Функция «Координирование» - заключается в устранении несоответствия между всеми элементами созданной системы достижения целей, являясь как бы «тонкой настройкой». Согласованность должна достигаться на основе рациональности, четкости взаимодействия исполнителей, оперативности и надежности системы управления организации. Координирование деятельности в организации может осуществляться в ходе проведения оперативных совещаний на основании докладов руководителей структурных подразделений, по результатам проверок и инспектирований подразделений различными комиссиями.
Функция «Мотивация» - заключается в определении потребностей персонала, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.
В практике менеджмента применяются экономические и неэкономические мотивы работников.
Функция «Учет» - осуществляется для получения информации о состоянии дел в организации. Он осуществляется путем измерения, регистрации и группировки данных, характеризующих объект управления. Различают оперативный, бухгалтерский и статистический учет.
Функция «Анализ» - представляет собой комплексное изучение деятельности и оценка деятельности.
Анализ включает:
- выявление причин сложившегося состояния, динамики и закономерностей развития объекта управления;
- выявление взаимосвязей состояния объекта управления с различными факторами;
- количественная оценка эффективности деятельности организации;
- определение узких мест и возможных путей улучшения сложившегося положения в организации.
Существуют следующие методы анализа:
- сравнительный анализ;
- балансовый анализ;
- анализ по отклонению показателей;
- факторный анализ (выявление факторов, влияющих на состояние объекта анализа) с использованием моделирования;
- функционально-стоимостной анализ (выявление функций объектов анализа и использование стоимостных критериев при выборе оптимальных решений;
- анализ средних, абсолютных и относительных величин;
- индексный анализ;
- анализ группировок.
Функция «Контроль» - состоит в наблюдении за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнении его параметров с заданной программой функционирования, выявление отклонений и корректировка деятельности до того, как проблемы перерастут в кризис.
По времени существования различают три вида контроля:
- предварительный контроль – включающий планирование и создание организационных структур;
- текущий контроль – осуществляющийся непосредственно в ходе проведения работ и заключающийся в измерении фактических результатов с использованием обратной связи;
- заключительный контроль – производящийся по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени и заключающийся в сравнении полученных результатов с требуемыми результатами.
Каждый руководитель любого уровня должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Даже если никто ему специально этого не поручал.
Функция «Регулирование» - устраняет отклонения от заданного режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности, установление рациональных связей между всеми звеньями менеджмента.
3. Закономерности и принципы менеджмента.
3.1. Закономерности управления различными системами
Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе. Выделяют три группы законов:
- всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;
- общие для больших групп явлений, например, закон общественного отбора;
- частные или специфические, например, закон оптимальной нормоуправляемости.
Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы. Так в научной литературе 60-70-х гг. о них даются начальные понятия, а в современных учебниках по менеджменту о них практически не упоминается, зато приводятся принципы управления, которые, строго говоря, должны вытекать из закономерностей управления.
Закономерности управления – это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств: выявление конкретной общественной потребности или потребностей группы людей; исследование потребностей на устойчивость или повторяемость; исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления; выведение устойчивой связи между явлениями (формулы, нормативы). Закономерности управления в систематизированном виде представлены в табл..
