Рефераты. Технико-экономический анализ деятельности предприятия

Рост доли этой задолженности в составе просроченных обязательств свидетельствует о наличии у предприятия серьезных финансовых затруднений.

На платежеспособность предприятия оказывает влияние оборачиваемость кредиторской задолженности, т.е. период предоставления кредита.

Период предоставления кредита в днях рассчитывается по каждому виду задолженности следующим образом:

Добр.кред.j = Д*Зкред.j/Оj,

где Зкред.j - средний остаток j-ой задолженности как среднеарифметическая величина остатка на начало и конец периода,

Д - анализируемый период времени в календарных днях,
Оj - величина дебетового оборота по счету j-ой задолженности (сч. 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, сч. 68 “Расчеты с бюджетом”, сч. 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, сч. 90 “Краткосрочные кредиты банка” и другие).

Для получения более достоверной информации следует привлечь ежемесячные данные об остатках кредиторской задолженности, отражаемые в журналах-ордерах №4 “Краткосрочные кредиты банков”, №6 “Расчеты с поставщиками”, №8 “Расчеты по авансам полученным”, “Расчеты с бюджетом”, №10 “Расчет по оплате труда”, “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” или в заменяющих их ведомостях.

Период кредитования в анализируемом периоде по каждому виду задолженности сопоставляют с продолжительностью кредитования в предыдущем периоде и по тенденции изменения судят об изменении условий получения кредита, то есть если Д1обр.кред.j>Д0обр.кред.j , то условия получения кредита улучшились. Если Д1обр.кред.j<Д0обр.кред.j , то условия кредитования ухудшились и, следовательно, платежеспособность предприятия снизилась.

Финансовая устойчивость предприятия будет зависеть от того, каким образом предприятие строило в анализируемом периоде взаиморасчеты со своими должниками (дебиторами). Необходимым условием стабильности деятельности предприятия является получение кредита на тех же условиях или лучших, чем условия на которых само предприятие его оказывает, то есть Д1обр.кред.j³ Д0обр.кред.j .

 

8. Оценка  объема продукции  в процессе финансового анализа

Одним из недостатков традиционного финансового анализа  является отсутствие метода оценки  способности предприятия к производству и реализации продукции. Эта способность характеризуется объемом продукции, произведенной и реализованной в отчетном периоде.

8.1. Общий подход к определению объемных показателей производства и реализации продукции.

Использование предлагаемого метода позволяет ответить на следующий вопрос:  занималось ли предприятие в отчетном периоде производством продукции, то есть выполняло ли оно свою основную - производственную функцию?

Наличие производства продукции свидетельствует о сохранении жизнедеятельности предприятия. Продолжая  производство предприятие поддерживает в рабочем состоянии оборудование, технологию, коммуникации. Сохраняются связи с поставщиками и покупателями. В условиях кризиса производство может быть нерентабельным. Оно может не обеспечивать притока средств, необходимых для самофинансирования. Тем не менее сохранение производства является первой задачей в условиях кризиса. Повышение его эффективности (рентабельности) является следующей по очереди  задачей.

Ответ на поставленный выше вопрос важен для многих субъектов хозяйственной деятельности. Он позволяет, в частности, дифференцировать  предприятия на живущие за счет реализации запасов продукции, изготовленной ранее, и на жизнеспособные, действующие. Например, банк, у которого завод просит кредит, должен быть уверен, что это - работающее предприятие, а значит есть реальный шанс возвращения кредита.

Инвестор, предполагающий купить акции, также должен быть уверен, что вкладывает деньги в работоспособную структуру.

На первый взгляд поставленный  вопрос звучит тривиально, и ответ на него получить просто. Например, можно взять квартальную бухгалтерскую отчетность предприятия, исследовать  “Отчет о прибылях и убытках”.  Если там фигурирует  выручка от реализации продукции, можно предположить, что предприятие работало. Для пущей уверенности можно лично посетить предприятие и на месте убедиться в наличии производственной деятельности.

Но установить реальное положение в результате такого исследования оказывается непросто. Да,  форма 2 может соответствовать истине - выручка есть на самом деле. Но реализуется продукция, произведенная давным-давно и многие месяцы пролеживающая на складе. А производство на предприятии-заемщике вообще простаивает. Работает же в цехах и вывозит произведенную продукцию арендатор, то есть совсем не тот, кто просит кредит.

