Рефераты. Государственный экзамен по экономики

На каждом уровне организации имеется своя иерархия целей. Высший уровень – цель всей организации, затем – цели подразделений и отдельных работников.

Цели должны быть: достижимыми, реальными, выполнимыми, направленные на перспективу, прибыльность, выживание.

Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации. Это разделение уровней управления, разделения труда, полномочий, ответственности. 

Формирование структуры осуществляется на основе горизонтального и вертикального разделения труда.

Горизонтальное разделение – это разделение труда между специалистами одного профиля (составляющие части общей деятельности). Горизонтальное разделение присуще как производственной, так и управленческой деятельности.

Вертикальное разделение включает в себя разделение двух уровней.

На первом уровне происходит разделение работы по непосредственному выполнению производственных заданий от работы по координации такой деятельности.

На втором уровне на основе преднамеренного разделения труда формируется иерархия собственно управленческих уровней.

Вертикальное разделение присуще только управленческой деятельности.

Задача – это работа или часть ее, которая должна быть выполнена  определенным  способом  в определенное время.

Вследствие тесных связей между задачей и технологией, существует тенденция со времен промышленной  революции  делать все задачи как можно более специализированными.

Должностные обязанности включают решения ряда задач, выполнение совокупности работ.

Задачи подразделяются на:

Ø           работу с людьми;

Ø           работу с предметами;

Ø           работу с информацией.

По повторяемости их можно распределить на неповторяющиеся, эпизодически повторяющиеся, одноразовые задачи и пр.

По мере углубления разделения труда  происходит рост многообразия решаемых задач, усиления их взаимосвязи.

Информация должна быть своевременной, достоверной, актуальной.

Ресурсы. В самом общем виде деятельность любой организации по осуществлению своей цели можно рассматривать  как преобразование ресурсов, получаемых из внешней среды, для достижения результатов, передаваемых во внешнюю среду. Ресурсы делятся на материальные (сырье, материалы, запчасти и пр.), финансовые (наличные деньги, кредиты и  т.п.), трудовые (рабочая сила) и информационные.

Любая организация, независимо от вида деятельности, использует все виды ресурсов.  

Технология – это способ преобразования исходных ресурсов в готовые услуги и продукты, информацию.

Этапы в развитии технологий:

1.Стандартизация и механизация

2.Конвейерные сборочные линии

3.Предметно–замкнутые участки. Результатом деятельности на таком участке – готовый узел или все изделие. Особенность – смена рабочих мест для ослабления влияния монотонности.

4.Автоматизация (компьютеризация).  Замена монотонных работ роботами и автоматизированными линиями. Последние достижения – технологии “CAD–CAM”.

Люди.

Задача организации – создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулировали формирование необходимых качеств. Для этого формируется необходимая рабочая среда, т.е. некая  совокупность внутренних переменных, которые в процессе управления модифицируются и приспосабливаются  к потребностям организации и её членов.

Важнейшие элементы рабочей среды – группы и лидерство.

Спонтанно возникающие или организованные группы характеризуются разделяемыми ее членами жизненными установками, ценностями и ожиданиями, относительно нормы поведения. По влиянию на цели организации различают нормы, помогающие или мешающие достижению этих целей.

Лидерство – это средство, позволяющее руководителю влиять на поведение и действия людей.

11. Методы анализа, используемые при стратегическом выборе.

Для того, чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать хорошую стратегию, которая в свою очередь должна строиться на сильных позициях и использовании возможностей.

1.Портфельный анализ – характеризуется распределением ресурсов , которые осуществляют в соответствии с оптимальной структурой направлений деятельности. Преимущества: наглядность, акцент на качественные выгоды.

2.Матрица Бостон Консалтинг Групп. Это двухмерная матрица позволяет предприятию классифицировать продукцию по её доле на рынке, относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. Она дает возможность определить, какой товар предприятия занимает ведущие позиции, по сравнению с конкурентами, какова динамика его рынков, позволяет распределить стратегическое финансирование ресурсов между продуктами. 

