5. Опознание, отношение и использование времени работниками проявляется в степени их точности, обязательности, пунктуальности, а также умении ценить и максимально рационально организовывать свое рабочее время, что является свидетельством высокой или низкой организационной культуры.
6. Взаимоотношения между людьми, проявляющиеся особенно отчетливо между сотрудниками разных возрастных групп и разных должностей, опыта, национальности, вероисповедания, свидетельствуют либо о духе общности и социальной поддержке между ними, либо о соперничестве, наушничестве, взаимной неприязни и т.д.
7. Ценности сотрудников, ориентирующих их на адекватное понимание того, что хорошо и что плохо с точки зрения организации, в которой они работают, а также нормы, представляющие набор, предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения, свидетельствуют либо о наличии программы по развитию у сотрудников стандартов организационной культуры, либо о провале в этой работе, что неминуемо ведет ее к нравственной и профессиональней деградации.
8. Вера и отношение работников к чему-либо (вера в руководство, у спех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, отношение к коллегам, клиентам и конкурентам), а также влияние на все это религии и морали выступает существенной характеристикой организационной культуры, показывает степень ее развитости.
9. Развитие и обучение работников, выражающиеся в подходах и оценке значимости этих процессов менеджерами и исполнителями, в процедурах и формах обучения, а также его связи с результатами труда и его мотивацией, показывает нацеленность фирм на инновационную деятельность через развитие творчества и потенциала их оргкультуры либо о состоянии их дезорганизации.
10. Трудовая этика и мотивация, проявляющиеся в отношении сотрудников к работе, качестве и оценке ее выполнения, продвижении по службе и т.д., наглядно свидетельствуют о принципах построения организационной культуры и ее направленности развития.
Культура управления организацией основывается на умении органично сочетать и направлять развитие локальных культур, формирующихся в подразделениях и филиалах. Культура аппарата управления и производственного ядра ни в коем случае не должны насильственно насаждаться всем остальным подразделениям. Цели и ценности сотрудников и организации должны совпадать. Это залог их эффективной деятельности. В противном случае возрастает конфликтность в коллективе, способная привести его к деградации и краху.
Поэтому менеджеры должны знать причины возникновения организационных контркультур и уметь предвидеть их появление. Среди организационных контркультур выделяют прямую оппозицию ценностям доминирующей оргкультуры, оппозицию сложившейся структуре власти в организации, а также оппозицию образцам отношений и взаимодействий, поддерживаемых доминирующей культурой.
Основными причинами появления этих контркультур в организации являются:
- дискомфорт, испытываемый ее сотрудниками, из-за отсутствия того морального и материального вознаграждения, на которое они рассчитывали;
- невозможность получить удовлетворение от работы в силу ее малой привлекательности;
- ограничения, существующие в сфере карьерного роста сотрудников;
- организационный кризис или смена стратегии деятельности, обусловливающие необходимость изменения привычных моделей и схем поведения, а также недостаточная помощь и поддержка со стороны коллег;
- изменения формы собственности и статуса организации, ведущие к перераспределению власти и влияния в ней.
Следовательно, любые инновационные проекты, разрабатываемые менеджерами организации, обязательно должны опираться на расчет тех последствий, к которым они могут привести. Необходимо строить работу так, чтобы в процессе выработки инноваций участвовали бы будущие исполнители.
Таким образом, потенциал организационной культуры — это тот инструмент, с помощью которого фирмы решают свои задачи в рамках достижения стратегических, и тактических целей.
Внешнюю среду организации можно рассматривать и как источник угроз для нее, и как источник возможностей.
К отрицательным воздействиям внешней среды на организацию и ее культуру можно отнести:
- отсутствие четкой геополитической доктрины у государства;
- отсутствие стабильности в социально-экономической сфере;
- процесс криминализации экономической и других сфер общественной жизни;
- отсутствие правозаконности в силу несовершенства законодательной базы, а также низкой правовой культуры основных государственных и общественных институтов;
- усиливающиеся процессы маргинализации и депопуляции нации в условиях экологического кризиса;
- отсутствие или слабое развитие основных институтов, обеспечивающих функционирование рыночной инфраструктуры экономики (независимой банковской системы во главе с Национальным банком, различных бирж, развитой системы страхования и юридических услуг, практическое отсутствие рынка земли, неразвитая законодательная база в ряде областей хозяйственного права и т.д.).
К положительным воздействиям внешней среды можно отнести:
- наличие достаточного количества высококвалифицированной сверхдешевой рабочей силы;
- огромное количество интеллектуальных разработок, ждущих своего внедрения в научных и учебных центрах республики;
- неразработанность рынка интеллектуальных услуг, индустрии туризма и развлечений, переработки отходов и полезных ископаемых, среди которых имеются золото и алмазы, а также льна, овощей и фруктов;
- неразвитость всей инфраструктуры транзита и обеспечивающих его услуг;
- возможность начать бизнес в свободных экономических зонах еврорегиона, бизнес-инкубаторах и технопарках;
- возможность реализовать диверсифицированную деятельность фирмы в социально значимых областях — экологически чистые продукты питания, товары и услуги;
- наличие дешевого и достаточно качественного образования в вузах.
Поскольку организации в своем большинстве не могут изменить условия своего макроокружения, они вынуждены выживать и адаптироваться в нем. Для этого необходимо вести поиск перспективных рынков новых продуктов и услуг, находить новые ниши на уже имеющиеся, а также ориентировать работу менеджеров подразделений на своевременное противостояние назревающим кризисам. Особое значение при том имеет работа бизнес-аналитиков. Она должна быть нацелена на построение прогнозных сценариев развития общества, экономики, отрасли, рынков и разработку проектов оптимального встраивания организации в эти процессы путем выделения наиболее значимых изменений, происходящих во внешнем окружении, разработку объективных критериев оценки собственной конкурентоспособности, а также новых продуктов, услуг и программ перестройки бизнеса.
Проанализируем два подхода к формированию менеджерами фирм организационной культуры, чтобы более объективно избрать для себя наиболее предпочтительную (табл.).
Таблица
Организационные переменные
Административная культура
Предпринимательская культура
Система контроля
Извне
Изнутри
Отношения собственности
Собственник процесса
Собственник имущества
Отношение к возможностям
Ждет момента
Ведет поиск
Преимущественное решение проблем
Рационально-логическое
Интуитивное
Делегирование полномочий
Централизация
Децентрализация
Организационная структура
Иерархическая
Сетевая
Отношения субординации
«Взрослый — ребенок»
«Взрослый — взрослый»
Организационный фокус
На организацию
На человека
Производственная стратегия
Снижение стоимости
Дифференциация производства
Главные цели
Производительность
Эффективность
Подход к управлению
Системный
Ситуационный
Работа проектируется с позиции
Интеграции
Автономии
Выполнение работы
По правилам
Творческое
Проводимые изменения
Модификация
Радикальные
Основополагающий курс действий
Делать дело правильно
Делать правильное дело
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26