Аудит осуществляется в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности», а также федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. № 696 (с учетом изменений и дополнений). Данные правила являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц.
Кроме того, на предприятиях возможно наличие внутреннего аудита. Задачи внутреннего аудита несколько отличаются от внешнего.
Внутренний аудит – это организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Внутренний аудит, как правило, осуществляется специальным подразделением предприятия или его работниками, непосредственно подчиненными руководству предприятия и находящимися в штате.
2 Теория и практика бухгалтерского учета и аудита продаж
2.1 Учет реализации товаров в розничной торговле
2.1.1 Синтетический и аналитический учет реализации товаров в розницу
Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.
Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста, как разницу между показаниями счетчиков на конец дня и показаниями счетчиков на начало дня. Показания счетчиков по контрольно-кассовым машинам заносятся кассиром в специальный бланк Ф.№ 25, установленный Типовыми правилами эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (см. Приложение В).
При этом выручка уменьшается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращенным чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчетах.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ранее -Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 № 745 с учетом изменений и дополнений) в ряде случаев (мелкорозничная торговля с ручных тележек, из цистерн, с лотков, из корзин, вразвал овощами и бахчевыми культурами; торговля на рынках, ярмарках, выставках, иных комплексах, за исключением находящихся там киосков, ларьков, помещений и др.) при осуществлении торговых операций денежные расчеты (ранее до вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ только с населением) могут производиться без применения контрольно-кассовой техники. В этом случае объем реализованных товаров измеряют обычно суммой выручки, сданной продавцами в кассу организации, инкассатору банка или на почту.
Бухгалтерский учет продаж осуществляется на предприятии в соответствии с Планом счетов и инструкцией по его применению.
Учет продаж в организации ведется на счете 90 "Продажи", который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются выручка и себестоимость по:
готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
работам и услугам промышленного характера;
работам и услугам непромышленного характера;
товарам;
услугам по перевозке грузов;
транспортно-экспедиционным, погрузочно-разгрузочным операциям;
предоставлению за плату во временное пользование своих активов по договору аренды.
При осуществлении розничной торговли и ведении учета товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается продажная стоимость проданных товаров, а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 "Товары") с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка").
В исследуемой организации к счету 90 "Продажи" открыты субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-1-1 «Выручка не облагаемая ЕНВД (опт)»;
90-1-2 «Выручка облагаемая ЕНВД (розница)»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-2-1 «Себестоимость продаж, не облагаемая ЕНВД»;
90-2-2 «Себестоимость продаж, облагаемая ЕНВД»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-7 «Расходы на продажу»;
90-7-1 «Расходы на продажу, не облагаем. ЕНВД»;
90-7-2 «Расходы на продажу, облагаем. ЕНВД»;
90-8 «Управленческие расходы»;
90-8-1 «Управленческие расходы, не облагаем. ЕНВД»;
90-8-2 «Управленческие расходы, облагаем. ЕНВД»;
90-9 "Прибыль / убыток от продаж".
Сдача выручки в кассу отражается в учете следующей записью:
Дт 50 "Касса" Кт 90 "Продажи", субсчет "Выручка".
Торговая выручка может быть сдана в банк представителем предприятия по объявлению на взнос наличными или инкассаторам. Операция передачи инкассаторам оформляется препроводительной ведомостью. Выручка, переданная инкассатору или на почту (которая будет зачислена на расчетный счет по истечении определенного времени), учитывается следующей бухгалтерской записью: Дт 57 "Переводы в пути" Кт 90 "Продажи", субсчет "Выручка.
При учете товаров по покупным ценам после отражения выручки по счету учета реализации списываются реализованные товары, что фиксируется записью:
Дт 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" Кт 41-2 "Товары в розничной торговле".
Условный пример сводной оборотно-сальдовой ведомости по субсчету 90-1-2 приведен в Приложении Г.
Согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется. На сумму начисленного НДС составляется проводка:
Дт 90 "Продажи", субсчет 3 "НДС" Кт 68-2 "Расчеты по налогам и сборам по НДС".
Согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) розничной торговли, а также другими организациями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению в течение пяти дней счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и т. д. и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки".
При использовании покупных цен положительный финансовый результат отражается следующей записью:
Дт 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" Кт 99 "Прибыли и убытки". Отражение отрицательного финансового результата фиксирует запись по дебету счета 99 в корреспонденции с субсчетом 90-9.
Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.
Если в учете используются продажные цены, то реализованные товары списываются в дебет счета 90 "Продажи" на основании товарных отчетов, в которых указывается общая сумма реализованных товаров по розничным ценам. Таким образом, по дебету и кредиту счета 90 "Продажи" отражается стоимость реализованных товаров в одинаковой оценке по розничным ценам. Суммы по кредиту (на основании отчетов кассира) и по дебету (на основании товарных отчетов) счета 90 "Продажи" должны быть одинаковыми.
Когда в организации используется натурально-стоимостной метод учета товаров, имеется возможность списывать конкретные реализованные товары по конкретным учетным ценам. При учете товаров по продажным ценам целесообразно по каждой партии товаров составлять ведомость с указанием по каждому наименованию покупной и продажной цены и наценки, это позволит списывать конкретную сумму торговой наценки по каждому наименованию реализованного товара.
В исследуемой организации в соответствии с принятой учетной политикой учет товаров ведется по продажным ценам.
Реализация товара на предприятии отражается в товарном отчете по форме № ТОРГ-29, оформляющем результаты за один или за несколько дней работы, который является основанием для ведения бухгалтерских записей. Условный пример товарного отчета приведен в Приложении Д.
При использовании в учете продажной цены товаров стоимость списанных реализованных товаров по товарному отчету должна быть равна сумме полученной выручки, которая отражена в кассовой книге.
В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально - ответственного лица, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет.
В приходной части товарного отчета фиксируются в стоимостном выражении остаток товаров (на дату составления предыдущего товарного отчета) и поступление товаров и тары по сопроводительным документам. Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно. Здесь же, в приходной части, рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода.
В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период. Каждому расходному документу отводится отдельная строка.
Материально - ответственные лица составляют товарные отчеты в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе с документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально - ответственного лица.
Все приходные и расходные документы, на основании которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25