Рефераты. Бухгалтерский учет, аудит и анализ продаж в торговле

При отгрузке товаров покупателям в счет полученной предваритель­ной оплаты на сумму начисленного налога сначала делается восстанови­тельная проводка:

Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

После этого отражаются операции, связанные с реализацией, в обыч­ном порядке. Результат от реализации товаров за отчетный месяц формируется аналогично розничной торговле.

Типовые бухгалтерские проводки по отражению операций продажи товаров приведены в Приложении Л.


2.3 Учет товарных потерь при продажах

Товарные потери подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые образуются в результате усушки, утруски, раскрошки, разлива, улетучивания и т.д. К ненормируемым относятся потери от боя, брака и порчи товаров, а также по недостачам, растратам и хищениям.

Товарные потери выявляются главным образом при инвентаризации. Выявленные отклонения в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» должны регулироваться следующим образом:

убыль товаров в пределах норм, утвержденных в установленном порядке, списывается на издержки производства и обращения;

потери сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Нормы на списание потерь продовольственных товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях за последние годы несколько раз отменялись, после чего их действие продлевалось. Так письмом ГНС РФ от 24.09.97 № ВП-6-13/675 списание данных  потерь было прекращено. Но данный документ Письмом МНС РФ от 06.06.2002 № ВГ-6-02/800 признан утратившим силу. Кроме того, приказом МВЭС и торговли РФ от 19.12.97 № 631 опять же установлено дей­ствие норм с 1997 года, действие которого приостановлено Приказом от 17.01.2001 № 8 как не прошедшего государственную регистрацию в Ми­нистерстве юстиции РФ.

Естественная убыль в розничной торговле исчисляется только с реализован­ных товаров (при наличии норм). Оборот по реализации отдельных видов товаров в розничной торговле непосредственно выявить, как правило, невозможно, поскольку аналитический учет товаров по видам обычно не ведется. Поэтому оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период определяется расчетным путем на основе показателей товарного баланса, при этом к имеющемуся остатку товара на начало межинвентаризационного периода прибавляют поступления това­ра за данный период и корректируют на выбытие товара за межинвента­ризационный период и остаток товара на конец данного периода. При этом:

остаток товара на начало межинвентаризационного периода берется по данным предыдущей инвентаризации;

количество поступившего товара за межинвентаризационный период определяется по данным приходных документов;

количество выбывшего товара за межинвентаризационный период  отслеживается на основании данных расходных документов;

остаток соответствующего товара на конец межинвентаризационного периода берется по данным последней инвентаризации.

Определив оборот по реализации того или иного товара за межинвен­таризационный период и умножив его на норму естественной убыли, можно получить сумму естественной убыли по данному товару. Рассчитав сумму естественной убыли по каждому товару, можно определить общую сумму естественной убыли по всем товарам, реализованным за межинвентаризационный период. Данный расчет имеет смысл при наличии соответствующих норм.

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, ут­вержденными Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (в редакции Постановления Прави­тельства РФ от 12.07.2003 № 421) поступающие в торговый зал товары тщательно проверяются по качеству и рассортировываются. Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобожде­ны от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Про­давец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. При этом, естественно, образуются отходы, подлежащие списанию.

В соответствии со ст. 14.15 нового КОАП РФ нарушение установлен­ных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение штрафа от 100 до 300 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ.

Ряд товаров возможно приходовать за минусом отходов по установ­ленным нормам (птица без упаковки, колбасные изделия без веревок). В этом случае сумму отходов рассчитывают на документах на поступле­ние товара и списывают за счет дополнительной скидки поставщика или за счет торговой организации (в зависимости от условий, определяемых в договоре). Вместе с тем некоторые отходы (кости и т. д.) реализуются по устанавливаемым торговым предприятием ценам.

Кроме того, ряд отходов сдается в переработку (зачистки жиров и т. д.) специальным организациям, которые оплачивают их по договорным це­нам. Зачистки и крошка списываются на основании накладных, по кото­рым они сдаются в переработку.

Предприятия могут уменьшать сумму поступивших товаров на вели­чину нормируемых потерь (при наличии утвержденных норм) с отнесе­нием отходов на счет поставщика или за свой счет. При этом часть по­терь может быть возмещена при реализации отходов.