«Звезды» - лидер-продукт в быстро развивающейся отрасли. Приносит значительную часть прибыли, но значительная часть уходит на ресурсы и контроль. Их надо оберегать, укреплять для поддержания быстрого роста.

«Дойные коровы» - лидер в стабильной отрасли. Сбыт стабилен без особых затрат. Этот продукт приносит больше прибыли, чем требуется для поддержания доли на рынке.

«Собаки» - продукт с ограниченным объемом сбыта в сокращающейся отрасли. За длительное время пребывания на рынке этому продукту не удалось завоевать симпатии потребителей, уступает конкурентам. Они не производят и не нуждаются в значительных финансовых затратах. Организации надо увеличить прибыль путем проникновения на специальные рынки или уйти с рынка.

«Дикие кошки» - продукт , имеющий слабое воздействие на рынок. Слабая поддержка покупателя, неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимает конкурент. Этот продукт может стать лидером, если вкладывать в него большие средства.

Матрица позволяет увидеть :

1.Рост и увеличение доли рынка   (Дикие кошки)

2.Сохранить доли рынка (Дойные коровы)

3.Получить краткосрочные доли прибыли даже за счет сокращения доли рынка (Звезды)

4.Ликвидация бизнеса, не имеющих больше возможности инвестировать для улучшения своих позиций. (Собаки)


3. SWOT-анализ. Анализ сильных и слабых сторон организации , ее возможностей и угроз.

Его идея:

-превращение слабостей в силу, угроз в возможности

-развитие слабых сторон в ее ограниченные возможности

Этапы:

1.Изучается конкурентная сила, преимущества фирмы (цена товара, квалификация, возраст ОПФ)

2. Изучаются слабости фирмы, анализ конкурентоспособности товаров, прогнозирование показателей по конкурентности товаров

3.Изучаются факторы макросреды фирмы (экономика, политика, рынок, технологии)

4.Изучаются стратегические, тактические возможности фирмы (капитал, активы) для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

5.Согласовываются силы с возможностями для формирования проекта стратегии фирмы.

Анализ позволяет сделать выводы о положении фирмы и необходимости стратегических решений.



12. Подготовка к разработке управленческих решений.

 

Получение информации о ситуации

Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недостаточно полная информация может приводить к принятию ошибочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку возникает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения.

Целесообразной при получении и обработке информации о ситуации принятия решения является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации.

Определение целей.  Большое значение имеет определение целей, стоящих перед организацией. Только после их определения можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации.

Целями называются конкретные конечные состояния или желаемые  результаты,  которых хотят достичь члены организации, работая вместе.

 Они должны быть:

•        конкретными и измеримыми;

•        ориентированными во времени (то есть когда должен быть достигнут результат);

•        быть достижимыми (должны соответствовать возможностям организации и её ресурсам).

•        Быть взаимно поддерживающими (то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).

Разработка оценочной системы. В процессе выработки управленческого решения большое значение имеет адекватная оценка ситуации, различных ее аспектов.

Но, пожалуй, одним из наиболее важных применений методов оценки является сравнительная оценка объектов, представленных на конкурс или тендер; сравнительная оценка при решении вопроса о финансировании проектов, программ, работ сравнительная оценка альтернативных вариантов решений.

Соответствующие разновидности оценочных систем используются и для расчета индексов и рейтингов, и для определения приоритетов, и для сравнительной оценки альтернативных вариантов решений во всем многообразии ситуаций принятия решения.

Анализ ситуации Имея необходимую информацию о ситуации и зная цели, к достижению которых стремится организация, можно приступать к анализу ситуации.

Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих динамику ее развития.

При наличии индексов либо переменных целесообразно также определение пороговых значений, превышение или приближение к которым должно вызывать соответствующие управленческие решения и действия со стороны лица, принимающего решение.

Полезен анализ и оценка устойчивости ситуации к изменению значений факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на ее развитие, либо тех факторов, на изменение значений которых будет направлено управленческое воздействие.

Диагностика ситуации. При анализе ситуации важно выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. В этом и состоит задача диагностики ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.