Рефераты. Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

      В России принято три этапа эволюции управления: командно - административная (1917 – 1967) система; организационно – экономическая (1967 – 1986) система; современный этап, переходный к рыночному (1986 – н.в.).

      Командно - административная система.

      Образование командно - административной системы управления в России относят к декабрю 1917 г., когда был создан первый планирующий и координирующий орган — ВСНХ, начавший свою работу в годы гражданской войны и новой экономической полити­ки.

      Основными принципами командно–административной системы управления являлись:

      - введение единоначалия;

      - повышение производительности труда на основе научной организации труда;

      - организация хозяйственного расчета;

      - материальная заинтересованность работников в результатах своего труда;

      - введение рабочего контроля;

      - укрепление трудовой дисциплины;

      - учет результатов хозяйственной деятельности.

     Наиболее плодотворным в развитии управленческой мысли были 20-е годы ХХ столетия, когда в период нэпа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и  разработка научных концепций. В это время обозначились две группы концепций управления: организационно – технические концепции; социальные концепции.

      К первой группе концепций относятся.

      1. Концепция «Организационного управления» - разработаны А.А. Богдановым (1873 – 1928). Суть их в том, что все виды управления  в природе, технике и обществе имеют сходные черты, следовательно, создав особую организационную науку, можно эффективно вести хозяйственную деятельность.

      2. Концепция «Физиологического оптимума» - автор О.А. Ерманский (1866 – 1941). В них сформулированы основы науки об организации труда и управления. Одним из основных законом этой науки являлся «закон организационной суммы», которая будет больше, чем «арифметическая составляющая ее сил». О.А. Ерманским вывел главный принцип «физиологического оптимума, определяемый критерием рациональности выполнения работы (отношение расходуемой энергии к достигаемому эффекту).   

      3. Концепции «Трудовых установок» и «Узкой базы» - разработаны А.К. Гастевым. Составными элементами первой концепции были основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики, а суть второй заключалась в том, что закономерности управления работником распространяются на управление не только предприятием, но и государством в целом.  

     Ко второй группе концепций относятся.

     1.Концепция «Организационной деятельности» - разработал П.М. Керженцев (1881 – 1940). Концепция рассматривала вопросы формирования организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и расстановку кадров, поддержание дисциплины.

      2. «Социально – трудовая концепция управления производством» - автор Н.А. Витке. Суть концепции заключатся в том, что управление должно осуществляться с помощью административных функций.

    

 3. Концепция «Административной емкости» - автор Ф.Р. Дунаевский (1887 – 1960). Под административной емкостью Дунаевский понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств (диапазон контроля).

      Организационно – экономическая система.

       К основным особенностям организационно–экономической системы управления относились:

      - идеологизированные рычаги организации и стимулирования труда, главные из которых – социалистическое соревнование, коммунистические бригады и т.д.;

      - дисциплинарный контроль;

      - выработка социальных норм должностного поведения, жесткое распределение власти между субъектами хозяйствования;

      - административные меры подбора и расстановки кадров;

      - директивность всех планов;

      - слабая инновационность и предприимчивость.

        Современных переходный к рыночным отношениям этап. 

      Современных переходный к рыночным отношениям этап характеризуется глубоким политическим, экономическим и духовным кризисом в России. Авторитетные политологи и экономисты называют следующие причины политико-экономического кризиса:

 - отсутствие научно обоснованной и согласованной программы экономического, управленческого и социально-психологического развития общества;

 - крайне низкий уровень культуры управления во всех сферах общественной жизни;

 - сложность, многозвенность организационных структур управления, их слабая адаптация к изменениям внешних условий;

 - коррумпированность бюрократического аппарата,  разгул преступности и террора.

 Однако при всей сложности и противоречивости, происходящих общественно-политических процессов имеются и идеологические достижения: свобода политических высказываний, переход от тоталитаризма к демократическим принципам управления, от административно-командных методов к рыночным отношениям, превращение человека в полноправного субъекта хозяйственной деятельности. Изменяется точка зрения на человека – не люди существуют для организации, а организация для людей.

  Концепция менеджмента должна исходить из признания руководителями факта, что успех деятельности в большей степени зависит от активной роли рядовых работников, чем от них самих.


