Гибкость и приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную компанию в средствах массовой информации, даже не называют характер своей деятельности (что, впрочем, встречается все реже), поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.
Патиенты - (хитрые лисы) - узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.
Виоленты (слоны, львы - в зависимости от мобильности) - гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременной подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.
Эксплеренты (скорее всего, мотыльки - почти эфемерные создания) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.
Литература
1. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2004. - 292 с.
2. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 413 с.
3. Марков В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент. - М.: Новосибирск: Инфра - М, 2003. - 287 с.
4. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение – важнее, чем знание: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 352 с.
Составитель: Ю.С. Кандиев, доцент, к.т.н. кафедры «Менеджмент»
III. Содержание экзаменационных вопросов по дисциплине
«Финансовый менеджмент»
1. Бизнес как финансовая система.
Финансовые отношения предприятия делятся на:
1. - внешние (с бюджетом и внебюджетными фондами, с кредиторами, с поставщиками и покупателями);
2. - внутренние (с собственниками предприятия, с наемными работниками, с менеджерами).
Субъектами этих отношений являются так называемые связанные с предприятием группы:
1) - собственники (цель - доходность капитала и стабильность бизнеса);
2) - менеджеры (эффективность и стабильность бизнеса);
3) - наемные рабочие (зарплата и финансовые льготы, стабильность бизнеса);
4) - кредиторы (платежеспособность, ликвидность бизнеса, минимизация риска);
5) - государство (уплата налогов, социальная и экологическая стабильность);
6) - партнеры по бизнесу (платежеспособность и стабильность).
Необходимо оптимизировать сочетание интересов, связанных с предприятием групп.
В ходе деятельности предприятия необходимо анализировать факторы, влияющие на его финансовые отношения:
1. - объективные (законодательство, налоговая политика РФ, государственное регулирование финансового рынка и др.);
2. - субъективные (отраслевые особенности, организационно-правовая форма бизнеса, учетная политика предприятия).
При управлении бизнесом как финансовой системой следует учитывать его производственную (цена, объем производства, затраты); инвестиционную и финансовую (прибыль, дивиденды, реинвестиции, структура капитала) сферы.
2. Политика управления оборотными активами. Понятие спонтанного финансирования оборотных активов (ОА).
Цель - оптимизация объема и структуры оборотных активов, источников их финансирования, достаточного для эффективной деятельности предприятия (максимальной прибыли).
Этапы управления оборотными активами:
1. - анализ оборотных активов в предшествующем периоде;
2. - оптимизация размера и структуры оборотных активов с учетом факторов6 размер и специализация производства, технология, организация производства, учетная политика, логистика и др.;
3. - оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов (собственный капитал, краткосрочный и долгосрочный финансовый кредит, товарный кредит и др.).
Помимо обычных способов кредитования потребности в оборотных активах существует так называемое спонтанное финансирование (товарный кредит, вексельное обращение, факторинг), позволяющее немедленно превратить дебиторскую задолженность в деньги на счете.
При этом расходы на спонтанное финансирование должны быть меньше процента за пользование краткосрочным кредитом.
Факторинг - операция по приобретению фактор-компанией права на взыскание долга с должников своего клиента и управление его долговыми требованиями.
―――――――фактор-компания←←←←←←←←←←←←
│ │
│ оплата ↑ │
│ продукции ↑ │оплата требования
│ ↑ │
│ покупка платежного требования │
↓ ↑ │
поставщики →→→→→→ покупатели
продукция
Вексельное обращение -
1 - товар
покупатели ← продавец (векселеполучатель)
(векселедатели) → вексель↓ ↑оплата
2 - переводной плательщик по векселю
вексель
Товарный кредит - предоставление продавцом покупателю отсрочки платежа за товары течение определенного срока или предоставление ему гибкой системы скидок к цене товара.
3. Политика управления внеоборотными активами (ВА). Амортизационная политика предприятия.
Цель - финансовое обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов, повышение эффективности их использования.
Этапы:
1. - оптимизация размера и состава внеоборотных активов;
2. - обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов (определение амортизационной политики, объема воспроизводства и формы обновления);
3. - выбор варианта финансирования обновления внеоборотных активов (собственный, заемный капитал). На него влияют: достаточность собственного капитала, доступность долгосрочного кредита, макроэкономическая ситуация и др.
На выбор амортизационной политики предприятия влияют следующий факторы:
1. - установленные государством принципы, методы и нормы (гл. 25 Налогового кодекса РФ; ПБУ 6/01 и др.);
2. - учетная политика предприятия;
3. - состав внеоборотных активов;
4. - темпы инфляции.
В настоящее время разрешено применение следующих методов амортизации:
1. Линейный метод.
Норма амортизационных
=
отчислений
Все основные средства разбиты на 10 групп в зависимости от срока последнего использования.
2. Нелинейный метод (ускоренная амортизация).
Норма
амортизационных отчислений =
4. Управление прибылью предприятия.
Задачи:
1. - оптимизация размера прибыли в соответствии с ресурсами предприятия и рыночной конъюнктурой;
2. - достижение соответствия между размером прибыли и уровнем риска;
3. - оптимальное распределение прибыли с учетом инвестиционной, дивидендской стратегий.
При формировании прибыли определяют влияние на ее размер объема производства, цены реализации и расходов (система директ-костинг, операционный анализ).
Схема формирования прибыли
Валовый доход от реализации
↓→→→ НДС, налог с продаж, акцизные и таможенные сборы
Чистый доход от реализации
↓→→→Переменные расходы
Валовая маржа
↓→→→Постоянные расходы
Балансовая прибыль
↓→→→Налоги и платежи за счет прибыли
Чистая прибыль
Схема распределения прибыли
- налоги и сборы - на потребление
- расчеты с кредиторами - на социальные
нужды
- возмещение непредвиденных - на развитие
расходов и убытков производства
- резервный фонд
При распределении прибыли решаются задачи:
Цель - обеспечение эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
1. - определение целей привлечения - заемного капитала (пополнение оборотных активов, недостающего объема инвестиций и др.);
2. - определение предельного объема привлечения заемного капитала с учетом обеспечения максимальной отдачи (эффект финансового рычага) и достаточной финансовой устойчивости предприятия;
3. - определение соотношения объема заемного капитала, привлекаемого на долгосрочный и краткосрочный периоды;
4. определение форм привлечения заемного капитала.
Классификация заемного капитала:
1. По источникам привлечения:
- внешний (кредит и др.);
- внутренний (внутренняя кредиторская задолженность).
2. По форме привлечения:
- денежная форма (финансовый кредит);
- натуральная форма (финансовый лизинг);
- товарная форма (товарный кредит);
- ценные бумаги (облигации).
Для выбора формы привлечения заемного капитала надо оценить их положительные и отрицательные стороны и сравнить с имеющимися условиями на конкретном предприятии.
1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. –М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. В 2 томах –К.: Ника-Центр, 2002.
3. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. –М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. –М: Финансы и статистика, 2004.
Составитель: Т.П. Пестрякова, доцент, к.э.н. кафедры «Менеджмент»
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры «Менеджмент»
Протокол № 8 от 04.03.2005 г.
Заведующий кафедрой Э.Ю. Джантотаева
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26