Рефераты. Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

2.      Функции, цели и задачи менеджмента.


2.1. Классификация функций менеджмента

 

       Составными частями любого процесса управления являются функции, вызванные разделением труда и специализацией. В теории менеджмента вопрос о функциях один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности.

 Использование теории классификации позволяет обоснованно разделить управленческие процессы на отдельные элементы и выде­лить группообразующие признаки.

 Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управ­ления, представляющий собой часть процесса управления, выделен­ную по определенному признаку. Наибольшее распространение по­лучила классификация по общности предмета управления (качество, труд, зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда) и эко­номических ресурсов (трудовые, материальные, технические, финан­совые и др.). Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления организацией.

 Комплекс задач - часть функции управления, выделяемая по при­знаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование). Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как прави­ло, реализуется небольшим функциональным подразделением (отде­лом, бюро, группой) - например, подбор персонала для организации. Число комплексов задач составляет около 200 для уровня организации.

 Задача управления - совокупность организационно взаимосвязан­ных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых яв­ляется принятие управленческого решения - например, расчет потреб­ности в персонале на год по организации. Задача является основным элементом процесса управления, а в ее реализации участвуют, как пра­вило, несколько работников управления. В управлении организацией решается несколько тысяч задач управления.

 Операция управления - совокупность трудовых действий, направ­ленных на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним работником с помощью определенного набора технических средств.

 Классификация функций управления являлась предметом изуче­ния работ ряда исследователей, которые примеряли различные группообразующие признаки и создавали классификаторы для разных отрас­лей народного хозяйства.

 Приведем классификатор функций управления промышленным предприятием.

1. Управление стратегией развития (стратегический менеджмент).

2. Организация системы управления (ад­министративный менеджмент).

3. Управление персоналом (человеческими ресурсами).

4. Управление социальным развитием (социальный менеджмент).

5. Управление экономическим развитием.

6. Управление финансами (финансовый ме­неджмент).

7. Управление техническим развитием (инновационный менеджмент).

8. Управление капитальным строительством и ремонтом (инвестици­онный менеджмент).

9. Управление подготовкой производства (инжиниринг, технологиче­ский менеджмент).

10. Управление основным производством (производственный менеджмент).

11. Управление вспомогательным производством (производственный менеджмент).

12. Управление качеством продукции.

13. Управление трудом и заработной платой (трудовыми ресурсами).

14. Управление охраной труда.

15. Управление материально-техническим снабжением (логистикой).

16. Управление маркетингом (сбытом продукции, продажами).

17. Управление механизацией производства (инжиниринговое управление).

18. Управление транспортом (логистикой).

19. Управление обслуживающим хозяйством (социальной сферой).

20. Управление внешнеэкономической деятельностью (внешними связями).

21. Управление экологией (экологический менеджмент).

       Анализ функций менеджмента, их четкая, обоснованная классификация имеет важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и меры централизации и децентрализации функций отдельных работников, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев каждого работника аппарата управления и др.

       Функции – это временная логическая последовательность выполнения управленческих работ, которая объективно вытекает из сущности этой деятельности. Они подразделяются на три группы.

 1. Основные (общие) функции:

 - целеполагание;

 - планирование;

 - организация;

 - координация и регулирование;

 - мотивация;

 - учет, анализ и контроль.

 2. Специфические функции:

 - общее управление, делопроизводство;

 - специализированное управление;

 - техническое обслуживание управления;

 - обучение персонала;

 - охрана труда.

 3. Функции по видам деятельности:

 - административное управление;

 - экономическое управление;

 - управление качеством;

 - управление персоналом;

 - социально-психологическое управление;

 - управление хозяйственным обслуживанием.


2.2. Общие функции менеджмента


        Рассмотрим основные (общие) функции менеджмента: «целеполагание»; «планирование»; «организация»; «обучение»; «координирование»; «мотивация»; «учет»; «анализ»; «контроль»; «регулирование». Совокупность и взаимосвязь этих функций представляет собой цикл менеджмента. Цикл менеджмента может быть представлен круговой диаграммой.

