2. бюджеты членов федерации
3. местнве бюджеты.
Россия явл-ся федерацией, Федерация – это такая форма гос устр-ва , при к-ой входящие в состав гос-ва федеральные единицы имеют собств законод-во и собств законодат, исполнит и судебные органы.
В основе разгранич компетенции органов гос власти и мест самоупр по регулированию бюдж правоотношений нах-ся положения, установл в Конституции РФ.В БК четко опр-ся бюджетная компетенция субъектов в публичной власти. Самр понятие компетенция предполагает, что за каждым уровнем власти закреплены предметы ведения, права и обяз-ти в бюдж сфере.
Наиб объем бюдж прав и обяз-тей сосредоточен на фед уровне власти:
1.установление общих принципов орг-ции и функц-ия БС РФ
2. разграничение налогов и др дох м/д уровнями БС, а также распределение в порядке межбюдж регулирования доходов от фед налогов и сборов, и иных дох ФБ м/д бюдж-ми разных уровней БС
разгранич полномочий по осущ расх м/д бюдж разных уровней БС
3. составл и рассм поекта ФБ, его утвержд и исполнение, осуществл контроля за его исполнением, утверждение отчетов об исп ФБ и бюдж-ов гос внебюдж фондов.
4. предоставл фин помощи и бюдж ссуд нижестоящим бюдж
5. утвержд бюдж классификации
6. упр-ие гос долгом и др.
3.Организация бюдж системы в РФ и ее принципы. Организационно-правовые основы ее построения.
Бюджетная система РФ – это совокупность бюджетов административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных уровней:
-федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-бюджетов субъектов РФ – региональных бюджетов (бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных бюджетов, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов федеральных городов – Москва и Санкт-Петербург) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
-бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).
Бюджетная система РФ является для стран, имеющих федеративное устройство. Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские). Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальных бюджетов, в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.
Бюджетная система РФ функционирует на определенных принципах. Рассмотрим их.
Принцип единства бюджетной системы РФ сводится к единству правовой базы, денежной системы, единству форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также к единому порядку финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и ведения бухгалтерского учета средств этих бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов - это 1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесса; 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы; 3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, а также полномочий по формированию доходов бюджетов соответствующих бюджетов; 4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; 5) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов или решений в бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 6) недопустимость компенсации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов или решений о бюджете за счет бюджетов других уровней (за исключением случаев, связанных с изменением законодательства).
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов требует отражения в обязательном порядке и в полном объеме всех их доходов и расходов и иных обязательных поступлений, определенных налоговым и бюджетным законодательством. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением этих отсрочек и рассрочек, предоставляемых в пределах текущего финансирования года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному доходу бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета необходимо стремиться к минимизации бюджетного дефицита.
Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств требует от соответствующих органов и получателей бюджетных средств исходить при составлении и исполнении бюджетов из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов сводится к тому, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
Принцип гласности предполагает: 1) обязательное опубликование в печати утвержденных бюджетов и бюджетных отчетов, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; 2) обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета сводится к надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных их получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности, в том числе направлению средств, предусмотренных бюджетом, на цели, не обозначенные в нем, квалифицируются как грубые нарушения.
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.
Источниками бюдж права явл-ся норматив правовые акты разл юрид силы, к-ые м условно разделить на 2 группы:
нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюдж отношений;
финансово-плановые акты, к к-ым относятся собственно бюджеты, фин планы ведомств, сметы учреждений и т.д.
Осн источником бюдж права в РФ является Конституция РФ. Конст устанавливает форму госуд устройства РФ и принципы взаимодействия федер центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федератив устр-тву России, опр-ся предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения.
Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного самоупр самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие собственно бюдж законодательство РФ.
Бюдж законод-во включает в себя Бюдж кодекс РФ и принятые в соотв с ним:
федеральные законы о федеральном бюджете;
законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;
норматив правовые акты муницип образований о местных бюджетах;
иные федер законы, законы субъектов РФ, нормат правовые акты представительных органов местного самоупр, регулирующие бюдж правоотношения;
нормы м/дународного права.
5. Бюдж классификация, ее состав и назначение. Изменения в бюдж классификации. Важнейшей составляющей устр-ва БС явл-ся БКл. Она предст-ет собой группировку дох и расх бюджетов всех уровней, а также источники финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик.
БКл-цию устанавливает МинФин РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения гос бюдж-та. Построение БКл-ции регламентируется Ф з «О БКл РФ». Этот док-т включает в себя:
1. класс-цию доходов бюджета РФ
2. функциональную класс-цию расх бюдж РФ
3. экономич клаа-цию расх бюдж РФ
4. класс-цию источников внутр финансир-ия дефицита бюджета РФ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40