Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

2.        принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений, классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом, некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Сегодня большое место в разработке теории диалектического закона единства и борьбы противоположностей имеет теория конфликта. Серьезный вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал властвующие элиты в современном западном обществе. Представляя общество в виде социально-политической и экономической структуры, он доказал, что реальное влияние на них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для войны всех против всех.

Козер считает потенциальной основой борьбы за власть конфликт, т.к. идет перераспределение доходов и осуществляется монополия на духовное лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для стабильности и устойчивости общества необходим баланс конфликтов.

Дариндорф утверждает, что в каждом обществе есть свои осевые линии социальных конфликтов - это есть механизм давления одних социальных групп на другие.

Конфликт - это оборотная сторона интеграции, поэтому он как и интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно, его надо направить в другое русло с помощью открытости и формализации. Перечисленные концепции ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных противоречий. Преодоление конфликта - это и есть гармония.



Вопрос 10

Одной из важных категорий социальной философии является понятие эволюция или социальная динамика, которая фиксирует развитие социокультуры и взаимодействие людей в тот или иной период прогресса. Ученые неоднозначно оценивают социальную динамику. Первые защищают в социальной динамике линейность, это означает, что любое общество, последовательно развиваясь, проходит одни и те же этапы развития, идентичные другим обществам. Другие ученые отстаивают цикличность социальной динамики и утверждают, что каждый социальный прогресс имеет фазы зарождения, расцвета, упадка. Эту точку зрения поддерживают ученые, которые рассматривают цивилизацию как последовательную смену культур. Третьи обосновывают спиралеобразность социальной динамики. Здесь приоритет отдается качественным показателям изменения и развития социальной динамики. Четвертые, социальную динамику рассматривают с позиции соотношения революционного и эволюционного в общественном прогрессе. Социальное познание предполагает анализ общественного сознания, использование при изучении социальных явлений и процессов общенаучных методов и форм знаний.


Вопрос 11

Философия как отрасль познания формирует практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру.

Природа и человек в философии проблематизируются, т.е. выделяются качественные характеристики окружающего нас мира, бытие человека с позиции природного и вне природного существования.

В связи с этим философское знание делится на:

—       онтологию - знание о бытие;

—       гносеологию - о познании;

—       аксиологию – учение о ценностной ориентации человека в окружающем мире.

Изучая бытие человека, философы уделяли внимание бытию как некой вне временной, имеющей начало, как некой субстанциональной основе неизменной или меняющейся лишь в своих внешних свойствах.

Этот комплекс проблем мы находим в размышлениях древнегреческих философов. В поисках абсолютного бытия объединялись усилия различных философских школ и направлений. Например: хмелецкая, атомисты, элиаты и т.д., но образ бытия созданный им сопутствует сегодня многим философским направлениям.

Категория бытия одна из самых значимых в сфере философского познания как в области организации материи, так и человеческой жизни.

Философия изучает всеобщие законы и объективную действительность и как установили ученые предельно общее свойственное всему миру является наличествование бытия, как единства.

Можно говорить о метафизическом, диалектическом, дуалистическом познании мира, но мы должны помнить, что все категории философии как и в других сферах знания взаимосвязаны друг с другом, и взаимообусловлены. Это и создает ценностную картину мира и его многообразия. Бытие стоит рядом с небытием, с существованием, пространством, временем, материей, качеством и количеством. Бытие отражает «нечто», что осуществляется в качестве многообразных и приходящих ситуаций. Последние неповторимы, ибо время необратимо. Это «нечто» не устойчиво ибо оно становится, изменяется, развивается в борьбе противоположностей как моментов складывающихся ситуаций. Развитие – это наращивание бытия, его интенсивности. Ученые установили, чем интенсивнее бытие, тем оно более хрупко.

К основным формам бытия относятся:

1.        бытие вещей, явлений;

2.        бытие человека;

3.        бытие духовного;

4.        бытие социального.

Бытие вещей и явлений – это либо естественные природные процессы, либо проявление «двойственной природы», созданной человеком; с другой стороны, бытие вещей и явлений независимо от сознания человека, но они могут быть созданы, опредмечены человеческим трудом, либо быть продуктами социально-исторического характера и пространственно-временного существования человека.