Согласно ст. 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естест­венной убыли, утвержденных в установленном порядке, для целей налогообложения приравниваются к матери­альным расходам (которые относятся к расходам, связанным с производством и реализацией).

При отсутствии норм потери не исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Рассмотрим отражение в учете потерь по подготовке товаров к продаже на примере списания зачисток жира:

Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - на продажную стои­мость зачисток;

Дт 98-4, субсчет "Разница между покупной ценой и оценочной стоимо­стью" - на сумму торговой надбавки на зачистки;

Дт 44 "Расходы на продажу" - на разность между покупной и продажной стоимостью зачисток;                                     

Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - на стоимость зачисток по учетным ценам.                                           

Розничные торговые предприятия в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ проводят переоценку товаров со снижением цен (товары, потерявшие свое качест­во, устаревшие фасоны, модели должны переоцениваться). Переоценка товаров отражается на счетах бухгалтерского учета, если в организации учет ведется по продажным ценам.

При стоимостном учете проводят инвентаризацию переоценивае­мых товаров. При натурально-стоимостной схеме учета переоценку мож­но проводить по данным бухгалтерского учета.

2.4 Методика аудиторской проверки продаж


Целью аудита продаж является проверка состояния бухгалтерского учета продаж и соответствия финансово-хозяйственных операций действующему законодательству.

При проведении аудиторской проверки продаж аудитор должен подтвердить достоверность отчетности организации. В частности, подтверждается строка 010 «Выручка от продаж» формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»,  а также строка 214 «готовая продукция и товары для перепродажи» формы № 1 «Бухгалтерский баланс», строка 215 «Товары отгруженные» (в оптовой торговле) формы № 1 «Бухгалтерский баланс».

Аудит продаж выполняется в несколько этапов:

1         Определение цели и задач аудиторской проверки.

2         Планирование и разработка рабочей программы аудита.

3        Составление аудиторского заключения.

4        Разработка рекомендаций и предложений по оптимизации учета.

При планировании аудита продаж прежде всего составляется рабочая программа. В ней содержатся юридическая и экономи­ческая характеристики организации, пе­речень источников аудиторских доказа­тельств, тесты системы внутреннего кон­троля и аудиторские процедуры. Харак­теристика организации должна включать информацию о правовом статусе, степе­ни технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении, нали­чии торговых связей и т.д.

К источникам аудиторских доказа­тельств относятся:

устав организации;

учетная политика;

бухгалтерский баланс;

приложение к бухгалтерскому балан­су;

документы по учету продаж  (акты, кар­точки, ведомости, расчеты и др.);

материалы предыдущих аудиторских проверок;

сведения, полученные из бесед с ру­ководством организации;

сведения, полученные от третьих лиц;

информация, полученная от службы внутреннего аудита.

Прежде чем приступить к составлению  программы аудита, аудитору необходимо оценить систему внутреннего контроля в организации. Эта оценка проводится для того, чтобы аудитор смог принять обоснованное решение о ее надежности и возможности опираться на нее при проведении проверки.

Система внутреннего контроля означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Оценка аудитором эффективности и надежности системы внутреннего контроля заключается в оценке сильных и слабых сторон экономического субъекта. Система внутреннего контроля может считаться надежной, если она эффективно предупреждает о возникновении недостоверной информации и эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени после того, как недостоверная информация возникла.

Оценка системы внутреннего контроля проводится при помощи процедуры тестирования.

В Приложении М приведен вопросник для тестирования системы внутреннего контроля ЗАО «Россошанский торг». В нем отражены вопросы, используемые в ходе тестирования предприятия и ответы на них.

Анализируя данный опросный лист можно сделать вывод, что система внутреннего контроля предприятия достаточно надежная и эффективная.

На основе результатов тестирования аудитор составляет программу проведения проверки. Программа позволяет наиболее эффективно провести аудит, в минимальные сроки и выявить как можно больше ошибок и нарушений.

В таблице 2.1 приведена программа аудиторской проверки учета продаж в исследуемой организации.

При проведении проверки аудитор по своему профессиональному суждению использует различные аудиторские процедуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.