Таблица
Характеристики закономерностей управления
Группа законов
и названия закономерностей
Комментарий
1. Управление производством
1.1. Единство принципов управления на всех ступенях народного хозяйства
1.2. Пропорциональность и соотносительность частей организации: основного и вспомогательного производства, внутрицеховая специализация и кооперация
1.3. Непрерывность и ритмичность кругооборота движения основных производственных фондов
1.4. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении
1.5. Рациональная звенность структурных подразделений организации (управляющей и управляемой систем)
Возможно в условиях господства однопартийной системы и государственного регулирования экономики в социалистическом государстве
Характерно для крупных предприятий, построенных по принципу натурального замкнутого хозяйства
Правомерно для стабильной плановой экономики с низким уровнем инфляции и четким выполнением нормативных коэффициентов, сроков окупаемости затрат и оборачиваемости фондов
Закономерность реализуется на основе исследования факторов численности персонала в верхнем, среднем и нижнем звеньях управления
Существует рациональное число звеньев управления в организации в зависимости от сочетания факторов производства
2. Экономические законы
2.1. Закон единства производительных сил и производственных отношений
2.2. Закон расширенного товарного воспроизводства Д-Т-Д’-T’-Д’’
2.3. Закон планомерного и пропорционального развития народного хозяйства
2.4. Закон распределения по труду в обществе
2.5. Закон возрастания издержек (относительных, вмененных)
2.6. Закон предельной полезности (сокращающейся, убывающей)
2.7. Закон тенденции падения нормы прибыли (норма прибыли – отношение полученной прибыли к стоимости авансированного капитала)
2.8. Закон убывающей производительности труда и капитала
Действует в рамках одной общественно-экономической формации: феодальной, капиталистической, социалистической
Распространяется на несколько общественно-экономических формаций и предполагает динамическую последовательность изменения форм товара с приращением стоимости после каждого цикла
Характерен для общества с государственно регулируемой экономикой, построенного на моделях межотраслевого баланса и оптимального функционирования экономики
В соответствии с теорией трудовой стоимости, распределение общественного продукта производится пропорционально количеству качеству затраченного труда работников
Утверждает, что с ростом производства одного продукта за счет уменьшения производства другого издержки на производство единицы продукта возрастают
Выражается в том, что по мере роста потребляемых благ их предельная полезность уменьшается
Утверждает, что с ростом производительной силы труда и изменением органического строения капитала происходит падение нормы прибыли
Исходит из теории убывающего плодородия почвы и говорит о сокращении эффективности последовательных затрат труда и капитала при производстве однотипного продукта
3. Законы организации
3.1. Закон синергии – усиление или ослабление потенциала организации:
- положительный: 2+2 = 5
- отрицательный: 2-2 = 0
3.2. Закон самосохранения
3.3. Закон развития
3.4. Закон информированности - упорядоченности
3.5. Закон эмерджентности (единства анализа и синтеза)
3.6. Закон композиции и пропорциональности (гармония)
R1,R2....Rn > 0
композиция (набор) Nc К1,К2…Кn > 0
пропорциональность (Кi x Ri) – max,
где Кi – коэффициент соотносительности;
Ri - ресурс (потенциал) системы.
3.7. Закон рационального диапазона управления (формула В.А. Грайкунаса)
N = n [2 n-1 + (n – 1)],
Где N – количество возможных взаимосвязей сотрудников организации, ед.;
n – число подчиненных у руководителя.
3.8. Закон Паркинсона «Растущая пирамида»
2 Sm + L
x = ------------ ,
n
где х – необходимое число сотрудников;
S – количество служащих, набирающих себе подчиненных, чтобы продвинуться по службе;
L – число лет, проведенных на работе;
m – количество человеко-часов, потраченных на обработку информации;
n – количество нужных сотрудников.
Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет больше простой суммы потенциала входящих в нее элементов, либо существенно меньше
Каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурсы).
Каждая система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла организации
Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования
Каждая социальная организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры и функций по одной из выбранных моделей развития: анализ – корректировка – синтез – корректировка – анализ; создание - реорганизация – укрупнение – разукрупнение – ликвидация – создание
Каждая система стремиться сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции). Исходя из этого, каждая организация должна иметь обоснованный стратегический план деятельности и стараться его реализовать в определенном периоде времени
Число прямых единичных, прямых групповых и перекрестных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. Выведены рациональные нормы управляемости: высшее руководство от 4 до 8 чел., среднее звено от 8 до 20 чел., нижнее звено от 20 до 40 чел.
Закон утверждает, что существуют внутренние потребности саморазвития организации, если они не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией. Рост числа сотрудников, в среднем происходит на 5,7% в год независимо от роста объема работы. Поэтому организации имеют тенденцию к самопроизвольному росту и бюрократизации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26