1.2. Сущность менеджмента
Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. В развитой рыночной экономике ведущее место занимают малый и средний бизнес. Например, в США существуют примерно 10 млн. предприятий малого и среднего бизнеса. Ежегодно из них 1 млн. предприятий разоряются и 1 млн. предприятий открываются вновь. Около 85% населения США работают на этих предприятиях и только 15% на государственных предприятиях. Соответственно, бизнесмен – это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход.
Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени. Соответственно, предприниматель – это человек, осуществляющий бизнес, вкладывающий собственные средства в предприятие и принимающий на себя всю полноту ответственности и риска.
Менеджмент – как процесс, это такое управление людьми и использование материальных ценностей при котором цели предприятия достигаются наиболее гуманными, экономичными и рациональными путями.
Менеджмент выступает в качестве наиболее эффективного, рационального управления организацией, целью деятельности которой является производство прибыли, однако не любым способом, а наиболее гуманным, экономичным и рациональным. Менеджмент - самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов. Менеджмент – это профессиональная деятельность по управлению на основе найма руководителей, которая предполагает специальное образование и опыт руководства. Чаще всего менеджеры не являются собственниками предприятия.
Соответственно, менеджер - это управленец, профессионал, способный решать любые задачи, имеющие решения.
Глубокие экономические преобразования, происходящие в России, связанные с переходом к рынку, требуют изменений и в подготовке руководителей всех уровней.
Современная образовательная концепция подготовки специалистов по управлению основывается на интеграции двух составляющих – методологии и организации обучения. Как известно, методология определяет цели профессиональной подготовки и средства их достижения. Организация же характеризует процесс упорядоченной деятельности по подготовке квалифицированных специалистов в соответствии с определенной методологией. Взаимосвязь методологии и организации образования определяет эффективность практической реализации концепции профессионального обучения.
В настоящее время в России менеджер малого предприятия на практике занимается следующими видами деятельности:
- организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли и благосостояния;
- изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией;
- обеспечивает анализ и решение организационно-технических, экономических и социально-психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы поиска, приема, подбора и профессионально-квалификационного роста персонала, его развитие, перемещение по вертикали и горизонтали.
К индивидуальным особенностям менеджера предъявляются следующие требования:
- хорошая память;
- высокая эмоциональная устойчивость;
- развитые коммуникативные и организаторские способности;
- готовность к разумному риску;
- внятная речь;
- смелость, решительность, обязательность;
- компетентность, самокритичность, чувство юмора.
Создание новой российской экономики требует преобразований не только в системе образования, но и в структурах и процессах управления. Эти преобразования невозможны без привлечения новых энергичных и подготовленных специалистов по управлению. В целях профессиональной подготовки управленческих кадров для предприятий страны и экономики в целом Президентом РФ 23.07.1997 г. был подписан Указ № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ». Стратегическая цель программы – создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных руководителей и формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России. Общее финансирование программы осуществляется: из федерального бюджета – 40%; из регионального бюджета – 40%; за счет предприятий – 20%. Основными участниками программы являются промышленные, торговые предприятия и предприятия сферы услуг всех форм собственности, направляющие для подготовки своих наиболее перспективных руководителей.
1.3. Современная гуманистическая концепция (теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ»)
Сегодня в мире можно выделить две модели общественного развития с различными их модификациями.
1. Неоклассическая, монетарная модель, основанная на отрицании государственной собственности и соответственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства.
2. Социально-ориентированная модель, основанная на свободном осуществлении разных форм собственности, сильной социальной функции государства. Сторонниками этой модели были в ФРГ - Людвиг Эрхард (1887 – 1977), в Швеции - Гуннар Карл Мюрдаль.
Современная гуманистическая концепция была создана в 80 - 90-е гг. XX в. такими учеными, как Дж. Грейсон, Т. Питерс, Р. Уотермен и др. Теория исходит из необходимости обеспечения мирового баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды.
Современная ситуация потребовала от топ-менеджеров изменять казалось бы незыблемые принципы управления персоналом. Прежде всего, это вызвано тем, что производить продукцию классических потребительских стандартов уже нельзя. Наступило их перепроизводство. Разрабатывать и производить продукцию, отвечающую качественно иным потребительским требованиям, прежним методами управления становится невозможным. Во-первых, из-за утраты потребности в труде; во-вторых — из-за нивелирования личности; в-третьих — из-за отсутствия мотивации к развитию личности. И поскольку в центре материального и нематериального производства становится человек, то изменяется и философия управления персоналом. Если до начала 90-х годов ее можно было сформулировать как «хорошо фирме — хорошо тебе», то теперь происходит переход к философии «хорошо тебе — хорошо фирме».
В основе существования и процветания общества лежит промышленное производство и связанное с ним производство услуг. Производство материальных и духовных благ, а также связанные с этим отрасли называется глобальным производством.
Глобальное производство должно удовлетворять позициям:
1) принцип постоянно повышающейся потребительной стоимости;
2) принцип повышающегося качества продукции и услуг;
3) достижение конкурентного преимущества в производстве товаров и услуг;
4) экологичность процесса производства.
Основополагающим теоретическим положением гуманистической концепции является признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов. Главным содержанием этой концепции является то, что не люди для организации, а организация для людей.
Известные американские ученые Т. Питерс и Р.Уотермен, сформулировали положения, которые легли в основу современной гуманистической концепции:
ориентация на действие работников, предрасположенность их к свершениям и нововведениям;
постоянное удовлетворение нужд потребителя, предвосхищение его желаний;
поддержка самостоятельности и предприимчивости, поощрение энтузиастов;
рассмотрение людей как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;
связь с жизнью, ценностное руководство;
приверженность своему делу;
свобода действий и жесткость одновременно, сосуществование централизации управления и максимальная автономия рабочих групп.
Сравнение положений старой и новой концепций управления применительно к организации приведено в табл.
Таблица
Основные положения старой и новой концепции управления
Старая концепция
(Ф. Тейлор, А. Файоль, Э.Мейо и др.)
Новая концепция
(И. Ансофф, П. Друкер, Р. Уотермен и др.)
1. Организация – это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны и мало зависят от внешней среды
1. Организация – это «открытая» система, построенная на базе теории организации и рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды и сценариев будущего развития
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности
2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение требований потребителей, а не на объем выпуска
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента. Акцент на текущее планирование и баланс ресурсов
3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты, гибкости и адаптации управления к условиям объекта управления. Рационализация производства становится второстепенной при акценте на стратегическое управление
4. Персонал как трудовой ресурс, составная часть производственного процесса; акцент на НОТ и нормирование труда. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда
4. Персонал – человеческий ресурс, интеллектуальный капитал, главная часть («мотор») организации, акцент на человеческие отношения. Главный источник прибавочной стоимости – управленческий персонал, обладающий знаниями и условиями для реализации своего потенциала
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональное разделение работ, четких регламентов, нормах стандартах и правилах исполнения
5. Система управления, ориентированная на внутрифирменную философию, организационную культуру и нововведения, на мотивацию работников и стиль руководства
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26