Для получения правильного ответа на поставленный вопрос рассмотрим движение продукции на этапе ее производства и реализации, а также отражение этого движения на счетах бухгалтерского учета и во внешней бухгалтерской отчетности предприятия.

Процесс производства продукции выглядит движением активов предприятия, превращением их из одной формы в другую. Начинается этот процесс с потребления сырья, материалов, комплектующих изделий. На этой стадии они превращаются в детали, узлы, сборочные единицы, то есть в то, что носит название незавершенного производства.

После окончательной сборки изделий и приемки их заводской службой контроля качества незавершенное производство превращается в готовую (товарную) продукцию.

Готовая продукция отправляется покупателю и превращается в отгруженную продукцию.

Наконец, после поступления средств в оплату отгруженной продукции она превращается в продукцию реализованную.

Экономическими характеристиками объема производства и реализации продукции на этих стадиях является  выраженный в ценах или по себестоимости объем  валовой, товарной,  отгруженной и  реализованной продукции.

Современная внешняя отчетность содержит лишь сведения об объеме реализованной продукции (форма 2). В то же время для оценки жизнедеятельности предприятия необходимо знать  и иные объемные показатели. Из сказанного видно, что на действующем предприятии должны производиться прежде всего валовая и товарная продукция. Именно по этим показателям следует дифференцировать предприятия на производящие и простаивающие.

В бухгалтерском учете движение активов в процессе производства и реализации продукции отражается движением стоимости по “цепочке” конкретных бухгалтерских счетов (рис. 8.1). Исследование этой “цепочки” с целью расчета  объемных показателей производства и реализации продукции  лежит в основе предлагаемого алгоритма.

Затраты  на производство и реализацию продукции в отчетном периоде аккумулируются в дебете счета 20. Они составляют себестоимость валовой продукции. Из кредита счета 20 в дебет счета 40 списываются затраты, отражающие себестоимость готовой продукции. Из  кредита  счета 40 в дебет 45 - себестоимость отгруженной продукции. И, наконец, из кредита счета 45 в дебет счета 46 - себестоимость реализованной продукции. Последняя отражается в “Отчете о прибылях и убытках”.

Следует отметить, что в современном “Отчете о прибылях и убытках”  может указываться также часть затрат, прошедшая мимо счетов 20, 40 и 45, - управленческие и коммерческие расходы.

На начало года и на конец отчетного периода в бухгалтерском балансе отражаются остатки по перечисленным счетам.

Каждый бухгалтерский счет представляет из себя балансовую таблицу. Для них можно написать следующие уравнения баланса:

СНЗПн + СВП = СНЗПк + СТП,

СГПн + СТП = СГПк + СОП,                                     (8.1.1)

СОПн + СОП = СОПк + СРП

Именно эти уравнения и являются основой для расчета объемных показателей производства  и реализации продукции. Алгоритм анализа предполагает движение по “цепочке” в обратном направлении - от счета 46 к счету 20. Определив себестоимость реализованной продукции (по форме 2) и учтя изменение остатков отгруженной продукции или соответствующей дебиторской задолженности (по балансу) можно рассчитать себестоимости готовой (товарной) продукции и по динамике запасов незавершенного производства находим себестоимость валовой продукции.

 Технико-экономический анализ деятельности предприятия


 

Рис. 8.1. “Цепочка" счетов производства и реализации

где      сч.20 “Основное производство”;

сч.40 “Готовая продукция”;

сч.45 “Товары отгруженные”;

сч.46 “Реализация продукции (работ, услуг)”;

 

СВП - себестоимость валовой продукции отчетного периода, р;

СТП - себестоимость товарной продукции отчетного периода, р;

СОП - себестоимость отгруженной продукции отчетного периода, р;

СРП - себестоимость реализованной продукции отчетного периода, р;

СНЗПн, СНЗПк - остатки незавершенного производства на начало и конец отчетного периода, р;

СГПн, СГПк - остатки готовой (товарной) продукции на начало и конец отчетного периода, р;

СОП н, СОПк - остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и конец отчетного периода.


8.2. Методы оценки объемов произведенной и реализованной продукции

Реализованная продукция - количество изделий (работ, услуг), в оплату которых предприятию поступили денежные или другие платежные средства, Это определение соответствует способу учета реализации “по оплате”. Кроме него допускается способ учета реализации “по отгрузке”,  когда к реализованной относится продукция, по которой выставлены документы на оплату.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.