Человек – биологическое существо «вещь в мире природных вещей», поэтому он подвластен всем признакам и принципам биологической жизни. Но по сравнению с животным и природным миром человек имеет дух, иная сущность и мышление, сознание – высший тип бытия. Духовное бытие, бесконечное многообразие мыслей, чувств, переживаний сопрягаются с общественными или индивидуальными формами. Индивидуальное духовное с одной стороны – это необратимый поток быстроменяющихся побуждений, с другой – стабильные идеи, убеждения и ценности, которые могут жить беспредельно.

Бытие человека – сложный феномен, отягощенный сознанием собственной смертности и противоречивостью бесконечного общего бытия.

 Факт существования небытия многими философами отрицается. Еще Парменид говорил «никогда не докажут что-то, чего не существует». Чапышев поддерживает противоположную точку зрения, он считает, что бытие вторично по отношению к небытию. Тезис об относительности бытия и абсолютности небытия не отрицает их единства.

Бытие – форма существования небытия. С этим согласны все. Гегель назвал небытие «изнанкой бытия». Сегодня ярким примером отношения бытия и небытия, подтверждением выражения Гегеля может служить противоречие между системой и методом Гегеля.

Наличие абсолютного небытия – это результат памяти, с помощью ее человек сложно осознает трагизм своего небытия в будущем. Благодаря диалектическому воображению и диалектическому сознанию, индивид воспринимает свое небытие сквозь просвечивающееся бытие: в мыслях человек стремится убежать от небытия , вся психика у него проникнута страхом перед ним, поэтому он осмысливает идеал бытия через бытие духа, который способен порождать гениальное творение, которым является наука и религия.


Вопрос 12 (не весь)

Предпосылками возникновения философии было отдаление совокупного научного знания от нефилософских мировоззрений: от мифологии - в античном мире; от богословия - в эпоху возрождения.

1 аспект:

Сегодня от всего наследия нетрадиционных методов познания (предсказание, верование) которые существенным образом отличается от философского прогнозирования.

2 аспект:

Историческое разграничение знаний на общие (теоретические) и частные (эмпирические) в пределах самой науки.

Источники:

—        Древневосточная Философия

Со времен глубокой древности Восток, Индия, Китай привлекает внимание всех людей (йога и т.д.).


ВОПРОС 13

Предпосылками возникновения философии было отдаление совокупного научного знания от нефилософских мировоззрений: от мифологии - в античном мире; от богословия - в эпоху возрождения.

1 аспект:

Сегодня от всего наследия нетрадиционных методов познания (предсказание, верование) которые существенным образом отличается от философского прогнозирования.

2 аспект:

Историческое разграничение знаний на общие (теоретические) и частные (эмпирические) в пределах самой науки.

Источники:

 Древневосточная Философия

Со времен глубокой древности Восток, Индия, Китай привлекает внимание всех людей (йога и т.д.).

Древняя Индия и Китай

вырабатывая свою систему философского знания впервые обратились и к манускриптам, которые в основном давали натурфилософские знания, и через них они пытались постичь истину бытия, кульминацию поисков первоосновы бытия. Индии - воплощена в учении о Брахмане - это высшая объективная реальность зародыш всего сущего и творческого начала.

В Древнекитайской философии творец мира Шанда, первопорядок и покровитель индийских племен. С 15 в. до нашей эры. идет активный переход от мифологических систем взглядов к философии, несмотря на то, что этим учениям присущ образ живых, мифологизированных богов, в то же время они аккумулируют зачатки знаний.

Первоисточником философских размышлений  в древней Индии явилась веденческая литература. Она характеризовалась обширным набором религиозных текстов и подробным описанием религиозных культов. Этот слой веденческой литературы просуществовал до 6 века до нашей эры.

Второй этап веденческой литературы - это брахманизм, где дается описание религиозных ритуалов, в основном жертвенных, обязательных для исполнения.

В связи с тем, что брахманизм не имеет корней в веденческой литературе, и их учению отношение было чисто религиозным.

Третий этап веденческой литературы связан с унонимадами - это своего рода субъективный комментарий и вера. В них допускалось философское обоснование   религиозных актов и обрядов.

Центр рассуждений сместился с внешней ритуальной стороны, на внутреннюю сущность явлений.

Сегодня ученые констатируют, что отдельные произведения унонимады предвосхищают философские произведения Платона и Канта.

В этом учении первооснова мира - безличное, сущное Брахма, которое отождествляется с духовной сущностью каждого человека - Атман.

Самосознание с сознанием тождество. «Я и Атман» связывается высшее состояние  человека в котором он становится как Богом, так и мирозданием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.