К информации предъявляются следующие требования.
1. Качественность. Все параметры информации должны удовлетворять всем необходимым условиям для принятия оптимальных управленческих решений.
2. Достоверность. Информация должна строго соответствовать объективным показателям развития производства, так как недостоверная информация еще хуже ее отсутствия.
3. Достаточность. Любое сообщение или документ должны содержать минимально необходимое количество информации, чтобы достаточно полно охарактеризовать наиболее существенные определяющие стороны развития производства.
4. Доступность. Информация должна быть представлена в виде, доступном для принятия управленческих решений и не требовать дополнительной переработки.
5. Однозначность. Информация не должна допускать различных толкований и должна всеми восприниматься одинаково.
6. Оперативность. Информация должна поступать своевременно, так как она является «скоропортящимся продуктом».
7. Экономичность. Информация является продуктом труда людей и как таковая имеет стоимость.
8. Оптимальность. Информация должна обеспечить максимум управленческого эффекта при минимальных затратах труда и средств.
9. Точность. Информация должна быть как можно ближе к оригиналу, который она выражает.
10. Лаконичность. Должно быть, сокращенное время на передачу информации и на ее восприятие.
11. Логичность. Обосновывает непротиворечивость, последовательность, доказательность сообщений, значимость их и ясность целей, достижению которых информация должна служить.
12. Полезность. Информация должна служить делу.
13. Соответствие компетентности субъекта управления, использующего информацию. Каждый орган управления должен получать только ту информацию, которая ему необходима для принятия решения соответственно его служебному положению.
14. Систематизированность, комплексность. При передаче информации ее необходимо представить в удобном для использования виде.
В настоящее время все виды управленческой информации можно классифицировать по следующим основным признакам.
1. По отображаемым объектам управления: о населении, о природных ресурсах, о средствах производства.
2. По фазам и процессам воспроизводства: о производстве, об обращении, о распределении и потреблении.
3. По отраслям народного хозяйства: о промышленности, о сельском хозяйстве, о транспорте.
4.По целевому назначению: политическая, плановая, отчетно-статистическая, учетно-бухгалтерская.
5. По характеру носителей информации: документированная и недокументированная.
6. По стадиям формирования: первичная, промежуточная и сводная.
7. По направлению движения: входящая, внутренняя и исходящая.
8. По периодичности: периодическая и непериодическая (разовая).
9. По форме изложения: письменная и устная.
10. По характеру поступления: систематизированная и несистематизированная.
11. По степени узаконенности: информация, утвержденная вышестоящими органами, утвержденная внутри организации и не утвержденная.
12. По обработке: простая (не обработанная) и аналитическая (обработанная).
13. По степени охвата: общая информация для предприятия и частная для подразделений, служб.
14. По способу приема передачи: курьером, почтой, электронная передача.
15. По адресации: исполнителю, подразделению, службе.
16. По значимости: главная, второстепенная, случайная.
17. По сохраняемости: длительно сохраняемая информация и сохраняемая на короткое время; не сохраняемая.
18. По способам обработки: ручным способом, машинным, смешанным.
19. По степени секретности: информация особой важности; совершенно секретная; для служебного пользования; не секретная.
13.2. Коммуникационный процесс в менеджменте
Основная цель коммуникационного процесса – это обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента (рис):
- отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
- сообщение – информация, закодированная с помощью символов;
- канал – средство передачи информации;
- получатель – лицо, которому предназначена информация.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов.
1. Зарождение идеи – отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Идея еще не трансформирована в слова, отправитель решил только, какую концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией.
2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Далее отправитель должен выбрать канал: передача речи и письменных материалов или электронные средства связи. Если канал непригоден для физического воплощения символов, то передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией будет менее эффективен. Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом.
3. Передача – физическая передача сообщения, которую многие ошибочно считаю за сам процесс коммуникации.
4. Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя. Если реакции на идеи не требуется, процесс обмена информацией на этом завершается. Обмен информацией считается эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Передача информации возможна лишь посредством знаковых систем, которые используются в коммуникационном процессе. В практике используются коммуникативные средства общения, такие как вербальные и невербальные средства коммуникации.
В вербальных средствах коммуникации в качестве знаковой системы используется человеческая речь: лексика, стилистика, грамматика и семантика.
При передаче сообщения необходимо возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, то есть высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. Необходимо знать, что часть информации при передаче теряется и искажается.
14. Организационная культура: сущность, основные факторы.
Под организационной культурой в современном менеджменте понимается сложная система взаимосвязанных базовых предположений сотрудников, их ценностных ориентации, верований и ожиданий, определяющих внутриорганизационные взаимодействия персонала, а также их служебную деятельность за ее пределами.
Базовые предположения, которых придерживаются сотрудники организации в своем поведении и деятельности — это специфика видения и понимания ими своего коллектива и отношений в нем, рабочего пространства, собственного статуса в организации, а также оценочные суждения в отношении общества и мира в целом, позволяющие выработать им необходимую систему жизненных ориентации.
Ценностные ориентации определяют направленность и характер поведения сотрудников в организации, ориентируя их определенным образом в различных рабочих ситуациях.
Верования ожидания и нормы поведения сотрудников тесно взаимосвязаны, поскольку последние в случае их соблюдения гарантируют удовлетворение ожиданий и верований работников.
Влияние культуры управления на успешную деятельность организации постоянно возрастает, поскольку от того, насколько она стимулирует творчество сотрудников и создает благоприятный климат в коллективе, зависит эффективность ее взаимодействия с клиентами. Организационная культура может рассматриваться на трех уровнях:
I уровень
Внешние факты:
- технологии;
- архитектура;
- наблюдаемые образцы поведения.
II уровень
Ценностные ориентации и верования:
- проверяемые в физическом окружении;
- проверяемые через социальный консенсус.
III уровень
Базовые предложения:
- отношения с природой;
- понимание реальности, времени и пространства;
- отношения к человеку;
- отношение к работе.
Содержание организационной культуры можно рассмотреть через выделение следующих десяти основных ее параметров.
1. Осознание себя и своего места в организации. Одни организационные культуры настраивают работников на сокрытие ими своих внутренних настроений, а другие, наоборот, поощряют их внешнее проявление. Одни организации ориентируют сотрудников на независимость и развитие творческого подхода к делу, а другие, поощряют индивидуальную результативность рабочих.
2. Коммуникационная система и язык общения. Использование в организациях устной, письменной и невербальной форм коммуникаций, а также «телефонного права» существенно различаются. Кроме того, профессиональный жаргон, жестикуляция и различные буквенные аббревиатуры в каждой организации имеют также свою специфику.
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе являются своеобразной визитной карточкой организации. Специфическая униформа и деловой стиль поведения сотрудников, применяемая ими определенная косметика и прически подтверждают наличие различных организационных
культур.
4. Привычки и традиции в области организации питания. Организация питания сотрудников внутри фирм или за ее пределами, наличие или отсутствие дотаций на питание, продолжительность питания, совместное или раздельное питание руководителей и подчиненных и т.д. являются отличительными чертами того, как организация заботится о своих сотрудниках и какие атмосфера и стиль руководства в ней преобладают.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26