Профессионализм руководителя – это внутренняя характеристика личности руководителя, обладающего необходимым нормативным набором психических качеств, позволяющих ему осуществлять управленческую деятельность на высоком уровне и достигать значительных профессиональных результатов. Профессионализм руководителя складывается из знаний, умений и опыта руководителя в той или иной области жизнедеятельности, то есть компетентности.
Существуют следующие виды компетентности:
- специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, подготовленность руководителя к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией;
- социальная компетентность – владение профессиональной совместной деятельностью, умение работать в группе, эффективно взаимодействовать и общаться с руководителями, коллегами, подчиненными, строить и поддерживать эффективные взаимоотношения;
- личностная компетентность – владение приемами личностного саморазвития, самовыражения, умение рационально организовать свой труд, противостоять профессионально-управленческим деформациям личности;
- организационно-методическая компетентность – способность к системному мышлению, правильному восприятию и интерпретации разнообразной информации, владение организационно-социальными взаимосвязями, умение рационально планировать и использовать рабочее время.
Требования к эффективному руководителю в современных условиях:
- способность управлять собой;
- разумные личные ценности;
- четкие личные цели;
- упор на постоянный личный рост;
- навык решать проблемы;
- изобретательность и способность к инновациям;
- высокая способность влиять на окружающих;
- знание современных управленческих подходов;
- способность руководить;
- умение обучать и развивать подчиненных;
- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
10. Управление конфликтами и конфликтными ситуациями.
10.1. Причины и виды конфликтов
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия.
Стороны находятся в конфликте, если действия хотя бы одной из них оказывают отрицательное воздействие на другую. Если конфликт не переходит определенных рамок – это конкуренция, если оказывает положительное воздействие – это сотрудничество.
Прежде конфликты рассматривались негативно и их подавляли. Современная точка зрения – многие конфликты не только допустимы, но и желательны, так как они позволяют выявить «подводные камни», скрытые от глаз процессы, получить дополнительную информацию, что в целом, облегчает процесс управления и способствует повышению его эффективности. Признаками конфликта является формирование и переживание противниками (оппонентами) выраженных негативных эмоций по отношению друг к другу.
Существует несколько причин возникновения конфликтов.
1. Объективные причины – обстоятельства социального взаимодействия людей, приводящие к столкновению их интересов. К ним относятся:
- естественное столкновение интересов людей, главным образом материальных, в процессе их жизнедеятельности;
- ритм и напряженность самой деятельности (тяжелая физическая и нервная нагрузка);
- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности материальных и духовных благ;
- устойчивые стереотипы межличностных отношений, связанные с противодействием и противоборством;
- слабая разработанность нормативно-правовых процедур разрешения социальных противоречий.
2. Организационно-управленческие причины – связаны с созданием и функционированием организаций, групп, коллективов. К ним относятся:
- структурно-организационные: несоответствие структуры организации требованиям деятельности;
- функционально-организационные: неоптимальность связей между структурными элементами организации и отдельными исполнителями;
- личностно-функциональные: несоответствие личных качеств работника требованиям занимаемой должности;
- ситуативно-управленческие: ситуативные ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения конкретных задач.
3. Социально-психологические причины – обусловлены непосредственным взаимодействием людей, их включением в социальные группы. Они включают в себя:
- нарушение баланса ролей в социальном взаимодействии;
- искажение и потеря информации в процессе межличностной коммуникации;
- расхождение позиций, вызванное подходом к проблеме с различных сторон;
- различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга;
- психологическая несовместимость.
4. Личностные причины – связаны с индивидуально-психологическими особенностями людей. К ним относятся:
- субъективная оценка поведения партнера как недопустимого;
- плохое развитие эмпатии;
- неадекватный уровень притязаний;
- выраженные акцентуации характера;
- агрессивность, грубость, низкий уровень общей психологической культуры, компетентности в общении.
Конфликты классифицируются по ряду признаков.
1. По отношению к отдельному субъекту конфликта: внутренние и внешние конфликты.
Внутренние конфликты – это внутриличностные конфликты, которые обусловлены противоречием человека с самим собой (необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий; несовпадение внешних требований и внутренних позиций; неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств их достижения).
Внешние конфликты – включают межличностные конфликты и конфликты между личностью и группой.
Межличностные конфликты порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне проявляются как несовпадение характеров, личных взглядов. В организации их составляет 75% - 80% от всех видов конфликтов.
Конфликты между личностью и группой – обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения, межгрупповые порождаются борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния.
2. По отношению к организационному уровню, к которому принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные конфликты – конфликт между отдельными направлениями деятельности организации, между формальным и неформальным коллективами.
Вертикальные конфликты – конфликты между различными уровнями иерархии.
3. По сфере возникновения и развития конфликты бывают деловые и личностные.
Деловые конфликты – связаны с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей.
Личностные конфликты – проявляются в неофициальных отношениях между людьми.
4. По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты бывают:
- симметричными – распределяются поровну;
- ассиметричными – одни выигрывают или теряют больше, чем другие.
5. По внешнему проявлению конфликты бывают:
- скрытыми – участники конфликта прячут его от посторонних глаз или конфликт еще не созрел. Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги;
- открытыми – проходят на виду у всех, могут образовывать различные клики (группы сотрудников).
6. По характеру конфликты бывают:
- объективными – такие конфликты связанны с реальными проблемами и недостатками в организации;
- субъективными – обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий.
7. По своим последствиям конфликты бывают:
- конструктивными – предполагают возможность рациональных преобразований в организации;
- деструктивными – конфликт не имеет под собой реальной почвы. сначала он разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в производственный процесс.
Каждый работник – индивидуальность, личность со своими особенностями, которые придают ему свое психологическое лицо, делают его неповторимым и интересным для других людей. Однако среди множества его черт могут быть и такие, которые повышают вероятность возникновения проблем в работе и напряженности в общении. Психологическими факторами возникновения конфликтов могут стать наиболее конфликтогенные типы работников.
1. «Реактивные» субъекты – люди, у которых реакция в ответ на происходящее (слово, дело), возникает стремительно и мгновенно. Они импульсивны, вспыльчивы и гневны, их поступки и высказывания часто не отличаются продуманностью (не успел подумать, а уже сказал). Если же они вдобавок обладают повышенной раздражительностью и враждебностью, реагируя на критику, эти качества образуют «взрывоопасную смесь» и стать источником конфликта.
2. Ранимые и чувствительные субъекты – обидчивы, мнительны, им присущи тревожность и пессимизм. Они видят несправедливость, подвох там, где их нет. Готовы бесконечно обсуждать эту тему с окружающим, вовлекая их в свои проблемы.
3. Критичные и категоричные люди – считают, что имеют единственно правильное мнение. Они учат других как себя вести правильно и разумно, не замечая, что окружающих это выводит из себя.
4. «Взрослые дети» - у таких людей эмоции преобладают над рассудком. Они недостаточно критичны по отношению к себе, преувеличивают роль обстоятельств и людей в собственной жизни.
5. Личности с неразвитыми навыками общения – плохо владеют общепринятыми стереотипами.
6. Люди с деформацией личности – дисгармоничность личностной организации, приводящая к неадекватному восприятию себя и людей.
7. Психически нездоровые люди – здесь требуется вмешательство врача-психиатра.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26