Банковская сис-ма вкл-т ЦБРФ (центр. Банк), кредитные организации и их ассоциации.
Типы банковской сис-мы:
- распределительная централизованная банк. сис-ма;
- рыночная банк. сис-ма;
- сис-ма переходного периода.
Банк являясь элементом банк-ой сис-мы должен:
Иметь статус банка, лицензию на совершение операций, взаимодейст-ть с др. элементами сис-мы.
Типы кредит. организ-й:
- расчетные небанк. кр. орг-ии
- небанк. кр-е орг-ии инкассации
- небанк-е депозитно-кредитные организации.
19. современное состояние банк-й сис-мы РФ.
Представляет собой сис-му переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на 2 яруса: 1 охватывает учреждения ЦБРФ, осущест-го выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей явл. обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деят-ю коммер-х банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых обслуживание клиентов, предоставление им разнообразных услуг (кредит-ие, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции).
Банковская сис-ма находится в стадии переходной сис-мы: она содержит компоненты рыночной банк. сис-мы, однако, их взаимодействие еще недостаточно развито. Рыночная сис-ма, возникла из централизованной сис-мы. В ней должны более полно учитываться особенности и условия рыночной экон-ки. Элементами банк. сис-мы явл банки, некоторые специфические финанс. институты, выполняющие банк-е операции, но не имеющие статуса банка, также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кр-х институтов.
На практике функц-ет многообразие банков. В зависимости то того или иного критерия их м.
классифицировать след. образом. По форме собст-ти: государс-е, акционерные, кооперативные, частные и смешанные.
20, 21. ЦБРФ: сущность, статус, операции, цели деят-ти и функции.
ЦБ явл. юрид. лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого – обособленность имущества банка от имущ-ва го-ва (формально собст-к гос-во, но банк распоряжается). Этим ЦБ отличается от государственного банка, имущ-во кот. полностью контролируется гос-ом.
Основным правовым актом, регулирующим деятел-ть ЦБ явл. Закон о ЦБ, в кот. определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руковод-о состава, взаимоотношения с гос-ом.
ЦБ сочетает в себе черты коммерческого банк. учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной сис-мы.
ЦБ обычно создается в форме АО. Как правило его капитал принадлежит гос-ву (Франция, Германия). Если гос-во владеет лишь частью кап-ла (Япония) или акционерами ЦБ явл. коммерчес. Банки (США) и др. фин. учреждения (Италия), гос-во все равно играет ведущую роль в формировании органов управления ЦБ.
Взаимодействие ЦБ с органами гос. власти м.б. в виде 2 моделей:
1 ЦБ выступает агентом министерства финансов и проводником его ден. пол-ки;
2 ЦБ независим от правител-ва.
В большинствн стран функцион-ет промежуточная модель, где ЦБ подотчетны казначейству или мин. Финансов, т.е. они уполномочены давать инструкции ЦБ, но на практике так. случаи редкость.
При разногласиях мин. Финансов и ЦБ возможен тол. административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства.
Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность ЦБ перед парламентом.
Функции ЦБ:
Делятся на регулирующие, контрольные и обслуживающие.
1 К регулирующим отн-ся:
- управление совокупным ден. оборотом; - регулирование ден.-кредитной сферы;
- регулирование спроса и предложения на кредит.
2 Контрольные функ-ии вкл.:
- осуществление контроля за функционированием кредитно -банковской сис-мы;
- проведение валютного контроля и регулирования.
3 Обслуживающие функ-ии заключаются в :
- организации платежно-расчетных отношений (бесперебойное функ-е наличной и безнал. сис-мы)
- кредитовании банковских учреждений и правительства;
- выполнении роли финансового агента правительства (ведение правительственных счетов и управление активами).
Операции ЦБ:
Активные операции – операции по размещению ресурсов.
1 учетно-ссудные операции
2 вложения в ц.б.
3 операции с золотом и валютой
Учетно-ссудные оп. делятся на учетные опер. и краткосрочные ссуды гос-ву.
Учетные операции- покупка
векселей у государ-ва и банков.
Покупка векселей у коммер. банков называется переучетом, т.к.при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, купленных у клиентов. (доход – разница м/у суммой покупки векселя у КБ и суммой при погашении векселя у должника).
Ставка по кот. ЦБ предост-ет ссуды ком. банкам и переучитывает их векселя наз. учетной ставкой ЦБ.
Еще есть прямые банковские ссуды правительству сроком не более года, также под обеспечение векселями.
Банковские инвестиции – покупка гос. облигаций осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской сис-мы, ден. массы и курса гос. облигации, кредитования правительства, управления гос. долгом.
Вложения в ц.б. осуществляется для покрытия бюджетного дефицита. (предост-е кредита).
Пассивные операции- с их помощью образуются банковские ресурсы.
1 эмиссия банкнот (выпуск не обеспечена золотом. Обеспечением служат активы ЦБ, т.к. все зависит от ссуд банкам, покупки гос. ц.б., иностранной вал. и золота.)
вклады казначейства и КБ явл. источником ресурсов ЦБ.
22. Основные направления денежно-кредитной политики РФ на 2005 год.
В предстоящий трехлетний период Правительством РФ и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5 - 8,5% в 2005 году, 6,0 - 7,5% в 2006 году и 5,0 -6,5% в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.
Сохранится режим управляемого плавающего валютного курса, диапазон повышения реального эффективного курса рубля в 2005 году составит от 0% до 8%. рост валютных резервов — от $7,6 млрд. до $34 млрд. Отток капитала не превысит уровень текущего года, который, по данным ЦБ РФ, составит $9 млрд. Процентная политика ЦБ РФ будет направлена на сближение процентных ставок по активам, номинированным в национальной и иностранной валютах. Банк России в 2005 году намерен продолжить использование существующих инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности, а также расширить ломбардный список, включив в него высоколиквидные ценные бумага крупнейших российских эмитентов.
Кроме того ЦБ РФ пересмотрел прогноз по инфляции в РФ на 2004 год — вместо изначальных 10%, максимальное значение этого показателя было увеличено до 11%. Однако после заседания Госдумы глава ЦБ Сергей Игнатьев сказал журналистам, что инфляция по итогам года может достичь 11,6-11,7%.
С 1 января 2005 года вступает в силу закон о консолидированной финансовой отчетности
Таким образом, финансовая отчетность акционерных обществ приводится в соответствие с международными стандартами. Это систематизированная информация, отражающая финансовое положение, результаты деятельности и изменение финансового положения компании и других связанных с ней организаций. Действие закона распространяется на банки, а также на иные организации, акции которых продаются на торгах фондовых бирж. Консолидированная финансовая отчетность не может быть использована для налогового контроля. Она представляется акционерам, сотрудникам организации и уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
23. Коммерческие банки. Классификация, функции и принципы деятельности
Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.
В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответсвии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке:предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции.
Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков: по характеру собственности (государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные и смешанные); по видам операций (универсальные и специализированные); по территориальному признаку (международные, республиканские, региональные и обслуживающие несколько регионов страны); по отраслевой ориентации (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые).
В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной.
Орган-ное устройство комм-ких банков соотв-ует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.
Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деягельностыо банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.
Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.
Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40