Рефераты. Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

 

 

Российская Федерация

Министерство образования и науки

НОУ ВПО «Ставропольский институт им. В.Д. Чурсина»

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

по курсу «Основы менеджмента» для самостоятельной подготовки студентов к итоговому междисциплинарному экзамену

по специальности 061100 «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Ставрополь 2005




 

I. Содержание экзаменационных вопросов по дисциплине

«Основы менеджмента»

 

1.      Сущность и содержание менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент.


1.1.  Разделение труда в организации по уровням и сферам деятельности

       Для того чтобы любая организация могла добиться реализации своих целей, задачи, стоящие перед ней,  должны быть скоординированы посредством вертикального и горизонтального разделения труда. Вертикальное разделение труда предполагает наличие в организации  исполнителей и руководителей низшего, среднего и высшего уровня управления, а горизонтальное - различие  по видам деятельности: администрирование, производство, снабжение, техническое обеспечение, маркетинг, финансовое обеспечение, охрана труда, управление персоналом, инвестициями, хозяйственное  обеспечение.

       Возникновение управления как такового, связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществлялся. Функция управления этим трудом реализовывалась представителями власти – государственной, военной, религиозной. Так осуществлялось управление хозяйственной деятельностью в рабовладельческих, феодальных государствах. В мелких же ремесленных и крестьянских хозяйствах, основанных на индивидуальной собственности и личном труде, регулирование осуществлялось как самоуправление.  

       С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремесленников и крестьян в крупные предприятия положение изменилось. Теперь собственники этих предприятий не могли единолично выполнять производственные, предпринимательские и управленческие функции. Потребовалась группа лиц, осуществляющих в рамках организации эти функции. Управленческая деятельность выделилась в обособленную самостоятельную работу. Таким образом, природа возникновения управления связана с масштабной совместной деятельностью людей.

       В современном мире управлением занята примерно десятая часть работоспособного населения.

 Высший уровень управления – это группа должностных лиц организации, занимающих должности президента, исполнительных директоров и их заместителей, а также другие лица, непосредственно руководящие основными структурными подразделениями или ответственные за главные функции компании.

       Средний уровень управления – это группа должностных лиц, ответственных за решение среднесрочных задач и функций организации, за работу самостоятельных подразделений, отделов, проектов и программ.

       Низший уровень управления – это работники, выполняющие преимущественно управленческие функции, но не имеющие в подчинении других управляющих (мастера, начальники участков, бригадиры).

      Современные тенденции в развитии производства приводят к изменению образа современного предприятия, его организационной структуре. Смысл этих изменений заключается в сокращении относительной доли занятых в материальном производстве и увеличение доли тех, кто занят в нематериальном производстве: менеджеров, конструкторов, дизайнеров, маркетологов, бухгалтеров, программистов, т.е. работников, сосредоточенных на умственном и административном труде, так называемых «белых воротничков». Например, в США уже сейчас их в 1,5 раза больше, чем работников физического труда – «синих воротничков».

      Рассмотрим управление основными видами деятельности, свойственные современным организациям.

       Административное управление – включает создание организации, формирование структуры и системы управления, механизма реализации управленческих функций, отдача приказов и распоряжений, выработка регламентов, положений, норм, инструкций, контроль за их исполнением. Административным управлением занимаются директор, его заместители, службы, отделы, заведующий делопроизводством.

       Управление производством – направлено на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей. Управление производством включает: управление технической подготовкой производства; оперативное управление производством; управление производственными запасами; контроль за внутрипроизводственной деятельностью предприятия.

       Управление производством осуществляют заместитель директора по производству, производственный и плановый отделы, руководители структурных подразделений.  

       Управление материально – техническим снабжением - состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, средств индивидуальной защиты работникам.

        На большинстве предприятий служба снабжения, возглав­ляемая заместителем директора по коммерческим вопросам, — это совокупность управленческих и производственных подразделений, организующих и осуществляющих обеспече­ние материальными ресурсами. Первые из них — это коммер­ческие службы, отделы МТС и отделы внешней кооперации и комплектации, а производственные включают матери­альные склады, подсобные хозяйства, заготовительные участ­ки. Кроме специальных служб, отдельные снабженческие функции выполняют другие подразделения предприятия (от­делы главного механика, капитального строительства, инст­рументальные цеха).

В состав служб МТС, как правило, входят: планово-экономическое бюро; материальные бюро, специали­зированные по видам материалов; диспетчерское бюро; мате­риальные склады:

        Управление техническим обеспечением – направлено на поддержание в исправном и работоспособном состоянии оборудования, зданий и сооружений. Управление техническим обеспечением осуществляют главный инженер, главный механик, главный энергетик, вспомогательные цеха и участки.

        Управление маркетингом – заключается в изучении рынка существующей и перспективной конъюнктуры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы и т.п. Управление маркетингом возлагается на заместителя директора по маркетингу, отдел маркетинга.

        Финансовое управление – включает составление бюджета, финансового плана, формирование и распределение финансовых ресурсов и инвестиций, оценку текущего и перспективного финансового состояния, принятие необходимых мер по их укреплению. Финансовое управление осуществляют финансовый менеджер, главный бухгалтер.

        Управление персоналом – включает подбор, расстановку, профессиональную адаптацию, обучение, повышение квалификации персонала, вознаграждение и стимулирование труда, создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта работников, развитие социального партнерства. Любая организация представляет собой совокупность социальной и экономической подсистем, направленных на достижение поставленных целей. Система управления персоналом, как социальная система представляет собой совокупность целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных связей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

       Управление персоналом осуществляет заместитель директора по персоналу, отдел по управлению персоналом.

       Управление охраной труда – заключается в организации работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда, контроле над соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также работы по улучшению условий труда[14]. Охраной труда управляют директор, служба охраны труда.

       Управление инновациями – заключается в проведении научных исследований, прикладных разработок, создании опытных образцов и внедрении новинок в производство. Внедрение инновационных проектов осуществляют главный инженер, главный технолог, главный механик, технический  и производственный отделы.

       Управление хозяйственным обеспечением – организация управления включает санитарно-бытовое обеспечение и лечебно-профилактическое обслуживание работников, содержание санитарно-бытовых, производственных и служебных помещений в соответствии с санитарными и противопожарными нормами и требованиями, организацию общественного и профилактического питания, стирку, химчистку спецодежды и ремонт специальной обуви. Хозяйственное обеспечение организует заместитель директора по общим вопросам, хозяйственное отделение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.