Рефераты. Бухгалтерский учет, аудит и анализ продаж в торговле
Изучение состава розничного товарооборота является важным разделом
анализа. Состав розничного товарооборота изучают по его видам, организационным
формам, методам розничной продажи, формам оплаты и ассортименту.
В ходе анализа общего объема товарооборота необходимо проверить, как
организована продажа товаров в кредит, установить закономерность ее изменения,
определить удельный вес реализованных в кредит товаров к обороту по непродовольственным
товарам, проанализировать продажу товаров в кредит в ассортиментном разрезе.
Содержащиеся в бухгалтерском учете и отчетности данные позволяют анализировать
движение покупательского кредита, следить за его погашением и выявлять просроченную
задолженность. Для анализа оборота по продаже товаров в кредит обобщают
данные, содержащиеся в аналитическом учете расчетов за товары, проданные в
кредит, и в поручениях-обязательствах покупателей. В поручениях-обязательствах
указываются, кроме других сведений, наименование товара, рыночная цена,
полная стоимость товара, сумма, внесенная наличными при отпуске товара, и сумма
предоставленной рассрочки. Таким образом, сводка по данным первичных документов
дает необходимый материал для анализа товарооборота по продаже товаров в
кредит за любое время и по каждому виду товаров. Эти документы позволяют также
персонифицировать просроченную задолженность.
Очень важно в процессе анализа установить
эффективность новых форм и методов торговли. Для этого необходимо сравнить
показатели до перевода на новую форму торговли и после перевода. Анализ
розничного товарооборота по организационным формам продажи предполагает
изучение удельного веса в общем товарообороте магазинов, палаток и передвижных
средств торговли, а по формам обслуживания - по предварительным заказам, по
образцам (по каталогам), с доставкой товаров на дом покупателю, через
автоматы, путем самообслуживания, традиционным способом.
Розничный товарооборот складывается из множества отдельных актов покупки-продажи
разнообразных по потребительским свойствам и назначению товаров. Эти товары
находятся в определенном соотношении друг с другом, которое зависит от ряда факторов,
главным образом от объема и структуры производства и уровня доходов населения.
Уровень благосостояния во многом определятся товарным составом розничного
товарооборота, соотношением продаж отдельных товаров, местом, которое занимают
те или иные товары в общем объеме товарооборота.
В соответствии с ростом доходов и развитием производства меняется товарный
состав розничного товарооборота. Поэтому важным этапом аналитической работы
является анализ структуры розничного товарооборота в ассортиментном разрезе.
Структура товарооборота - важный показатель торговой деятельности, оказывающий
влияние на другие показатели: товарные запасы, производительность труда,
издержки обращения, валовой доход, прибыль и т.д. По данным о составе оборота и
продаже отдельных товаров можно судить о степени удовлетворения спроса населения,
тенденции и закономерности реализации отдельных товаров; определить развитие,
специализацию и размещение торговой сети. Результаты анализа структуры
товарооборота используются при заключении договоров поставки, определении
нормативов товарных запасов и т.д.
Одной из важнейших задач экономического развития страны является качественное
улучшение структуры розничного товарооборота: систематический рост продажи
наиболее ценных продуктов питания, увеличение удельного веса в товарообороте
предметов культурного и хозяйственного обихода. Изучение структуры
товарооборота по товарным группам ведется с использованием данных ф. № П-1, а
также соответствующих прогнозных материалов. Анализируя структуру
товарооборота необходимо исчислить удельный вес продажи отдельных товаров в
общем товарообороте за год, квартал, а затем определить отклонение, установить
динамику продажи отдельных товаров за ряд лет.
Значительный интерес при анализе представляет сравнение потребления
отдельных продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения с
установленными нормами потребления этих товаров. По каждой товарной группе
необходимо определить выполнение прогнозируемого товарооборота, рассчитать
отклонения. Для выявления причин отклонения от прогнозируемой величины продажи
нельзя ограничиваться изучением изменений по товарной группе в целом. По
товарным группам сложного ассортимента следует производить анализ
внутригрупповой структуры на основе данных аналитического учета, выборочных
данных о движении товаров, при этом могут быть использованы инвентаризационные
описи, конъюнктурные обзоры, материалы покупательских конференций и т.д.
Анализируя
структуру товарооборота, как правило, составляют таблицу по укрупненным
товарным группам, применяя принцип приоритета или предпочтения тем товарным
группам, которые занимают наибольшую долю в реализации товаров или выделить
товарные группы по другому какому-либо принципу (важнейшим товарным группам и
т.д.).
Рассмотрим
динамику и структуру розничного товарооборота исследуемой организации в разрезе
видов товаров: продовольственных и промышленных.
Объем
реализации продовольственных товаров за 2002-2003г.г. приведен в таблице 3.5.
Анализ
реализации по группам товаров показывает, что за 2003 год произошел рост
реализации макаронных изделий на 53%, винно-водочных изделий на 30%, молочной
продукции – на 24%, кондитерских изделий – на 18%, масла животного – на 10%.
Такое увеличение объясняется тем, что молочной продукции реализовано на 4,7 тн
больше в связи с расширением ассортимента творожных сырков.
Также
расширился ассортимент ликеро-водочных изделий, что привело к увеличению объема
реализации данной продукции на 28% по сравнению с 2002 годом.
Широкий
ассортимент, доступные цены и высокое качество кондитерских изделий позволили
увеличить объем реализации этой группы товаров на 3%.
Таблица 3.5 –
Реализация продовольственных товаров в 2002-2003 г.г.
Наименование
товара
Реализовано
Темп роста, %
Товарооборот,
тыс. руб.
Темп роста, %
2002 г.
2003г.
2002 г.
2003 г.
Колбасные изделия, тн
88,5
74,2
84
9067
7643
84
Мясо и птица, тн
40,6
30,1
74
2080
1563
75
Рыба и
рыбопродукты, тн
71,4
44,8
63
2983
2017
68
Масло животное, тн
7,8
8,5
109
586
646
110
Масло растительное, тн
8,3
6,2
75
161
130
81
Кондитерские изделия, тн
101,2
104,1
103
4157
4895
118
Сахар, тн
26,8
11,7
44
427
199
47
Яйцо, тн
123,0
109
89
221
207
94
Макаронные изделия, тн
29,0
30,7
106
261
399
153
Вино-водочные изделия, л
9147,0
11688
128
10408
13558
130
Мука, тн
11,5
4,8
42
75
38
51
Хлеб, тн
1460,0
940
64
7300
6108
84
Молочная продукция, тн
448,0
452,7
101
4030
4980
124
Прочие продовольственные товары
-
-
-
-
1782
-