- маркетинг и изучение рынка;
- проектирование и разработка продукции; материально-техническое снабжение;
- планирование и разработка техпроцессов; производство продукции;
- контроль и проведение испытаний; упаковка и хранение;
- реализация и распределение продукции; монтаж и эксплуатация;
- техническая помощь и обслуживание;
- утилизация после использования.
К основным принципам создания и функционирования систем управления качеством в соответствии со стандартами ИСО относятся:
- управление качеством — неотъемлемая составная часть управления фирмой;
- определение политики в области качества, ответственность за которую и функционирование системы качества несет высшее руководство;
- разработка системы качества с учетом специфики предприятия;
- обеспечение уверенности, что система качества правильно понимается и эффективно используется;
- документированность системы качества;
- оценка системы качества поставщика потребителем;
- свободный выбор поставщиком предметов труда;
- ориентация системы на конкретную продукцию;
- широкое применение статистических методов контроля качества;
- использование «групп качества».
Стандарты ИСО 9000 предполагают, что действенность системы качества должна быть доказана путем сертификации систем качества. Объектами проверки и оценки при сертификации систем качества являются: система качества, ее соответствие определенной модели, состояние документации, деятельность по управлению качеством; информация о продукции; организация производства.
Литература
1. Веснин В.Р. Менеджмент.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Экономистъ, 2003.
3. Калинин А.И. Основы менеджмента / курс лекций – Ставрополь, Изд-во Ставропольского института им. В.Д. Чурсина, 2005
4. Теория системного менеджмента / учебник под ред. Журавлева П.В. и др. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2002.
Составитель: А.И. Калинин, доцент кафедры «Менеджмент».
II. Содержание экзаменационных вопросов по дисциплине
«Стратегический менеджмент»
1. Возникновение потребности в стратегическом управлении и этапы стратегического мышления. Сущность стратегического менеджмента.
Известно, что понятия стратегии, стратегического управления пришли в экономику из военного дела, где понятие стратегии связывали с умением располагать свои войска к бою, а это означало умение учесть свои внутренние возможности, свои сильные стороны, внешнее окружение (реки, горы и т.д.) для достижения своей цели, достижения победы.
Эти же факторы (анализ внутренних факторов и внешнего влияния факторов) лежат в основе стратегического принятия решений.
Правильность принятия стратегического решения напрямую зависит от уровня стратегического мышления того или тех, кто принимает решение. В этом смысле стратегическое мышление пережило следующие этапы:
1. Эвристический подход к принятию решения заключается в том, что решение принимается "интуитивно" - принимается такое решение когда недостаточно информации. (Простой пример - поехал в Москву, пошел искать магазин, вышел на остановке - куда идти - налево, направо?).
2. Эмпирический - когда решение принимается на основании опыта - своего или других.
3. Аналитический - когда в основе принятия решений лежало использование общих принципов, теоретических средств, знание каких-то общих законов.
4. Системно-аналитический - когда в ходе принятия стратегического решения по какой-то проблеме она рассматривалась в системе, во взаимодействии с внешней средой, оказывающей определенное воздействие, аналитически нами уже доказанное, а может быть не доказанное. Надо проверить!
Стратегическое управление определяется как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.
Анализ причин возникновения неопределенности показывает, что ее основной источник - НТП, приводящий к ускорению экономических процессов.
В переходной экономике России различают следующие модели менеджмента:
1. Менеджмент здравого смысла.
2. Менеджмент совместных предприятий.
3. Менеджмент советской модели.
Подводя некоторые итоги можно сделать некоторые выводы:
Стратегический менеджмент представляет процесс, определяющий последовательность действий организации и разработки и реализации стратегии.
Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.
2. Научные подходы к стратегическому менеджменту и особенности его применения
Научные подходы
Системный
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь
Логический
основан на принципе объективности рассмотрения всякого объекта, всесторонности его рассмотрения и историзма
Воспроизводственно-эволюционный
ориентирован на постоянное возобновление производства продукта с меньшими совокупными затратами конкурентов на данном рынке
Инновационный
основан на разработке и внедрении новшеств
Комплексный
предусматривает одновременную разработку технических, экологических, экономических, организационных и других аспектов управления
Глобальный
заключается в том, что при формулировании решения большинства проблем, обеспечения конкурентоспособности крупных объектов, точка обзора мысленно должна быть в глобальной системе, а не на уровне, где находится
Интеграционный
нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными элементами системы
Виртуальный
заключается в применении глобальной сети ИНТЕРНЕТ, сотовой и других средств электронной связи
Стандартизационный
заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы норм, правил и характеристик
Маркетинговый
предусматривает ориентацию управляющей системы на потребителя при решении любых задач
Эксклюзивный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26