1. дифференциация населения в иерархически оформленные группы, т.е. изучают общественное мнение о низшем и высшем положении в обществе;
2. распределение социокультурных благ и ценностей.
П. Сорокин выделил четыре группы факторов, выступающих объектом социального неравенства:
1. прав и привилегии;
2. обязанность и ответственность;
3. социальное богатство и нужда;
4. власть и влияние.
Марксистская социальная философия не приняла концепцию Сорокина в связи с тем, что прямо не были указаны основные субъекты общественного развития, считая, что основа неравенства заложена в экономических отношениях. В западной социальной философии тоже не восприняли Сорокина в связи с тем, что в основу они взяли ценностно-нормативные факторы, которые регулируют поведение людей, формы групповой жизни, поведение и мотивацию личности. По их мнению наиболее приемлемой является стратификационная модель Парсонса, который дифференциальными признаками взял:
- врожденные свойства людей;
- признаки, связанные с исполнением роли;
- элементы обладания.
В основе социальной стратификации лежит неравенство в осуществлении социальных возможностей и целеполагания личности. В основе стратификации находится социальный статус, т.е. место индивида в иерархии социальных ролей и, в связи с этим, социальных благ. Статус определяется тремя критериями: престижностью, предпочтительностью, популярностью.
Дж. Ленский назвал стратификацию процессом распределения в обществе ценностей: власть, привилегии, престиж. В социальной стратификации существует феномен статусной инкосистенции, который характеризуется рядом обстоятельств:
1. человек с высоким уровнем образования может получать маленькую зарплату;
2. люди статусной несовместимости выражают радикальные взгляды в обществе, которые поддерживаются определенными социальными кругами.
Классовая кристаллизация - когда статус и образование совпадают. Статус создает условия для самореализации личности.
У нас понятие власти - это способ навязывать свою волю другим людям, вопреки их отношению к этому. На Западе (по Парсонсу) власть - это способ индивида и коллектива актуализировать свои интересы. Муром стратификацию назвал способом и механизмом распределения постов между квалифицированными работниками.
Впервые русское общество было стратифицировано Инкельсоном, который выделил 9 страт (1985 год):
§ правящая элита;
§ высший слой интеллигенции;
§ аристократия рабочего класса;
§ интеллигенция, в которую включены управленцы среднего звена;
§ "белые воротнички" - разного рода служащие;
§ преуспевающие крестьяне из колхозов-миллионеров;
§ средние и малоквалифицированные рабочие;
§ средний слой крестьянства;
§ люди трудовых колоний.
Заславская выделила 79 социальных страт, т.е. каждый профессиональный слой разделила на квалифицированные и малоквалифицированные.
Венгерские ученые предложили проводить социальную стратификацию с введением индексов, куда включаются культурные различия и места проживания людей.
ВОПРОС 61
Говоря об обществе, мы подчеркиваем наличие в нем системообразующего компонента,
Который предопределяет деятельность людей и их взаимодействие. Материальное производство, или производство средств существования, является источниковой базой истории человечества - это его первый исторический акт. В связи с этим мы должны уяснить:
1. материальное производство нетождественно общественному производству, в общественное производство входят процесс как производства, так и воспроизводства непосредственной жизни и самого человека, а вместе с этим, и общественных отношений;
2. в структуру материального производства входят две взаимоопосредованные системы:
§ технологический способ производства - это способы взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда;
§ экономический способ производства - это тот общественный способ взаимодействия, который позволяет обществу нормально функционировать в определенный конкретно-исторический период.
Вычленение в материальном производстве технологического и экономического способов производства - вопрос спорный, дискуссионный. Вызвано это тем, что экономический способ производства, как способ производства материальных благ, включает в себя и технологический способ. Экономическая сфера жизни общества изучается многими дисциплинами. Это сегодня так, но исторически подобная концепция формировалась на протяжении двух столетий.
В первой половине 18 века Татищев рассматривал историю страны как историю судеб ее государственного строя. Щербатов, Карамзин, Погодин историю самодержавия рассматривали вместе с историей российского дворянства. Кавелин, Чичерин историю государства анализировали в связи с историей народа. Все три направления отдавали приоритет в изучении государственности, а не экономике.
Впервые роль экономического фактора в истории общества выделили Гиляровский, Рожков.
Начиная с 20-х годов приоритетной стала концепция противоречий между производственными силами, между производственными отношениями в ходе изучения истории. Тем не менее, в этот период историки Покровский (в качестве движущей силы прогресса считал торговый капитал и сферу обмена), Греков, Дружинин (рассматривали экономическую историю России, как самостоятельную в ее цивилизационном прогрессе), не были признаны.
Технико-технологические и экономические отношения взаимопроникают, создавая экономику страны. В 1977г. Каппа обосновал понятие техники как социального феномена. Он делает вывод: в технике человек материализует свое мышление, опредмечивает его. Отношение к технике как материализму мышления идет с античности. В Древней Греции техника для человека - средство возвышения; в средние века - богохульство; Новое время, эпоха Возрождения и Просвещения - техника рассматривалась как материальная основа желаемого общества. Этот вывод основывается на философских размышлениях Коперника, Ньютона, Бекона.
20-й век технику рассматривает как феномен разрушающий культуру. В последнее десятилетие 20 века НТР характеризуется как гносеологический процесс, определяющий социальные и экономические последствия. В основе технологического оптимизма и пессимизма техника рассматривается как вершина судеб человека, т.е. она возводится в абсолют, как относительно самостоятельный феномен. Отношение общества и техники сегодня рассматривается как отношение любого компонента системы с его частью. Философы рассматривают технику как базис и продукт цивилизации, использование которого зависит от культуры. Речь идет о технических революциях, которые явились толчком для создания материально-технической базы и, которые создают конфликты между производственными силами и производственными отношениями в обществе.
В социальной философии выделены две категории:
1. экономическая революция - это переворот в экономическом способе производства;
2. техническая революция - переход всей социальной системы на более высокую историческую горизонталь, что приводит к смене господствующего технологического способа производства.
С этой точки зрения выделяются четыре способа производства:
1. присваивающий;
2. аграрно-ремесленный;
3. индустриальный;
4. информационно-компьютерный.
Каждый из способов производства представляет собой единство материально-технической основы и, соответствующих ей технологических отношений. Средства труда на каждом этапе развития материального производства меняются. Присваивающее хозяйство требует от человека мускульной силы. В аграрно-ремесленный период необходим человек как главная механическая сила. Индустриальное общество характерным типом личности считает мобильность переключения на управление. Информационно-компьютерное общество формирует человека как контролирующий элемент производства. Экономический способ производства имеет две стороны:
§ производственные силы – это отношение общества к природе и степень овладения ею, включает средства и предметы, орудия труда;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46