12.3. Интеграционные процессы и перспективы менеджмента


        На рубеже XXI века определились главные тенденции развития мировой экономики, которые в будущем будут иметь определяющее значение в развитии менеджмента:

       - глобализация бизнеса в отраслях промышленности, транспорта, связи, топ­ливно-энергетического комплекса на основе укрупнения компаний и доминиро­вания на международных рынках. Такие компании, как GМ, Fогd, IВМ, SONY имеют численность персонала от 100 до 400 тыс. чел. и объемы про­даж около 100 млрд. долл.;

 - рост конкуренции на национальных и международных рынках. Так, список крупнейших компаний мира Fortunе-500 за 20 лет обновляется на одну треть. В США ежегодно объявляются банкротами свыше миллиона компаний;

 - усиление государственного регулирования экономики за счет определения пропорций развития экономики, инвестиций из бюджета, налоговых льгот и та­моженной защиты национальных компаний, опыт Японии, Германии, Франции, США и Великобритании в 80-90-х гг. XX в.;

 - диверсификация крупного бизнеса на основе горизонтальной и вертикальной интеграции, создания стратегических альянсов различных компаний;

 - развитие малого предпринимательства в отраслях промышленности, строи­тельства, сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, науки и науч­ного обслуживания, туризма и сервиса. Средний класс во всех развитых странах составляет большинство населения и дает значительную долю доходной части бюджета.

        В современных условиях глобальное произ­водство охватывает все сферы человеческой деятельно­сти. Следовательно трудовой процесс, обеспечивающий его функциони­рование, называется глобальным трудовым процессом.

        Экономическая и политическая самостоятельность любого государства, и тем более такого, как Россия, не может быть достигнута без налаженного, прибыльного и конкурентоспо­собного национального производства. Комплексный систем­ный подход к разработке проблем управления трудом и про­изводством основывается на единстве труда и капитала, совершенствовании техники и роста профессиональной ком­петенции работника. На этих двух базовых условиях строит­ся по сути прогресс общества. Данные от­ношения крайне противоречивы и требуют постоянного процесса согласования. Они по своей природе центробежны, поскольку в их центре стоит человек с его многогранной не­однозначностью, противоречивыми интересами, потребно­стями и мотивационными установками. Самая трудная зада­ча, стоящая перед менеджментом — это соединить интересы личности, организации, региона и государства.

Величина элементов данной системы определяется мас­штабностью решаемых задач. Отсюда возникает важнейший вопрос: с помощью какого механизма возможно регулировать и согласовывать данные отношения, которые находятся в по­стоянных противоречиях. Опыт человечества показывает, что это возможно только с помощью развития производства, в ко­тором реализуются и на креативной основе всесторонне трансформируются потребности и интересы людей. В связи с этим менеджеры XXI века должны приобрести и обладать новыми качествами, умениями и способностями:

- глубокие профессиональные знания всех направлений менеджмента (общий, стратегический, инновационный, производственный, управление персоналом, ан­тикризисный, креативный, информационный, финансовый и др.);

- владение управлением персоналом с ориентацией на человеческие отноше­ния и преобладанием демократического стиля руководства над авторитарным;

- универсализация крупных менеджеров, способность эффективно выполнять все конкретные функции управления в различных сферах и отраслях бизнеса;

- формирование лидеров организации из числа одаренных и всесторонне раз­витых людей в звеньях "школа - колледж - вуз - организация";

- владение стратегическим менеджментом на основе анализа сильных и сла­бых сторон, возможностей и угроз, оценки конкурентных преимуществ организации;

- соблюдение законов государства, норм общественной морали и внутрифир­менных правил взаимоотношений сотрудников (гражданское общество);

- высокий уровень базового профессионального образования, соот­ветствующего профилю бизнеса (магистр или кандидат наук), и це­ленаправленное повышение квалификации. В подготовке менеджеров высшей квалификации большое значение имеет программ МВА.

        Подготовка менеджеров XXI века является важным социальным заказом госу­дарства и частных организаций и требует нового подхода к поиску будущих ли­деров среди молодого населения страны.


13.  Информационное обеспечение управления.


13.1. Классификация информации

 

         Информация – это объективное явление, которое является основой для принятия управленческого решения. Информацию можно представить как сообщение о ком – либо. Однако не всякое сообщение является информацией, чтобы сообщение стало информацией, необходимо иметь общий язык с отправителем этого сообщения. Кроме того, чтобы сообщение явилось информацией, оно должно быть использовано для принятия решения.

        Процесс управления – есть в общих чертах процесс восприятия, преобразования и передачи информации, которая будет воспринята, отсортирована, проанализирована и использована для принятия управленческих решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.