Рефераты. Бухгалтерский учет, аудит и анализ продаж в торговле

Взвешивая степень влияния товарных запасов, необходимо иметь в виду, что их положительное отклонение имеет такое зна­чение лишь для данного отчетного периода. Для предшествую­щего и последующего периодов оно приобретает отрицательное значение. Так, отрицательное влияние в отчетном периоде запаса товаров на начало положительное влияние оказало в предшеству­ющем периоде, а отрицательное влияние запаса товаров на конец периода, положительно скажется в последующем периоде.

На объем товарооборота значительное влияние оказывает размер поступления товаров, так как нормальное развитие роз­ничной торговли может происходить только при постоянном увеличении товарного потока, обеспечиваемом регулярным по­ступлением товаров от различных поставщиков. Количественные параметры поступления товаров и их розничной продажи выра­жаются, как правило, числами одного периода, так как размеры товарного запаса отклоняются незначительно.

Методику исчисления влияния различных элементов товар­ного баланса на объем розничного товарооборота можно исполь­зовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные, а внутри этих групп - по более дробным товарным группам.

Товарный баланс изучается в стоимостных показателях, что объясняется отсутствием количественного учета движения товаров в розничной торговле. Однако это правило касается не всех  товаров: там, где они исчисляются в натуральном измерении, предпочтительнее проводить анализ товарного баланса в натуральных показателях. Анализ товарного баланса в натуральных измерителях может отличаться соотношениями в нем между от­дельными элементами от соотношений в стоимостном выраже­нии за счет фактора цен.

Анализ зависимости объема продажи товаров от товарного  обеспечения позволяет определить лишь исходные данные; он не  раскрывает причин, вызвавших в свою очередь изменения в отдельных элементах товарооборота (запасах, поступлении, выбытии). Каждый из этих элементов необходимо подвергнуть даль­нейшему и более глубокому анализу. Начинать следует с поступ­ления товаров.

Анализ ведется по источникам поступления: от промышлен­ности, оптовой торговли, импорта и т.д. Удельный вес поступле­ния товаров из различных источников связан со специализацией розничной торговой организации. В ходе анализа детально изу­чают отношения с отдельными поставщиками. Следует иметь в виду, что в розничной торговле, где учет ведется преимуществен­но в стоимостном измерении, выполнение поставщиками дого­воров поставок необходимо анализировать при широком исполь­зовании натуральных показателей (в строгом соответствии с ус­ловиями договора поставки). При анализе поступления товаров изучаются предъявленные претензии к поставщикам за некачест­венные поставки ими товаров и за нарушение сроков поставки.

Анализируя прочее выбытие товаров, следует изучить его со­став: на переработку, возврат поставщикам, уценка, недостача и т.д. При этом выявляют причины и все обстоятельства, связан­ные с выбытием товаров (время их поступления в магазин, со­блюдение требований качественной приемки их от поставщика, условия хранения в магазине и т.д.). Стремление к сокращению таких форм выбытия товаров в целом является оправданным: оно расширяет возможности реализации товаров населению. Выводы по материалам анализа прочего выбытия товаров должны быть направлены на устранение причин необоснованного их выбытия.

К факторам, связанным с состоянием и эффективностью ис­пользования внеоборотных активов относятся: торговая площадь и рациональное ее использование; основные фонды и их использо­вание; состояние незавершенного строительства и т.д.

Показателем оценки эффективности использования торговой площади является товарооборот на один квадратный метр торговой площади. Уве­личение объема продажи товаров может произойти в результате прироста торговой площади и более рационального ее использо­вания.

Возможности рационального использования торговой пло­щади разнообразны. Так, торговая площадь рационально исполь­зуется при переходе на продажу с открытой выкладкой, примене­нии самообслуживания и т.д.

На объем продажи товаров также оказывает влияние состояние ос­новных средств и других внеоборотных активов и эффективное их использование.

К трудовым факторам, влияющим на объем розничного това­рооборота, относятся: численность работников, организация и производительность труда.

Работники торговых организаций должны способствовать появлению новых товаров, вовлекать их в товарооборот, воздей­ствовать на ассортимент и качество товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными организациями. Не­посредственно общаясь с населением в процессе продажи, торго­вые работники выявляют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование товарного потока, на­правляемого в розничную торговлю.