        Функция «целеполагание» - включает выработку стратегических, тактических и оперативных целей деятельности предприятия. Реализуемые организацией экономические, производственные, финансовые, социальные и иные цели должны быть согласованы между собой и представлять, образно говоря «дерево целей», где корни – миссия, ствол – стратегические, ветви – тактические и крона – оперативные цели. Особое внимание при этом должно быть обращено на реальность и реализуемость вырабатываемых целей, учет динамично изменяющихся внутренних и внешних условий функционирования организации, перспективы изменения целей с учетом состояния рынка труда финансов, работ, услуг.

     Функция «планирование» - включает создание аналитической модели деятельности организации на тот или иной промежуток времени. Эта модель выражается количественными параметрами, системой показателей производственно – хозяйственной деятельности, конкретными заданиями исполнителям и сроками их выполнения.

     Признаками, определяющими тип внутрифирменного планирования, являются:

     - степень неопределенности планирования;

     - временная ориентация идей планирования;

     - горизонт планирования.

     По первому признаку организацию можно рассматривать как детерминируемую систему, действующую в предсказуемой среде и не имеющую недостатка в информации, например планирование на уровне структурного подразделения и как вероятностную систему, не дающую полной предсказуемости.

     По второму признаку, планирование подразделяется  на следующие виды:

     - реактивное планирование – нацеленное на прошлый опыт;

     - инактивное планирование – приспособленное к настоящему;

     - преактивное планирование – ориентированное на будущие изменения;

     - интерактивное планирование – заключающееся в проектировании будущего.

     По третьему признаку планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.

     Предпосылкой планирование является прогнозирование – выявление и предвидение объективных тенденций, состояний развития организации.

     Этапами прогнозирования являются:

     - проблемная постановка вариантов перспектив развития организации;

     - анализ и оценка полученных результатов;

     - разработка программ работ по решению выбранного варианта развития.

     При прогнозировании используются следующие методы:

     - экстраполяции – приближенное определение значений параметров, характеризующих состояние организации исходя из настоящего и прошлого;

     - экспертные оценки специалистов;

     - экономико-математическое моделирование.

       Планирование деятельности организации необходимо начинать с маркетинговых исследований, что даст возможность определить и спрогнозировать конкурентоспособность товаров и услуг.

       Функция «Организация» - представляет собой совокупность специализированных управленческих работ, целью которых является объединение людей для совместной деятельности. В результате формируется работоспособные производственные и управленческие подсистемы.

       Организация представляет собой процесс:

       - закрепления вариантов разделения управленческого труда между персоналом организации;

       - построение организационной структуры системы управления организацией;

       - создание организации как системы;

       - формирование устойчивой совокупности всех сторон деятельности организации.

       Эффективность функции «организация» во многом будет зависеть от организационной культуры проявляющейся в организации. Организационная культура представляет собой ряд общих ценностей, устойчивых норм, правил ведения бизнеса, отношений между людьми. Организационную культуру в организации можно рассмотреть на основании следующих характеристик:

      - осознание работниками своего места в организации;

      - внешний вид и одежда работников;

      - привычки и традиции в организации;

      - трудовая этика;

      - взаимоотношения между людьми;

      - вера в успех, в руководство организации.

        Функция «Обучение» - подразумевает процесс качественного совершенствования и развития работников организации, направленный на эффективную реализацию индивидуальных и коллективных целей.

       Обучение в организации включает:

     - профессиональное обучение персонала;

     - переподготовку, профориентирование и адаптацию новых работников;

     - ротацию кадров;

     - повышение квалификации работников;

     - служебно-профессиональное продвижение работников, планирование  ими деловой карьеры;

     - работу  с кадровым резервом руководителей;

     - самообучение работников;

     - вовлечение работников в управление предприятием;

     - интеллектуально – культурный рост, духовное развитие персонала.

        Такой тип организации получил название обучающейся организации. Главное что отличает обучающуюся организацию от других – это поиск новых возможностей и создание условий для реализации потенциала развития собственных работников, нацеленных на адаптивность к непрерывному обновлению, к постоянному повышению уровня качественных характеристик человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.