущность вещей. В нем обнаруживают себя все формы знаний и заблуждений (предрассудки и суеверия, связанные с повседневной деятельностью).

Массовое сознание признается не всеми философами. Вебер и Бессонов выделяют в структуре общественного сознания только те элементы, которые несут в себе ценностный аспект, и только те, которые утверждают правоту действий конкретных субъектов. Массовое сознание может быть: ценностно-рациональным и полностью иррациональным. Оно влияет на ценностные установки людей в форме межличностного общения, в ходе которого вырабатываются стереотипы и внешние образцы поведения. В этом аспекте массовое сознание изучают Вунт, Паретте, Сенелли.

Отечественные ученые массовое сознание отождествляют с общественным мнением, как реакцию на факт или событие.

Теоретическое сознание или наука. В массовом сознании научный элемент, как и в обыденном, чаще всего не присутствует, но их взаимодействие дает основание для формирования теоретического сознания, которое способно видоизменять, модифицировать. Теоретическое сознание интеллектуализирует обыденное и массовое сознания. Теоретическое, массовое и обыденное сознания составляют гносеологическую сторону природы общественного сознания.

Идеология - система взглядов и идей, которые могут быть истинными или ложными, научными или иллюзорными, но отражают реальные связи и отношения между людьми. Марксисты считают, что идеология представляет собой систему принципов и идей, оперирующих преимущественно этическими, социальными представлениями, вне связи с конкретной оценкой действительности. Маркс назвал идеологию ложной, искаженной, превращенной формой сознания. Идеология защищает интересы конкретного социального слоя и поэтому Поппер, Арон, Бел выдыинули идею отсутствия идеологии в странах зрелого индустриального общества. Идеологию они перенесли в сферу социальных конфликтов. Любой политик может сформулировать любую идеологию. Функции идеологии они передали науке и доказали, что сегодня любое воззрение политиков может быть обосновано какой-то одной из наук.

Общественная психология. В условиях нестабильного общества вместо общественного сознания используется общественная психология, она преподносится как уровень общественного сознания, но доминирующим являются не знания о реальности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Общественная психология характеризует психологический обмен и выражает интересы определенных социальных групп. Это неустойчивая, стихийно складывающаяся совокупность духовных образований, которое состоит из желаний, настроений, предрассудков людей, конкретно ситуационных явлений, навыков, привычек, психических процессов и психических реакций.

Идеология и общественная психология являются социально-философской, социологической стороной общественного сознания. Общественное сознание в каждой из своих структур должно иметь:

§                    связь с практической жизнью всего общества;

§                    и добавлять какой-то научно необходимый аспект в изучение человека.



Вопрос 63 (не весь)

СОЗНАНИЕ—высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объ­ективной действительности. С. пред­ставляет собой совокупность психиче­ских процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия, Оно возникает в процессе трудовой. общественно-производственной    дея­тельности людей и неразрывно связано с языком, к-рый так же древен, как и С. Человек с самого рождения попа­дает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в про­цессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непо­средственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с др. людьми навыками предметных действий. Овла­дение исторически выработанными спо­собами предметной деятельности, и особенно языком, делает отношение индивида к внешнему миру опосредст­вованным    знанием    объективных свойств предметов этого мира. Человек постольку выделяет и противопостав­ляет себя объективной действительно­сти, поскольку его действия целена­правленны, т. е. его активная жизне­деятельность направляется представ­лениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с по­ниманием, со знанием, способ его от­ношения к миру и называется С. Без понимания, без знания, к-рое несет с собой общественно-историческая пред­метная деятельность и человеческая речь, нет и С. Любой чувственный об­раз предмета, любое ощущение или представление постольку являются ча­стью С., поскольку они обладают оп­ределенным смыслом в системе приоб­ретенных через общественную деятель­ность знаний. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направ­ляют и дифференцируют чувства чело­века, волю, внимание и др. психиче­ские акты, объединяя их в единое С. Знания, накопленные историей, поли­тические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общест­венная психология представляют со­бой С. об-ва в целом (Общественное бытие  и  общественное сознание). Нельзя, однако,  отождествлять С. только с знанием, логическим мышле­нием. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы пси­хического мышление вообще не суще­ствует. Если бы человек только про­изводил одну за др. логические опера­ции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоян­ного соотнесения значения своих поня­тий с активными действиями и вос­приятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал бы ни действительности, ни себя самого, т. е.

не обладал бы ни С., ни самосознанием. С др. стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «С.», т. е нельзя считать, что все психически< процессы у человека в каждый данный момент включены в С. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» С. (Подсознательное). С., впитала в себя исторический опыт, знания 1 методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую   деятельность   человека С. формируется деятельностью, чтобы в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, об-во, а тем самым и сами за себя. В этом смысле, отмечал Ленин «сознание человека не только отражае1 объективный мир, но и творит его» (т. 29, с. 194). На всем протяжении идеологической,    мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и оси проблемой была и остается проблема С. и его отношения к материи (Основной вопрос философии). Благодаря материалистическому пониманию истории марксизму впервые удалось научно решить эту проблему и создать тем самым действительно научную философию.


Вопрос 64

РАЗВИТИЕ—процесс движения от низшего (простого) к высшему (слож­ному),. гл. характерной чертой к-рого является исчезновение старого и воз­никновение нового (Новое и старое). Р. неорганических систем, живого ми­ра, человеческого об-ва, познания под­чиняется общим законам диалектики. Для Р. характерна  спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и конец. Причем уже вначале в тенденции содержится ко­нец Р., а завершение данного цик­ла Р. кладет начало новому циклу, в к-ром неизбежно повторяются неко­торые особенности первого. Р.—им­манентный процесс: переход от низ­шего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содер­жатся тенденции, ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на достаточно высокой ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся понятными наме­ки на высшее, содержащееся в низ­шем. Напр., сознание есть результат Р. материи, и лишь с этой т. зр. мож­но раскрыть лежащее в фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов диалектической ло­гики (см. напр., историческое и логи­ческое).

Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В науке - это антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует два основных подхода к социальному развитию:

1.        эволюционистский;

—       стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие через интеграцию;

—       отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает развитие через социальную борьбу;

2.        принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений, классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом, некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.