При отгрузке товаров покупателям в счет полученной предварительной оплаты на сумму начисленного налога сначала делается восстановительная проводка:
Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
После этого отражаются операции, связанные с реализацией, в обычном порядке. Результат от реализации товаров за отчетный месяц формируется аналогично розничной торговле.
Типовые бухгалтерские проводки по отражению операций продажи товаров приведены в Приложении Л.
2.3 Учет товарных потерь при продажах
Товарные потери подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые образуются в результате усушки, утруски, раскрошки, разлива, улетучивания и т.д. К ненормируемым относятся потери от боя, брака и порчи товаров, а также по недостачам, растратам и хищениям.
Товарные потери выявляются главным образом при инвентаризации. Выявленные отклонения в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» должны регулироваться следующим образом:
убыль товаров в пределах норм, утвержденных в установленном порядке, списывается на издержки производства и обращения;
потери сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
Нормы на списание потерь продовольственных товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях за последние годы несколько раз отменялись, после чего их действие продлевалось. Так письмом ГНС РФ от 24.09.97 № ВП-6-13/675 списание данных потерь было прекращено. Но данный документ Письмом МНС РФ от 06.06.2002 № ВГ-6-02/800 признан утратившим силу. Кроме того, приказом МВЭС и торговли РФ от 19.12.97 № 631 опять же установлено действие норм с 1997 года, действие которого приостановлено Приказом от 17.01.2001 № 8 как не прошедшего государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
Естественная убыль в розничной торговле исчисляется только с реализованных товаров (при наличии норм). Оборот по реализации отдельных видов товаров в розничной торговле непосредственно выявить, как правило, невозможно, поскольку аналитический учет товаров по видам обычно не ведется. Поэтому оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период определяется расчетным путем на основе показателей товарного баланса, при этом к имеющемуся остатку товара на начало межинвентаризационного периода прибавляют поступления товара за данный период и корректируют на выбытие товара за межинвентаризационный период и остаток товара на конец данного периода. При этом:
остаток товара на начало межинвентаризационного периода берется по данным предыдущей инвентаризации;
количество поступившего товара за межинвентаризационный период определяется по данным приходных документов;
количество выбывшего товара за межинвентаризационный период отслеживается на основании данных расходных документов;
остаток соответствующего товара на конец межинвентаризационного периода берется по данным последней инвентаризации.
Определив оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период и умножив его на норму естественной убыли, можно получить сумму естественной убыли по данному товару. Рассчитав сумму естественной убыли по каждому товару, можно определить общую сумму естественной убыли по всем товарам, реализованным за межинвентаризационный период. Данный расчет имеет смысл при наличии соответствующих норм.
В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (в редакции Постановления Правительства РФ от 12.07.2003 № 421) поступающие в торговый зал товары тщательно проверяются по качеству и рассортировываются. Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. При этом, естественно, образуются отходы, подлежащие списанию.
В соответствии со ст. 14.15 нового КОАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение штрафа от 100 до 300 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ.
Ряд товаров возможно приходовать за минусом отходов по установленным нормам (птица без упаковки, колбасные изделия без веревок). В этом случае сумму отходов рассчитывают на документах на поступление товара и списывают за счет дополнительной скидки поставщика или за счет торговой организации (в зависимости от условий, определяемых в договоре). Вместе с тем некоторые отходы (кости и т. д.) реализуются по устанавливаемым торговым предприятием ценам.
Кроме того, ряд отходов сдается в переработку (зачистки жиров и т. д.) специальным организациям, которые оплачивают их по договорным ценам. Зачистки и крошка списываются на основании накладных, по которым они сдаются в переработку.
Предприятия могут уменьшать сумму поступивших товаров на величину нормируемых потерь (при наличии утвержденных норм) с отнесением отходов на счет поставщика или за свой счет. При этом часть потерь может быть возмещена при реализации отходов.
Согласно ст. 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке, для целей налогообложения приравниваются к материальным расходам (которые относятся к расходам, связанным с производством и реализацией).
При отсутствии норм потери не исключаются из налогооблагаемой прибыли.
Рассмотрим отражение в учете потерь по подготовке товаров к продаже на примере списания зачисток жира:
Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - на продажную стоимость зачисток;
Дт 98-4, субсчет "Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью" - на сумму торговой надбавки на зачистки;
Дт 44 "Расходы на продажу" - на разность между покупной и продажной стоимостью зачисток;
Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - на стоимость зачисток по учетным ценам.
Розничные торговые предприятия в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ проводят переоценку товаров со снижением цен (товары, потерявшие свое качество, устаревшие фасоны, модели должны переоцениваться). Переоценка товаров отражается на счетах бухгалтерского учета, если в организации учет ведется по продажным ценам.
При стоимостном учете проводят инвентаризацию переоцениваемых товаров. При натурально-стоимостной схеме учета переоценку можно проводить по данным бухгалтерского учета.
2.4 Методика аудиторской проверки продаж
Целью аудита продаж является проверка состояния бухгалтерского учета продаж и соответствия финансово-хозяйственных операций действующему законодательству.
При проведении аудиторской проверки продаж аудитор должен подтвердить достоверность отчетности организации. В частности, подтверждается строка 010 «Выручка от продаж» формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также строка 214 «готовая продукция и товары для перепродажи» формы № 1 «Бухгалтерский баланс», строка 215 «Товары отгруженные» (в оптовой торговле) формы № 1 «Бухгалтерский баланс».
Аудит продаж выполняется в несколько этапов:
1 Определение цели и задач аудиторской проверки.
2 Планирование и разработка рабочей программы аудита.
3 Составление аудиторского заключения.
4 Разработка рекомендаций и предложений по оптимизации учета.
При планировании аудита продаж прежде всего составляется рабочая программа. В ней содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении, наличии торговых связей и т.д.
К источникам аудиторских доказательств относятся:
устав организации;
учетная политика;
бухгалтерский баланс;
приложение к бухгалтерскому балансу;
документы по учету продаж (акты, карточки, ведомости, расчеты и др.);
материалы предыдущих аудиторских проверок;
сведения, полученные из бесед с руководством организации;
сведения, полученные от третьих лиц;
информация, полученная от службы внутреннего аудита.
Прежде чем приступить к составлению программы аудита, аудитору необходимо оценить систему внутреннего контроля в организации. Эта оценка проводится для того, чтобы аудитор смог принять обоснованное решение о ее надежности и возможности опираться на нее при проведении проверки.
Система внутреннего контроля означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Оценка аудитором эффективности и надежности системы внутреннего контроля заключается в оценке сильных и слабых сторон экономического субъекта. Система внутреннего контроля может считаться надежной, если она эффективно предупреждает о возникновении недостоверной информации и эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени после того, как недостоверная информация возникла.
Оценка системы внутреннего контроля проводится при помощи процедуры тестирования.
В Приложении М приведен вопросник для тестирования системы внутреннего контроля ЗАО «Россошанский торг». В нем отражены вопросы, используемые в ходе тестирования предприятия и ответы на них.
Анализируя данный опросный лист можно сделать вывод, что система внутреннего контроля предприятия достаточно надежная и эффективная.
На основе результатов тестирования аудитор составляет программу проведения проверки. Программа позволяет наиболее эффективно провести аудит, в минимальные сроки и выявить как можно больше ошибок и нарушений.
В таблице 2.1 приведена программа аудиторской проверки учета продаж в исследуемой организации.
При проведении проверки аудитор по своему профессиональному суждению использует различные аудиторские процедуры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25