Рефераты. Государственный экзамен по экономики

 Для благосостояния фирмы определенные факторы внешней среды могут представлять угрозу: появление более дешевых технологий, производство новых продуктов, проникновение в отрасль иностранных конкурентов с низкими издержками, неблагоприятные изменения курсов иностранных валют, возможность поглощения более крупной фирмой, повышение процентных ставок и др.

Возможности и угрозы не только влияют на положение компании, но и указывают на необходимость стратегических изменений. Таким образом, swot - анализ оценивает сильные и слабые стороны компании, ее возможности и угрозы ей, а так же позволяет сделать выводы о положении компании и необходимости стратегических изменений.

                                              

59. Анализ динамики рынка.

В основе анализа динамики рынка данного продукта лежит известная модель жизненного цикла товара (услуг).

Жизненный цикл товара включает 4 фазы:

1. Внедрение на рынок: сильное сопротивление рынка, отсутствие спроса со стороны покупателей, слабый рост сбыта ведет к удорожанию товара, так как издержки производства в связи с малым объемом выпуска и маркетинговые расходы, направленные на информирование рынка и стимулирование рынка, очень высоки.

Главная цель – создание рынка для новой продукции (услуги).

2. Рост: спрос на продукцию растет, покупателей становится больше; появляется все больше фирм-конкурентов, действующих в качестве «подражателей»; технология получает широкое распространение на рынке; целевой группой является сегмент людей с ранним восприятием новинки; издержки на единицу продукции снижаются в связи с ростом объема выпуска и эффектом опыта, который уже начинает проявляется; цены имеют тенденцию к снижению, что позволяет постепенно охватить весь потенциальный рынок; конкурентный климат остается мирным.

Цели - расширять и развивать рынок в условиях возрастающего спроса; максимизировать уровень охвата рынка; создать и поддержать приверженность марке.

3. Зрелость: спрос стабилизируется, рост сбыта снижается и постепенно прекращается, отдельные группы покупателей перемещаются к субститационным (заменителям) товарам, выделяются наиболее мощные конкуренты, достигается наибольшая рентабельность (чем больше удерживаемая доля рынка, тем она выше).

Причины стабилизации спроса: уровень охвата и проникновения на рынок настолько высоки, что их дальнейший рост маловероятен; отсутствие возможностей для дальнейшего расширения сбытовой сети; в связи с тем, что технология стабилизировалась возможны лишь незначительные модификации товара.

Основная стратегическая цель – сохранение и по возможности расширение своей доли на рынке.

4. Спад: появляются новые, более совершенные товары, которые вытесняют существующие товары с той же функцией; товары выходят из моды, т.к. предпочтения, вкусы, навыки потребителя со временем меняются.

Основная стратегическая цель – постепенное снятие с производства данной продукции и переориентация покупателей на новый продукт фирмы. На этой фазе целесообразно использовать следующие стратегии: снижение издержек на рекламу и упаковку, предоставление больших скидок оптовикам, снижение производственных мздержек.

Цель модели жизненного цикла – правил определить стратегию бизнеса для каждого этапа существования товара на рынке.

 

60. Рынок новшеств.

На рынке новшеств основным товаром является научно-техническая продукция, на которую распространяется авторские права, защищаемые Российским и международным законодательством.

Научно-техническая продукция появляется в результате работы исследовательских организаций и отдельных ученых.

Рынок новшеств формируют научные организации, учебные заведения, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные физические лица, занимающиеся изобретательской деятельностью.

Продажа научно-технической продукции происходит путём т.н. передачи технологии. 

Передача технологии (трансфер)передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции; критерий наличия факта передачи - активное применение переданной технологии для производственных целей.

Покупка технологии способствует повышению конкурентоспособности промышленности, активизации экспорта, уменьшению зависимости от импорта. Полученная технология может стать катализатором при создании собственных технологий, развитии национальной сферы НИОКР.