Численность торговых работников - важный показатель тор­говли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых магазинов, повышением культуры об­служивания. Однако эффективность работы торговых организа­ций зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности.

В качестве производительности труда в торговле применяется сумма товарооборота на одного работника. Повышение среднего товарооборота на одного работника можно положительно оце­нить только в том случае, если это не сопровождается ухудшени­ем качества обслуживания покупателей. Объем товарооборота можно рассчитать по формуле 3.2:


N = Ч х В,                                                   (3.2)


где N — розничный товарооборот, руб.;

Ч - среднесписочная численность работников, чел.;

В - средний оборот на одного работника (выработка), руб.

Методом цепной подстановки или способом разниц можно подсчитать, в какой мере повлияло на объем розничного товарооборота изменение численности работников и производительности их труда.

Используя рассмотренную выше методику проведения факторного анализа, вначале изучим источники поступления товаров в рассматриваемом предприятии.

Оценивая источники поступления товаров в исследуемой организации, можно отметить, что в 2004 году товарооборот формировался на 79% поступлением товаров от юридических лиц (в том числе 53% - от иногородних, 26% - от местных поставщиков). Доля продажи товаров от частных лиц составила 16%.

Наиболее важными факторами, влияющими на товарооборот, являются численность работников и производительность их труда.

Используя способ разниц, определим влияние на объем товарооборота каждого из указан­ных в формуле 3.1 показателей на примере исследуемой организации. Расчет влияния  данных факторов осуществим на основании данных, приведенных в  таблице 3.13.

Таким образом, наблюдается рост производительности труда на 24,2 тыс. руб. на одного работника розничной торговли в 2003 году и на 81,8 тыс. руб. в 2004 году.

Таблица 3.13 – Товарооборот, численность работников и производительность труда

Показатель

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Изменение

Гр.3-гр.2

Гр.4-гр.3

1

2

3

4

5

6

Товарооборот, тыс. руб.

65133

65906

63668

773

-2238

Среднесписочная численность, чел.

168

160

129

-8

-31

Товарооборот на одного работника, тыс. руб.

387,7

411,9

493,5

24,2

81,6


Этот рост обусловлен тем, что снижение численности работников происходит более быстрыми темпами, чем снижение объема продаж. Нельзя также исключать и влияние инфляции. Используя метод абсолютных разниц определим влияние каждого фактора на величину товарооборота.

За 2002 – 2003 год: Влияние среднесписочной численности работников: 8 х 387,7 = -3100 тыс. руб.

Влияние выработки на товарооборот: 24,2 х 160 = 3872 тыс. руб.

За 2003 – 2004 г.г.:

Влияние среднесписочной численности работников: 31 х 411,9 = -12768 тыс. руб.

Влияние выработки на товарооборот: 81,6 х 129 = 10526 тыс. руб.

Таким образом, изменение среднесписочной численности работников в 2003 году привело к снижению товарооборота на 3100 тыс. руб., а увеличение выработки на  одного работника на 24,2 тыс. руб. позволило увеличить товарооборот на 3872 тыс. руб.

В 2004 году на изменение товарооборота на 2238 тыс. руб. повлияли следующие факторы:

снижение численности работников на 31 человека привело к уменьшению товарооборота на 12768 тыс. руб.:

увеличение производительности труда на 81,6 тыс. руб. привело к росту товарооборота на 10526 тыс. руб.


3.4 Совершенствование учета и внутреннего контроля продаж


Для повышения эффективности работы рассматриваемой организации  и улучшения ее финансового состояния предлагаются следующие мероприятия:

1 Увеличить количество внезапных ревизий денежных средств в кассе.

2 Увеличить количество внезапных проверок товара у материально-ответственных лиц.

3 В случае выявления излишков или недостач у материально-ответственных лиц, снижать размер причитающейся премии, а в особых случаях и полностью лишать дополнительных поощрительных выплат.

4 Использовать рекламные акции для покупателей, стимулирующие получение чека в кассе и проверку в нем указанной суммы. Например, проводить розыгрыши символических призов владельцу каждого n-ого чека. Это снизит количество покупок, не проведенных через кассовые аппараты.

Все эти меры будут способствовать полному отражению выручки в регистрах учета и отчетности, сведению к минимуму неучтенных товаров.

5 Ввести в штат организации должность внутреннего аудитора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.