Рефераты. Бухгалтерский учет, аудит и анализ продаж в торговле

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом в торговом предпри­ятии, могут быть выполнены только при правильной его организа­ции. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отста­вание учета, запаздывание представления отчетности и другой ин­формации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффектив­ности деятельности торговых предприятий. Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищения материальных ценностей и других злоупотреблений, увеличению рас­ходов на содержание учетного персонала.

На предприятиях торговли бухгалтерский учет осуществляется специ­альным подразделением - бухгалтерией. Если предприятия небольшие, то бухгалтерский учет в них ведут работники, на которых возложены соот­ветствующие обязанности.

В организации, не имеющей бухгалтерской службы или бухгалтера, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной органи­зацией или специалистом на договорных началах. Кроме того, руководи­тель при небольшом объеме учетной работы может вести учет лично.

Главный бухгалтер (финансовый директор, бухгалтер малого предпри­ятия), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ; он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учет­ной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обес­печивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законода­тельству Российской Федерации, контроль за движением имущества и вы­полнением обязательств. Требования его по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законода­тельства при выполнении финансово-хозяйственных операций возлагается на руководителя предприятия торговли.

Назначение на должность и освобождение от должности главного бух­галтера производится в порядке, установленном руководителем торгового предприятия. При этом на соответствующую должность назначаются, как правило, лица, имеющие высшее специальное образование или стаж ра­боты по специальности не менее трех лет.

Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгал­тера оформляются актом проверки состояния бухгалтерского учета и от­четности на предприятии.

Следует отметить, что на главного бухгалтера не могут быть возложе­ны обязанности, связанные с непосредственной материальной ответст­венностью за ценности и денежные средства, он не может сам получать по чекам денежные средства и товарно-материальные ценности для предприятия. Вместе с тем для малых предприятий сделано исключение: по согласованию с учреждением банка главный бухгалтер имеет право выполнять обязанности кассира.

Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, товарно-материальных ценностей, кредит­ные, расчетные и денежные обязательства. Без подписи главного бухгал­тера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обяза­тельства считаются недействительными и не должны приниматься к ис­полнению.

Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рацио­нальное ведение записей в учетных регистрах, составление отчетности.

Организация бухгалтерского учета в торговом предприятии зависит от объема учетных работ, наличия компьютерной техники, других условий, а также от той учетной политики, которую ведет предприятие. При этом свою учетную политику предприятия разрабатывают самостоятельно на основе установленных общих правил бухгалтерского учета.

 

1.3 Задачи бухгалтерского учета, аудита и анализа продаж в торговле


Ос­новными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству пред­приятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения стоящих перед бухгалтерским учетом целей решается целый комплекс задач:

проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т. д.), за правиль­ностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;

выявление возможности для снижения издержек обращения и повы­шения рентабельности производства (издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);

контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств.

Поскольку существуют определенная специфика ведения бухгалтерского учета в оптовой и розничной торговле, то и различаются задачи учета.

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом  предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в опто­вой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей  своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями про­дукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.

Для правильного и своевременного учета должны быть установ­лены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно не­обходимо проводить инвентаризации и ревизии.

Основными задачами бухгалтерского учета на предприятиях розничной торговли являются:

обеспечение увеличения розничного товарооборота на торговом предприятии; для этого необходимо, своевременно проверяя товарные и кас­совые отчеты, обеспечить ежедневную сдачу выручки, контролировать правильность приемки товаров по количеству и качеству, соблюдение интересов предприятия в случае поставки товара ненадлежащего качества своевременным предъявлением претензий к предприятиям-поставщикам;

контроль наличия товарных запасов на предприятии в соответствии со спросом на потребительском рынке путем анализа при проверке то­варных отчетов, инвентаризационных описей и других документов;

контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей посред­ством правильной организации материальной ответственности в тор­говой организации.

Объем товарооборота оказывает влияние на издержки обра­щения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации и т.д. Поскольку товарооборот является  важным показателем, характеризующим торговую деятельность, то систематический его анализ имеет большое значение в работе торговых организаций. Основными задачами анализа оборота розничной торговли являются:                                        

проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары;                                                   

выявление тенденции и закономерностей его развития в динамике и изменений, происходящих в них;          

определение факторов, влияющих на его изменение (количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение прогнозных показателей и динамику розничного товарооборота);                                                  

оценка внедрения прогрессивных методов торговли и их эффективности;

выявление резервов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;

разработка мер по устранению недостатков и повышению эф­фективности хозяйственно-финансовой деятельности.

В зависимости от цели анализа и круга вопросов, подлежа­щих изучению, определяется перечень и источники необходимого информационного обеспечения для изучения показателей розничного товарооборота. В процессе анализа розничного то­варооборота используются:

прогнозные и нормативные данные;

бухгалтерская финансовая и статистическая отчетность (ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № П-1 «Сведения о производ­стве и отгрузке товаров и услуг» и др.). В первом разделе формы № П-1 «Общие экономические показатели» по стр. 12 показыва­ется оборот розничной торговли, а во втором разделе «Отдель­ные показатели производственной деятельности» по стр. 28 - оборот розничной торговли продовольственными товарами с выделением оборота алкогольными напитками и пивом. Причем оборот розничной торговли выделяется с подразделением за отчетный месяц, предшествующий месяц и за соответствующий отчетному месяцу прошлого года. В четвертом разделе «Произ­водство и отгрузка по видам продукции и услуг» указываются данные о розничной продаже конкретных товаров по установ­ленному перечню, включающему 59 товарные группы, из них 32 - продовольственные и 27 - непродовольственные. Все дан­ные по товарным группам представлены в тысячах рублей, а по вино-водочным изделиям - в декалитрах. Здесь отражаются све­дения о продаже за отчетный месяц, предшествующий и соот­ветствующий отчетному месяцу прошлого года, а также остатки товаров на конец отчетного месяца.

Кроме того, при анализе используются материалы финансо­вого и управленческого учета; внеучетные источники информа­ции; материалы наблюдений, хронометража и т. д. Для анализа розничного товарооборота используются: книга опера­тивного учета продажи товаров, в которой отражается товарообо­рот в целом по организации и по каждому торговому подразделе­нию (филиалу, секции, отделу) ежедневно и нарастающим ито­гом за месяц; первичные документы (товарные, кассовые отчеты и др.); учетные регистры, отражающие движение товаров, их реа­лизацию; инвентаризационные (сличительные) описи; акты до­кументальных ревизий, аудиторские материалы; информации и материалы по изучению спроса населения на товары; данные от­дела кадров о численности работников и т. д.

Исследуемая организация в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, так как сумма выручки от продаж превышает установленный минимальный размер оплаты труда более, чем в 500 тысяч раз, т.е. выручка составляет более 50 млн. руб. за год.

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.