Рефераты. Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Гибкость и приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную компанию в средствах массовой информации, даже не называют характер своей деятельности (что, впрочем, встречается все реже), поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.

Патиенты - (хитрые лисы) - узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.

Виоленты (слоны, львы - в зависимости от мобильности) - гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременной подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.

Эксплеренты (скорее всего, мотыльки - почти эфемерные создания) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.

Литература

1.      Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2004. -      292 с.

2.      Зайцев    Л.Г.,    Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 413 с.

3.      Марков В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент. - М.: Новосибирск: Инфра - М, 2003. - 287 с.

4.      Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение – важнее, чем знание: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 352 с.

Составитель: Ю.С. Кандиев, доцент, к.т.н. кафедры «Менеджмент»

III. Содержание экзаменационных вопросов по дисциплине

«Финансовый менеджмент»

1. Бизнес как финансовая система.

 

Финансовые отношения предприятия делятся на:


1.      - внешние (с бюджетом и внебюджетными фондами, с кредиторами, с поставщиками и покупателями);

2.      - внутренние (с собственниками предприятия, с наемными работниками, с менеджерами).

Субъектами этих отношений являются так называемые связанные с предприятием группы:

1)      - собственники (цель - доходность капитала и стабильность бизнеса);

2)      - менеджеры (эффективность и стабильность бизнеса);

3)      - наемные рабочие (зарплата и финансовые льготы, стабильность бизнеса);

4)      - кредиторы (платежеспособность, ликвидность бизнеса, минимизация риска);

5)      - государство (уплата налогов, социальная и экологическая стабильность);

6)      - партнеры по бизнесу (платежеспособность и стабильность).


Необходимо оптимизировать сочетание интересов, связанных с предприятием групп.

В ходе деятельности предприятия необходимо анализировать факторы, влияющие на его финансовые отношения:

1.      - объективные (законодательство, налоговая политика РФ, государственное регулирование финансового рынка и др.);

2.      - субъективные (отраслевые особенности, организационно-правовая форма бизнеса, учетная политика предприятия).


При управлении бизнесом как финансовой системой следует учитывать его производственную (цена, объем производства, затраты); инвестиционную и финансовую (прибыль, дивиденды, реинвестиции, структура капитала) сферы.

2. Политика управления оборотными активами. Понятие спонтанного финансирования оборотных активов (ОА).

 

Цель - оптимизация объема и структуры оборотных активов, источников их финансирования, достаточного для эффективной деятельности предприятия (максимальной прибыли).

Этапы управления оборотными активами:

1.      - анализ оборотных активов в предшествующем периоде;

2.      - оптимизация размера и структуры оборотных активов с учетом факторов6 размер и специализация производства, технология, организация производства, учетная политика, логистика и др.;

3.      - оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов (собственный капитал, краткосрочный и долгосрочный финансовый кредит, товарный кредит и др.).


Помимо обычных способов кредитования потребности в оборотных активах существует так называемое спонтанное финансирование (товарный кредит, вексельное обращение, факторинг), позволяющее немедленно превратить дебиторскую задолженность в деньги на счете.

При этом расходы на спонтанное финансирование должны быть меньше процента за пользование краткосрочным кредитом.

Факторинг - операция по приобретению фактор-компанией права на взыскание долга с должников своего клиента и управление его долговыми требованиями.



  ―――――――фактор-компания←←←←←←←←←←←←

│                                                                                                         │

│  оплата                      ↑                                                                   │

продукции                ↑                                                                     │оплата требования

│                                   ↑                                                                     │

│ покупка платежного требования                                                 │

│         ↑                                                                                               │

↓          ↑                                                                                               │

поставщики                 →→→→→→                                   покупатели

                                        продукция


Вексельное обращение -

                                   1 - товар

покупатели                ←          продавец (векселеполучатель)

(векселедатели)         →          вексель↓    ↑оплата

                                 2 - переводной  плательщик по векселю

         вексель


Товарный кредит - предоставление продавцом покупателю отсрочки платежа за товары течение определенного срока или предоставление ему гибкой системы скидок к цене товара.


3. Политика управления внеоборотными активами (ВА). Амортизационная политика предприятия.

