Рефераты. Технико-экономический анализ деятельности предприятия

Базовый

период                 

Отчетный

период

1. Отпускная цена, р. (Ц)

     100

     105

2. Полная себестоимость  изделия, р. (Сп)

       60

       68

3. Косвенный налог (НДС):

     - ставка, % к Ц

     - сумма на изделие, р.

 

     16,67

     16,67

 

     16,67

     17,05

4. Физический объем реализации,  ед. (N)

     2000

      2100

 

Пример 5.2.  Факторный анализ прибыли от реализации продукции.

1) Прпо= (100-16,67-60)*2000=46660 рублей

     JN=N1/No= 2100/2000= 1,05

     N= Прпо(JN -1)= 46660*(1,05-1)= 2333 рублей

2) DПц= Ц1Nо - ЦоNо= 105*2000-100*2000=10000 рублей

3) DПн= НкоNо -Нк1Nо= 16,67*2000-17,5*2000= -1660 рублей

4)DПс= СпоNо-Сп1Nо= 60*2000-68*2000= -16000 рублей

5) DПрп» 2333+10000-1660-16000= -5327 рублей

6) Оценка ошибки

    Прп1= (103-17,5-68)*2100=40950 рублей

    DПрп= Прп1- Прпо= 40950-46660= -5710 рублей

    Еотн= (-5710)-(-5327) *100 » 7%

                     (-5327)

 

5.2 Анализ рентабельности

5.2.1. Состав показателей рентабельности

 

Для оценки рентабельности (прибыльности) рассчитывается два типа показателей:

1) показатели рентабельности предприятия;

2) показатели рентабельности продукции.

Оценка рентабельности предприятия может производиться с помощью следующих показателей.

1. Показатели рентабельности капитала:

а) собственного капитала

Рсобств.к. = (Пчист. / Пср’IV )*100                                      

где Пср’IV - средняя величина собственного капитала, р.,

Пчист - величина чистой прибыли, р.

Показатель характеризует эффективность использования собственного капитала.

б) акционерного (уставного) капитала

Ракц.к. = (Пчист./ Кус)*

где Кус - средняя величина акционерного (уставного) капитала, р.

в) инвестиционного (перманентного) капитала:

Ринв.к. = (Пчист./ Кик )*

где Кик - средняя величина инвестиционного капитала, р.

Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов.

2. Рентабельность активов:

Ракт. = [Пчист./(Б - АIII )СР] * 100

Здесь в знаменателе - средняя величина активов (за вычетом убытков), р.

Показатель отражает эффективность использования имущества предприятия.

3. Рентабельность оборотных активов

Р обр.акт. = (Пчист./ АII СР) * 100

где АII СР - средняя величина оборотных активов, р.

Средняя величина капитала, активов определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.

Данные показатели изучаются в динамике и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйства.

 

5.2.2. Факторный анализ рентабельности продукции

 

Факторный анализ этих показателей в процессе финансового анализа осуществляется на основе “Отчета о прибылях и убытках”.

Факторный анализ рентабельности продукции проводится на основе модели

 

rС = Прп / С рп = (РП - Срп)/Срп

 

где Прп - прибыль от реализации продукции, р.,

РП - объем реализации в отпускных ценах (без НДС и иных косвенных  налогов), р.,

Срп - полная себестоимость реализованной продукции, р.

Для факторного анализа используем метод цепных подстановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а ее себестоимость - качественным. Тогда прирост рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определяться как

 

DrС  = Прп1 / С рп1  - Прп0 / С рп0 = (РП1 - Срп1)/Срп1 -  (РП0 - Срп0)/Срп0 = РП1/Срп1 -  РП0/Срп0 = (РП1/Срп1 -  РП1/Срп0 ) + (РП1/Срп0 -  РП0/Срп0 )= Dr С С + DrРП С

 

Здесь составляющая Dr С С характеризует влияние изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продукции. А составляющая DrРП С - влияние изменения объема реализации. Они определяются соответственно:

Dr С С  = РП1/Срп1 -  РП1/Срп0 ,

DrРП С = РП1/Срп0 -  РП0/Срп0.

 

Пример 5.3.  Выполним факторный анализ динамики рентабельности продукции по данным примера 5.1.

Решение:

1. Полная себестоимость реализованной продукции

- отчетного периода: С рп1 = 690 + 56 + 196 = 942,

- базисного периода: С рп0 = 702 + 5 + 15 = 722.

2. Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:

Dr С С = 1067/942 - 1067/722 = - 0,345.

3. Влияние изменения объема реализованной продукции на динамику рентабельности продукции:

 DrРП С = 1067/722 - 990/722 = + 0,107.

4. Общее изменение рентабельности продукции:

 D= 0,107 - 0,345 = - 0,238.

Вывод: по сравнению с базисным периодом рентабельность продукции снизилась на 0,238 (23,8%) под влиянием следующих факторов:

- за счет изменения себестоимости реализованной продукции она уменьшилась на 0,345 (34,5%),

- за счет изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах она возросла на 0,107 (10,7%).

 

5.2.3. Факторный анализ рентабельности продаж

 

Аналогичным образом выведем модели для факторного анализа рентабельности продаж. Исходный показатель имеет вид:

 

rПР= Прп / РП = (РП - Срп)/ РП

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.