Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

 ФРАНК Семен Людвнговнч (1877-1950) — русский религиозный философ и психолог. В 1922 г. вместе с большой группой ученых, писателей, общественных деятелей выслан из Советской России. Жил в Германии, Франции, с 1945 г. — в Великобритании. От «легального марксизма» эволюционизировал в своих взглядах к религиозной философии. Разрабатывал проблемы логики, гносеологии, метафизики, антропологии, этики. Основной мотив его философии — стремление примирить рациональную мысль и религиозную веру. Считал, что рациональное знание — вторичное по отношению к переживанию, как единству жизни и знания.

«Пережить» что-либо - значит знать объект изнутри в силу своей объединенности с ним в общей жизни. То, что мы познаем в переживании, как бы само открывает себя нам. В отличие от знания-переживания знание-мысль есть итог бесстрастного внешнего наблюдения бытия, а потому оно недостаточно. Бытие можно постичь, если соединить рациональное и трансрациональное. Однако полное постижение бытия невозможно. Непостижимое окружает человека со всех сторон. В антропологии Франк исходит из духовности как основы человеческого бытия. Внутренний мир человека — это особая реальность, состоящая из переживаний душевных (чувства, связанные с физическим ощущением удовольствия, страха и т.д.) и духовных (подлинное содержание моего «я», связанное с трансцендированием, достижением трансрационального, каковым является прежде всего любовь к людям. Богу). Для истинного человека приоритетным оказывается реальность его духовного внутреннего мира в сравнении с эмпирическим материальным бытием. Внешний мир — не главная детерминанта подлинного бытия человека. В понимании общества он признает первичной его духовную основу: солидарность, свободу, служение. Движущей силой истории выступает человек как душевно-духовное существо, вмещающее в себя одновременно и идеи, и материальные потребности. Конечное назначение общественной жизни — «обожение» человека, т.е. возможно более полное воплощение в совместной человеческой жизни всей полноты Божественного мира или развитие человеческого духа в его способности проявлять любовь.

К основным формам бытия относятся:

1.        бытие вещей, явлений;

2.        бытие человека;

3.        бытие духовного;

4.        бытие социального.

Бытие вещей и явлений – это либо естественные природные процессы, либо проявление «двойственной природы», созданной человеком; с другой стороны, бытие вещей и явлений независимо от сознания человека, но они могут быть созданы, опредмечены человеческим трудом, либо быть продуктами социально-исторического характера и пространственно-временного существования человека.

Человек – биологическое существо «вещь в мире природных вещей», поэтому он подвластен всем признакам и принципам биологической жизни. Но по сравнению с животным и природным миром человек имеет дух, иная сущность и мышление, сознание – высший тип бытия. Духовное бытие, бесконечное многообразие мыслей, чувств, переживаний сопрягаются с общественными или индивидуальными формами. Индивидуальное духовное с одной стороны – это необратимый поток быстроменяющихся побуждений, с другой – стабильные идеи, убеждения и ценности, которые могут жить беспредельно.

Бытие человека – сложный феномен, отягощенный сознанием собственной смертности и противоречивостью бесконечного общего бытия.

ДУХ — перевод встречающихся в ан­тичной философии и в Библии слов «spiritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух», «дунове­ние», «дыхание» (как носитель жизни); душа как сущность, которая может вре­менно или навсегда покинуть тело; приви­дение; сама жизнь (Гете: «Ибо жизнь — это любовь, а жизнь жизни — дух»); сущ­ность Бога: «Бог есть дух»; сама внутрен­няя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух; идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр. дух эпохи Гете, народный дух, кор­поративный дух (см. также Esprit).

Употребляемое в настоящее время фи: лософское понятие духа, как противоло,-ложного природе"Тсм."~/?рцроЭд)/~сложи-лось в период романтики и идеализма, а особенно у Гегеля («Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединя­ющий небо и землю, добро и зло» — Дрейер). Дух не является противником души, как считает Клагес, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («оду­хотворяет») телесную^деятельность. Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противополо­жен тенденции жизни совершенствовать человеческой вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям уча* ствовать в продолжении рода. Иногда qh так сильно обременяет индивида, что начя* нает страдать телесная жизнь: высококуль­турные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также Ресублими-рованм).

Дух выступает в трюь формах бытия: как дух отдельного ямивидаГ (личный дух), как общий дух (обиективный дух) « как объективироваинмй духТсовокупность завершенных творениХ духа). В то время как душевное так тесно включено в про­цесс ^ДЙбития органического,~что~его раз­витие идет рука об руку^ последним и в общем h целом может рассматриваться как передаваемое по наследств, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создаете посредством духовной работы, ко-торая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологиче-ские. потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много об­щего, и душа реагирует на них по опреде­ленному типу, с психологической законо­мерностью. Дух имеет свои закономерно­сти для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать Клагес). Он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансин­теллигибельного (см. Познание) является лишь принципиальной грлницей и оставля­ет каждому личному духу др. сферу для его развития.

Личный дух становится самим собой благодаря Британию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую можёт~(частично) усвоить _с помощью вос­питания и образования. Это врастание 'есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое сущестцо, от­личающееся своей духовностью, т. е. сво­им свободным существоям(нем и своей внутренней способностью смотреть на со-

lllniM и вещи как бы со стороны, в проти-llfillMQXCHOCTb ~др. живым существам, над 1я1тфыми господствуют непосредственные ^ —Суждения. Личный д^х^живет благодаря I lMHM связям с духовной общностью ^^бездуховным» людям недостает такой у. мяч), которая со своей стороны создает ^(•зяь объективного духа. Как носителем ^1иного духа является психический склад \1ямяь»ого индивида, так носителемГобъёк-{япяогбдухЯ—является какая-либо об-виость^СгруппаТ^народ, группа народой).' Объективный дух связан с личным духом —средством истории_духовной жизни че-«мка (отсюда также «живой дух»), с в(Ь«ективированным духом — посредством •стории духа. Объективный дух можно ] понять только как единый организм вместе j с личным объективированным духом. То, тоя5ляется~йродуктом единичного духа и «то составляет ценность последнего, явля­йся результатом его отношения к объек­тивному духу, благодаря которому и ради которого он возник. Носителя объективно­го духа мы йазываем личностью (см. Лич' меть). Напр., объективным духом како­го-либо народа является то, что может бить высказано о народе; «объективный ^х» — это совокупность возможных пре-цякатов к субъекту «народ», он проявляет­ся в общем духовном достоянии, к которо­му, согласно Николаю Гартману (»Das Problem des geistigen Seins», 1933), ojhq-сйтся прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствую-inie ценности, господствующая моваль, традиционная форма воспитания и образо­вания, господствующий тип взглядов и на-броекиЙ^задающий^ тон вкус, мода^на-дравление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и на^си, господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объектив-вый дух проявляется там, где его содержа­ние наименее наглядно: в нормах мышле­ния, в понятии и суждении, следователь­но, в сфере логического. В объективиро­ванном духе — в произв. науки и (искусства — мы снова познаём живой дух, который их создал; он говорит с нами че­рез эти произв., поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них уча-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.