Рефераты. Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

       - косвенную сдельную заработную плату, применяемую в отношении работников, обслуживающих других, оплачиваемых по прямым сдельным расценкам;

       - сдельно-прогрессивную заработную плату, применяемую, когда в пределах установленных  норм выработки труд оплачивается по прямым расценкам, а сверх нее – по повышенным;

       - сдельно-премиальную, сочетающую сдельный заработок с премией за качественные и количественные результаты деятельности.

       Аккордная система заработной платы – вознаграждение определяется сразу за весь объем выполненной работы.

       Помимо основной заработной платы работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Действенным стимулов повышения эффективности труда является система итогового вознаграждения. Основанием для премирования служат: экономия ресурсов, увеличение прибыли, инновации, научные достижения и пр. Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина должна составлять не менее 30 процентов основного заработка. Новым видом денежного вознаграждения является система участи работников в прибыли, когда ежемесячные выплаты могут быть до 75 процентов.

        Социальные методы – это способы воздействия на социальные интересы работников в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. Социальные методы подразделяются на социальные исследования, планирование и регулирование (рис).

        Социальные исследования – это методы изучения социальных интересов работников организации. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (например, жилье, здоровье, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации др.).

 


Рис. Социальные методы управления


         Социальное планирование – это методы планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны труда, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, выявленных в процессе социальных исследований.  Реализуется оно путем внесения соответствующих разделов, касающихся социальных вопросов, в коллективный договор, разработки различных планов, например, Плана организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий по охране труда, Плана реконструкции и ремонта вспомогательных помещений и др. Как правило, такие планы составляются на один год или 4 -5 лет.

        Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей работников. Оно включает в себя проведение следующих мероприятий:

         - внутри- и межфирменные обмены опытом;

         - процедуры принятия новых работников в организацию;

         - проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация различных конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников на пенсию и др.

        Психологические методы – это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата. Различают следующие группы психологических методов (рис):

        - методы психологического побуждения – направлены на достижение психологической совместимости работников;

        - диагностические методы – направлены на получение психологических сведений об объекте и субъекте управления;

          - методы гуманизации труда – базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, например, цветового решения интерьера производственных и бытовых помещений. В зависимости от психофизиологического воздействия на человека цвета подразделяются на две группы: теплые (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, пурпурный и их оттенки) и холодные (зеленый, синий, зелено-голубой, фиолетовый).

         - методы установления и поддерживания нормальных взаимоотношений между людьми – призваны создавать условия, позволяющие общаться непринужденно, откровенно, полностью раскрывая интеллектуальный потенциал;

       - мотивирующие методы – связаны с формированием у подчиненных мотивов достижения целей;

        - регулирующие методы – связаны с упорядочением, изменением определенных сторон сознания в положительную сторону.

                    

Рис. Психологические методы управления

 

         Условием эффективности применения всех рассмотренных методов управления выступает их комплексное использование, направленное на одновременное удовлетворение объективно присущих людям экономических (имущественных), организационных, социальных и психологических интересов.



7.      Понятие, значение и этапы принятия управленческих решений.


7.1. Типы управленческих решений и требования к ним

 

        Управленческое решение – это осознанный выбор того, как вести себя или мыслить определенным образом в данных обстоятельствах. Принятие решения – это процесс выбора курса действий из двух или нескольких альтернатив. Если выбор сделан – решение принято. Принятия решения не избежать, ибо сам по себе уход от принятия решения – уже принятие решения.

       Необходимостью  принятия решения пронизано все в деятельности менеджера. Управленческое решение можно рассматривать как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

       Процесс принятия решения начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается разработкой действий по устранению этой проблемной ситуации.

       С содержательной точки зрения – управление представляет собой циклический, повторяющийся процесс выполнения определенных видов деятельности:

       - сбора и анализа информации о состоянии объекта управления;

       - определение цели функционирования;

       - выработки управленческого решения.

       Этот процесс называется управленческим циклом. В различных социально-экономических и технических системах структура этих циклов различная, однако, какой бы тип управленческого цикла мы не взяли, центральное место в нем занимает управленческое решение.

       Цель (система целей) принятия решений базируется на знании объективных закономерностей функционирования и развития управляемых систем и учете всех особенностей конкретной ситуации, в которой принимается решение. Поэтому принятие решения содержит в себе элементы науки, творчества и искусства.

        Общепризнанными критериями деления задач принятия решений и соответственно самих решений являются.

1. По степени определенности информации:

         - решения, принимаемые в условиях определенности;

         - решения, принимаемые в условиях вероятностной определенности;

         - решения, принимаемые в условиях неопределенности.

2. По количеству лиц, принимающих решение:

         - единоначальные решения;

         - коллегиальные решения (совет директоров);

         - коллективные решения (общее собрание акционеров);

         -смешанные решения.

 3. По степени охвата объекта управления:

    - общие решения;

    -  частные решения;

    - локальные решения.

 4.По длительности действия и характеру целей:

          - стратегические решения;

          - тактические решения;

          - оперативные решения.

     5. По содержанию задачи принятия решения:

             - экономические решения;

             - организационные решения;

             - технические решения;

             - технологические решения;

             - финансовые решения;

             - административные решения.

      6. По количеству целей:

             - одноцелевые решения;

             - многоцелевые решения;

      7. По повторяемости:

             - одноразовые (случайные) решения;

             - повторяющиеся (рутинные).

      8. По объекту воздействия:

             - внешние решения;

             - внутренние решения.

      9. По форме фиксации:

             - письменные решения;

             - устные решения.

      10. По жесткости регламентации:

             - контурные;

             - структурированные;

             - алгоритмические.

         Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

         - научная обоснованность;

         - оптимальность, эффективность и экономичность;

         - единство;

         - полномочность;

         - директивность (обязательность исполнения);

      - непротиворечивость с ранее  принятым решением;

      - своевременность или оперативность;

      - точность, ясность, лаконичность в формулировках;

      - комплексность (учет всех сторон, действующих на решение);

      - направленность (адресность), конкретность и ответственность.

7.2. Методика и этапы принятия управленческого решения

 

        При разработке управленческого решения следует учитывать два основных момента. Во-первых, принять решение очень легко, но принять эффективное решение чрезвычайно трудно. Во-вторых, принятие решения психологический процесс, поэтому подходы, используемые менеджерами при их принятии, варьируются от спонтанных до высокологичных.

        Существует несколько подходов к разработке управленческого решения.

        1. Централизованный подход. Состоит в том, что принятия решения осуществляется высшим руководством организации. Это обеспечивает высокую эффективность принятого решения за счет централизации информации в одном органе и использование опыта и знаний высшего руководства.

        2. Децентрализованный подход. В крупных организациях решения принимаются, децентрализовано средним и низшим звеном управления. Такой подход имеет ряд достоинств: повышается авторитет менеджеров за счет доверия им; знание реальной обстановки на местах; разгруженность высшего руководства. Однако имеется существенный недостаток – сложность координации принимаемых решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.