Формы трансфера технологий (ТТ):

§       передача патентов на изобретения;

§       патентное лицензирование;

§       торговля беспатентными изобретениями;

§       передача технической документации;

§       передача ноу-хау;

§       передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

§       информационный обмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т.п.;

§       инжиниринг;

§       научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами;

§       проведение различными фирмами совместных исследований и разработок;

§       организация совместного производства;

§       организация совместных предприятий.

Одна из основных форм торговли технологиями – лицензирование.

 Лицензия – разрешение отдельным лицам или организациям использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические или конструкторские секреты производства, товарный знак и пр.

Патент - документ, предоставляющий владельцу исключительные права на распоряжение и использование изобретения или открытия.

Но не все объекты инновационной деятельности поддаются патентованию. К ним, в первую очередь, относятся т.н. «ноу-хау» (это умение, знание и навыки, которые не являются общеизвестными (не защищены патентами), но могут использоваться в производственной деятельности).

Ноу-хау составляют основу т.н. беспатентной лицензии.

Лицензии могут быть патентными и беспатентными. Патентной лицензией называется лицензия на передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау». При инвестиционном сотрудничестве, продаже новой техники и технологии распространение имеют беспатентные лицензии, которые разрешают использовать только «ноу-хау» без патента на изобретение.

Формы выплат по лицензиям - роялти и паушальные платежи.

Роялти - лицензионное соглашение, включающее в себя обязательство периодических платежей (доля от прибыли или доля от суммы проданной продукции, произведенной по лицензионному соглашению).

Паушальные платежи - выплата за лицензию в несколько приемов (за один, два, три и более раз).

Инжиниринг - технические услуги по подготовке и обеспечению нормального хода производства и реализации продукции.

Таким образом, участие в рынке новшеств может осуществляться в следующих основных формах:

• развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР;

• проведение исследований на кооперативных началах с другими организациями;

•  оформление   заказов   на   проведение   научно-исследовательских и экспериментальных работ сторонней организации;

• приобретение лицензий на право производства товаров или услуг;

•покупки готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности;

• приобретение нематериальных активов путем выпуска акций, облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместного производства.

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической, так и в процесс преобразования новшества в нововведения.

Билет №21.

61. Школа научного управления, ее сущность и значение в становлении современного менеджмента.

Менеджмент – это управление предприятием, производственным процессом, а также людьми осуществляющими этот производственный процесс.

Этапы становления: 

1.     Школа научного управления (1885 – 1920 гг)

Особенность этой школы – объектом изучения явилось производство на самом нижнем его уровне – рабочем месте.

Школа научного управления – это совокупность методов организации и нормирования труда; управление производственными процессами; подбора, расстановки работников и т.п. – т.е. острая попытка решить проблему общественного производства.

Аналитический метод нормирования труда основан на непосредственном измерении затрат времени на выполнение определенных трудовых операций и видов работ с помощью хронометрических наблюдений. При этом трудовые операции расчленяются на простые действия и приемы (микродвижения). Это позволило разделить трудовой процесс на отдельные операции, выполнение которых поручалось нескольким работникам. При этом труд высокой квалификации одного рабочего (специалиста) заменяется работой совокупности простых рабочих, не имеющих специальных знаний и навыков, что ускоряет трудовой процесс во много раз.

Продолжением и практическим развитие метода стало изобретение конвейера. Однако, крупным недостатком метода является наличие однообразной, монотонной работы. С этим борются при помощи различных методов организации труда (смена рабочих мест на конвейере, применение особых приемов и пр.), а также автоматизацией и роботизацией этих процессов. Уточним, что второе название этой школы – «тейлоризм», связано с именем Роберта Тейлора, который предложил распространить идеи нормирования труда не только на производство, но и на управленческие процессы. В 20-е годы ХХ века возникло целое направление этой деятельности, получившее название «Научная организация труда (НОТ)».   

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.