В процессе анализа следует установить факторы, влияющие на экономический показатель, и степень влияния динамики каждого из факторов на динамику показателя. Факторы - это либо условия, необходимые для совершения хозяйственных процессов, либо причины, оказывающие влияние на результаты этих процессов. Факторы делятся на первичные и вторичные.
Первичные факторы - это объективные условия совершения хозяйственных процессов. Они, как правило, не имеют количественного выражения в виде определенных экономических показателей.
Вторичные факторы - это результаты действия первичных факторов. Они могут быть количественно выражены в виде определенных экономических показателей.
Анализ влияния факторов на результаты деятельности организации является основой для определения резервов производства. В ТЭАДП под резервами понимают еще не использованные возможности улучшения показателей деятельности предприятия. Обычно резервы измеряются разрывом между достигнутым и возможным уровнем этих показателей, исходя из накопленного производственного потенциала. Под производственным потенциалом понимают максимальный возможный производственный результат при наиболее эффективном использовании средств производства и труда, передовых форм организации производства, при имеющемся уровне техники и технологии.
В ТЭАДП факторы часто рассматриваются как аргументы показателя хозяйственной деятельности. Факторный анализ заключается в оценке влияния изменения отдельных факторов на величину изменения результирующего показателя. Математически задача, как правило, сводится к изучению влияния динамики факторов-аргументов на динамику показателя-функции.
Сами факторы обычно также являются экономическими показателями, имеющими составную структуру.
Метод - это подход к изучению реальной действительности, способ исследования природы и общества. Методы позволяют вскрыть причинно следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные показатели; наиболее точно измерить степень влияния каждого фактора; выявить имеющиеся резервы, использование которых повышает уровень эффективности деятельности организаций.
К основным методам ТЭАДП относятся:
а) общенаучные:
· методы диалектики (анализ, синтез, индукция, дедукция);
· методы статистики (группировка, индексы, ряды динамики, теория корреляции и др.),
б) специальные:
· сравнение;
· цепные подстановки;
· дифференцирование;
· интегрирование;
· логарифмический метод.
Сравнение - важнейший метод анализа, позволяющий оценивать ход и результаты деятельности организации. Применение метода сравнения является первым этапом всякого аналитического исследования. В процессе анализа фактические результаты деятельности организации в анализируемом периоде сравниваются с аналогичными показателями по различным направлениям.
Основными направлениями сравнения являются:
· сравнение с запланированными показателями, в результате которого определяют степень выполнения плана по определенным показателям, причины отклонений от плановых заданий;
· сравнение с показателями предшествующих периодов дает представление о тенденциях изменения показателей , характеризует эти изменения в динамике за ряд периодов;
· сравнение показателей работы организации с показателями деятельности родственных организаций позволяет определить ее конкурентоспособность.
Необходимым условием правильности выводов, получаемых на основе сравнения показателей, является обеспечение их сопоставимости, т.е. их однородности, однокачественности. Сопоставимость показателей может быть достигнута:
· применением сопоставимых оценок факторов при сравнении объемных (количественных) показателей. Например, при сравнении объемов выпуска продукции за отдельные годы, их выражают в одних и тех же сопоставимых ценах;
· исключением влияния количественного фактора при сравнении качественных показателей, т.е. пересчетом сравниваемых качественных показателей на одинаковое количество. Так, определяя выполнение плана по себестоимости товарной продукции, сравнивают фактическую и плановую себестоимость одного и того же фактического объема выпущенной товарной продукции;
· применением единой методики расчета сравниваемых показателей;
· приведением сравниваемых показателей к однородному составу. Так, сопоставление себестоимости отдельных видов продукции по годам можно проводить только в том случае, если она рассчитана по одним и тем же элементам и статьям расходов;
· применением относительных показателей, т.е. показателей динамики (темпов роста, темпов прироста и т.д.).
Для того, чтобы объективно оценить результаты, достигнутые организацией, относительные величины необходимо использовать в сочетании с абсолютными. Числено одинаковые относительные показатели могут иметь разное значение в зависимости от различий в абсолютных показателях, на основе которых получены эти относительные величины. Поэтому в процессе анализа определяют абсолютное значение одного процента прироста, разделив абсолютный прирост показателя на темп прироста. В процессе сравнения определяется:
а) абсолютный прирост показателя
DП=П1-П0
где П1,П0 - текущее и базовое значение показателя П;
б) относительный прирост показателя
dП=(DП/П0)*100%;
в) индекс показателя:
I= П1/П0
г) абсолютное значение одного процента прироста показателя
П%= DП/dП.
Например, если объем продукции одной организации в отчетном году составил 11,0 млн.руб., а в предшествующем году 10,5 млн.руб., а в другой организации эти объемы соответственно равны 35,0 млн.руб. и 33,4 млн.руб., то темпы роста объема продукции и в первой, и во второй организациях одинаковы - 104,8% (11,0/10,5*100 и 35,0/33,4*100). Однако абсолютный прирост объема продукции в первой организации составил 0,5 млн.руб. (11,0 - 10,5), а во второй - 1,6 млн.руб. (35,0-33,4), поэтому абсолютное значение одного процента прироста в первой организации равно 104,2 т.р. (500:4,8), а во второй 333,3 т.р. (1600:4,8). Таким образом, значимость (весомость) одного процента прироста продукции у второй организации в 3,2 раза выше, чем у первой. Следовательно, изолировано взятый абсолютный или относительный показатель может очень односторонне отразить изучаемый процесс, в то время как рассмотрение относительных и абсолютных показателей в их единстве устраняет такую односторонность.
Индекс - это показатель, характеризующий относительные изменение какого-либо показателя хозяйственной деятельности по сравнению с уровнем, принятым за базу. Он рассчитывается как:
где, - текущее и базисное значения показателя П.
В качестве базы обычно выступает:
1. уровень другой организации;
2. уровень иного периода (динамический индекс);
3. нормативный уровень (индекс выполнения плана или норм)
Если показатель П является произведением нескольких факторов: П= x1* x2* ....* xn , то индекс этого показателя будет определятся отношением
где , (i= 1, n) - текущее и базисное значения фактора i,
- индекс фактора i ( субиндекс):
Субиндекс характеризует влияние динамики фактора xi на динамику показателя П.
Пример 1.1. Выручка, полученная организацией от производства и реализации продукции, может рассчитываться как
ВПР= Ц*М,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61