Поскольку финансирование основного капитала (приобретение, строительство, монтаж, ввод в эксплуатацию) является длительным процессом, и период от начала финансирования объекта основного капитала до получения первой прибыли от введенного в действие объекта основного капитала может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет, то кредиты и займы под финансирование основного капитала, как правило, являются долгосрочными (на срок более 12 месяцев). Сумма долгосрочных кредитов и займов показывается организацией в разделе IV бухгалтерского баланса по стр. 510 "Заемные средства".
В бухгалтерском учете организации кредитные операции отражаются следующем образом:
Д 50, 51 - К 67 Получены долгосрочные кредиты банков,
Д 60 - К 50, 51 Долгосрочные кредиты банков направлены
на погашение задолженности поставщикам
за приобретенные объекты основных средств,
Д 08 - К 67 Начислены проценты по кредитам банков,
использованных на капиталовложения
(до ввода объекта в эксплуатацию),
Д 91-2 - К 67 Начислены проценты по кредитам банков,
полученным на приобретение внеоборотных
активов (после их оприходования),
Д 67 - К 50, 51 Отражено погашение задолженности
по долгосрочным кредитам и процентам по ним.
Заемными источниками финансирования основного капитала являются средства бюджетов всех уровней (федерального, региональных и местных), а также внебюджетных фондов, предоставляемые как на возвратной, так и на безвозвратной основе.
Финансирование из федерального бюджета осуществляется в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ. Суммы ассигнований ежегодно включаются в объемы государственных централизованных капитальных вложений. Приоритетные направления государственных вложений определяются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти.
Финансирование за счет средств бюджетов субъектов РФ и Местных бюджетов осуществляется с целью развития производственного и непроизводственного потенциала регионов, решения социальных проблем, которые невозможно осуществить за счет других источников финансирования.
Перечисленные финансовыми органами (РФ, субъектов РФ, местными) средства бюджетов, выделенные для финансирования капитальных вложений государственным и негосударственным предприятиям, организациям и учреждениям, зачисляются в кредит отдельных лицевых счетов, предприятий, организаций, учреждений на соответствующих балансовых счетах, открытых в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия по согласованию с соответствующими представительными органами власти - в любом другом банке.
При этом собственные средства предприятий, организаций, учреждений для финансирования капитальных вложений на балансовые счета не зачисляются. Отдельные балансовые счета для учета собственных средств не открываются. Учет собственных средств на капитальные вложения ведется предприятиями, организациями, учреждениями на расчетных (текущих) счетах по учету средств этих предприятий, организаций, учреждений.
При этом правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Банка России от 18 июня 1997 г. № 02-263, на счетах учета операций по расчетным (текущим) счетам разрешено открывать в установленном порядке отдельные лицевые счета клиентам для учета операций по использованию средств на капитальные вложения. Открытие этих счетов и совершение по ним операций производятся на договорных условиях на том же балансовом счете, где учитываются операции по расчетным (текущем) счетам. При этом не должна нарушаться установленная законодательством очередность платежей. Средства на эти счета должны перечисляться с расчетных (текущих) счетов предприятий, организаций и учреждений. А кредитные организации контрольные функции осуществляют в пределах, определенных договорами.
Предприятия, организации, учреждения, получившие бюджетные ассигнования на финансирование капитальных вложений, должны вести аналитический учет поступивших средств по их целевому назначению в соответствии с установленным Министерством финансов РФ порядком бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Суммы средств, оплачиваемые предприятиями, организациями, учреждениями (заказчиками) за счет бюджетных средств подрядным организациям и другим участникам инвестиционного процесса за выполненные работы (услуги) в порядке, установленном действующим "Положением о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации", проводятся по дебету отдельных лицевых счетов, открытых предприятиям, организациям и учреждениям — заказчикам (застройщикам) на соответствующих балансовых счетах.
Использованные на финансирование капитальных вложений средства ассигнований из бюджетов относятся предприятиями, организациями, учреждениями к доходам будущих периодов (Д 01 - К 98).
Целевые Поступления на финансирование капитальных вложений могут быть получены от других организаций, в том числе от иностранных инвесторов, а также от физических лиц.
При оформлении документов на получение целевых взносов (соглашений о целевом финансировании между финансирующей стороной и получателем расчетно-платежных документов) необходимо правильно определить их формулировку.
Правильными являются следующие формулировки:
· «Целевое финансирование...";
· Целевой благотворительный взнос на программу...";
· «Взнос на уставные цели..." (для некоммерческих организаций).
В тексте платежного поручения обязательной должна быть запись: "НДС не облагается".
Формулировки типа:
• "Безвозмездная финансовая помощь на...";
• "Материальная помощь на...";
• "Спонсорский взнос на..."
при оформлении целевого взноса нежелательны, так как в этих случаях налоговый орган может признать полученные организацией деньги от финансирующей стороны как плату за рекламу (в случае спонсорского взноса) в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе" (ст. 19), а также скрытой формой расчетов между организациями.
Целевые поступления у получателя должны учитываться отдельно от других средств по кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Их поступление отражается бухгалтерской проводкой: Д 51-К 86. Средства должны использоваться строго на цели финансирования, определенные в соглашении о целевом финансировании, заключаемом между организацией -получателем средств и финансирующей стороной (грантодатель, жертвователь, учредитель). Без письменного согласия жертвователя или грантодателя изменение целевого назначения средств невозможно. В случае, если это согласие не получено, средства следует вернуть.
В конце отчетного периода (года) в налоговый орган должны быть представлены отчеты о целевом использовании полученных средств. Средства, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета.
При этом по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, не все целевые средства могут быть полностью израсходованы. Возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет. В этом случае расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы, а счет 86 на конец отчетного периода должен быть закрыт на счет доходов будущих периодов на сумму неизрасходованных целевых средств
(Д 86 -К 98).
В ходе осуществления целевой программы составляется смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период (месяц, квартал, год и т.п.).
Смета утверждается руководством, с одной стороны, организации-получателя и, с другой стороны, грантодателем или жертвователем (благотворителем), а также учредителем (членами, участниками). По окончании отчетного периода рекомендуется составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету. При необходимости сметы могут пересматриваться.
Целевое финансирование может осуществляться сразу по нескольким программам. В этом случае сметы должны составляться по каждой из программ. Государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться и вносить коррективы в направления расходования средств целевого финансирования. В настоящее время основным документом, прямо обязывающим составлять смету, является Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Бухгалтерский учет целевых расходов, включая административные, ведется по дебету счета 86 "Целевое финансирование". Счета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44), предусмотренные Планом счетов, в данном случае не используются.
В случае, когда по завершении капитальных вложений сумма целевых средств будет использована не полностью, ее остаток должен быть возвращен финансирующей стороне (Д.86 - К 51) или зачислен в доход организации
(Д 86 - К 91).
Финансирование капитальных вложений может осуществляться в порядке долевого строительства. В этом случае в соответствии со ст. 1041 ГК РФ стороны заключают договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), в котором обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица. В договоре определяется участник, который будет вести общие дела.
Участник, ведущий общие дела по договору совместной деятельности, ведет следующий учет:
Д 01, 04, 10, 51 и др. - К 86 Отражены полученные денежные и
имущественные взносы участников совместной
деятельности,
Д 99 - К 76-3 Отражена сумма прибыли, подлежащая
перечислению участнику совместной
Д 76-3 - К 51, 52 Отражено перечисление денежных средств в
счет прибыли, подлежащей перечислению
частнику совместной деятельности,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44