 

Цель - финансовое обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов, повышение эффективности их использования.

Этапы:

1.       - оптимизация размера и состава внеоборотных активов;

2.       - обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов (определение амортизационной политики, объема воспроизводства и формы обновления);

3.       - выбор варианта финансирования обновления внеоборотных активов (собственный, заемный капитал). На него влияют: достаточность собственного капитала, доступность долгосрочного кредита, макроэкономическая ситуация и др.


На выбор амортизационной политики предприятия влияют следующий факторы:

1.      - установленные государством принципы, методы и нормы (гл. 25 Налогового кодекса РФ; ПБУ 6/01 и др.);

2.      - учетная политика предприятия;

3.      - состав внеоборотных активов;

4.      - темпы инфляции.


В настоящее время разрешено применение следующих методов амортизации:


1.      Линейный метод.


Норма амортизационных

                                               =

отчислений                          


Все основные средства разбиты на 10 групп в зависимости от срока последнего использования.


2.      Нелинейный метод (ускоренная амортизация).

Норма

амортизационных отчислений =

                                              

                       

4.  Управление прибылью предприятия.

 

Задачи:

1.       - оптимизация размера прибыли в соответствии с ресурсами предприятия и рыночной конъюнктурой;

2.       - достижение соответствия между размером прибыли и уровнем риска;

3.       - оптимальное распределение прибыли с учетом инвестиционной, дивидендской стратегий.


При формировании прибыли определяют влияние на ее размер объема производства, цены реализации и расходов (система директ-костинг, операционный анализ).

 

Схема формирования прибыли

 

Валовый доход от реализации

                          ↓→→→ НДС, налог с продаж, акцизные и таможенные сборы

Чистый доход от реализации

↓→→→Переменные расходы

Валовая маржа

↓→→→Постоянные расходы

Балансовая прибыль

↓→→→Налоги и платежи за счет прибыли

Чистая прибыль


Схема распределения прибыли

 


Прибыль


к изъятию                                                                                                   к использованию

-         налоги и сборы                                                                                     - на потребление

-         расчеты с кредиторами                                                                        - на социальные

нужды

-         возмещение непредвиденных                                                             - на развитие

расходов и убытков                                                                              производства

                                                                                                                - резервный фонд


      При распределении прибыли решаются задачи:

  1.  - повышение ответственности предприятия перед бюджетом и кредиторами;
  2.  - усилить воздействие прибыли на использование ресурсов предприятия;
  3.  - расширить права предприятия в использовании прибыли;
  4.  - удовлетворение интересов собственников предприятия.



  1. Политика привлечения и использования заемного капитала.

Цель - обеспечение эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Этапы:

1.       - определение целей привлечения - заемного капитала (пополнение оборотных активов, недостающего объема инвестиций и др.);

2.       - определение предельного объема привлечения заемного капитала с учетом обеспечения максимальной отдачи (эффект финансового рычага) и достаточной финансовой устойчивости предприятия;

3.       - определение соотношения объема заемного капитала, привлекаемого на долгосрочный и краткосрочный периоды;

4.      определение форм привлечения заемного капитала.


Классификация заемного капитала:

1.      По источникам привлечения:

-         внешний (кредит и др.);

-         внутренний (внутренняя кредиторская задолженность).


2.      По форме привлечения:

-         денежная форма (финансовый кредит);

-         натуральная форма (финансовый лизинг);

-         товарная форма (товарный кредит);

-         ценные бумаги (облигации).


Для выбора формы привлечения заемного капитала надо оценить их положительные и отрицательные стороны и сравнить с имеющимися условиями на конкретном предприятии.

 

 

Литература

 

1.      Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. –М.: Финансы и статистика, 2004.

2.      Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. В 2 томах –К.: Ника-Центр, 2002.

3.      Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. –М.: Финансы и статистика, 2003.

4.      Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. –М: Финансы и статистика, 2004.

Составитель: Т.П. Пестрякова, доцент, к.э.н. кафедры «Менеджмент»

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры «Менеджмент»

Протокол № 8 от  04.03.2005 г.


Заведующий кафедрой                                                                      Э.Ю. Джантотаева



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.