42. Формирование портфеля проектов.
Портфель инноваций – это комплексно обоснованный перечень новшеств покупных и собственных разработок, подлежащих внедрению в организацию. Этот перечень новшеств подлежит продаже.
Управление научными исследованиями и разработками осуществляется в рамках постоянно меняющихся условий. В любой момент может возникнуть непредвиденная техническая проблема и придется отложить или даже прекратить работу по проекту.(Могут измениться требования потребителей и спрос)
Управляя программой НИОКР, менеджер должен помнить, что имеет дело с управлением динамичным проектом. Система планирования и управления должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации.
Три основных фактора, которые изначально должны учитываться при проведении НИОКР:
-затраты (на всем ЖЦТ нового изделия),
-возможные пути дальнейшего развития
-время.
В современных условиях разработки проекта должна быть сфокусирована на конкретных рыночных потребностях.
Портфель должен иметь определенные контуры, быть стабильным, чтобы рабочая программа могла осуществляться равномерно.
Количество проектов, находящихся в портфеле в конкретный период времени, зависит от размеров проектов, которые измеряются через общий объем ресурсов, необходимых для разработки и затрат на реализацию одного проекта.
Портфель, состоящий, в основном, из крупных проектов, является более рискованным, по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между небольшими проектами.
Преимуществом небольших проектов является то, что их легче адаптировать друг к другу с точки зрения соответствия наличным ресурсам. Но они будут иметь скромный потенциал по объему продаж (и потенциалу прибыли).
Рассматривая те или иные проекты на предмет из возможного включения в портфель, необходимо учитывать возможное качество управления и последствия перераспределения затрат на проекты.
1.Анализ спроса на научно-техническую продукцию
2.Анализ потребности в выпускаемой и (или) реализуемом новшестве или новой услуге.
3. Анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия.
Инновационная продукция весьма разнообразна по формам. Поэтому анализ спроса и создание информационной базы для его проведения специфичен в каждом конкретном случае.
Билет №15.
43. Характеристика функции управления – «контроль».
Контроль – это процесс измерения и оценки фактической траектории развития организации и сопоставления ее с плановой траекторией, позволяющей достичь цели.
Управленческий контроль – это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач.
В нормально работающих организациях цели контроля – оказать работникам помощь в осуществлении целей организации. Поэтому любой руководитель должен поставить дело таким образом, чтобы работники воспринимали процедуры контроля как само собой разумеющееся действие, не имеющее не начала и конца.
Процесс контроля состоит из трех основных элементов:
- установления стандартов деятельности организации, подлежащих контролю;
-измерения и анализа ее результатов, информация о которых получена с ее помощью;
-корректировки хозяйственных и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.
Система контроля эффективна, если она является всеохватывающей, гибкой, экономичной, ориентированной на конкретные процессы, результаты, людей.
Существует 3 основных вида управленческого контроля:
Предварительный – это организационный контроль, задача которого в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала к работе.
Текущий контроль обычно существует в формах стратегического и оперативного. Стратегический имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и ведется не только по количественным, но и по качественным показателям (уровень производительности, внедрение достижений НТР, новых методов работы и т.п.). Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности движение в рамках технологического процесса; загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов сырья; уровень текущих затрат; расходование денежных средств.
Итоговый контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов и составлением новых; он предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон.
Кроме того, контроль делится на внутренний и внешний. Внешний контроль осуществляется руководством. В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.
Характеристика эфф-го контроля:
-Ориентация на результаты
-Соответствие делу
-Своевременность контроля
-Гибкость
-Простота
-Экономичность
44. Критерии стратегического выбора.
Задачей руководства организации с точки зрения принятия решений является формирование и направление процесса оптимального использования ресурсов (физических, финансовых, человеческих, информационных) для достижения поставленных целей. В зависимости от того какой аспект процесса потребления ресурсов рассматривается, выделяют оперативные, управленческие , стратегические решения.
Критерии для оценки Достоинств выбранной стратегии:
1.Степень соответствия ситуации
2.Степень достижения конкретных преимуществ
3.Интенсивность работы организации
Стратегический выбор диктует:
1. Постоянно меняющиеся условия макро- и микросреды
2.Стремление к усилению конкурентных позиций
3.Потребность к реконструкции деятельности повышения ее эффективности.
45. Коммерциализация инноваций.
В инновационном менеджменте важен аспект управления инновационным процессом — знание рынка и умение управлять рыночными отношениями. Это управление научно-технической деятельностью. Сущность Внутреннего стимулирования инновационной активности – необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции инноваций на рынке. А в условиях экономического кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают именно стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства, т.е. в условиях экономической нестабильности внутренние стимулы инновационной деятельности отступают на второй план.
Начало ХХI века вносит новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности, конкурирующих, самостоятельных, хозяйствующих субъектов, вынужденных во многом изменять стереотипы своего поведения в этой области. Таким образом, новации все чаще становятся объектом купли-продажи, т.е. становятся товаром, или научно-технической продукцией.
Научно-техническая продукция - законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-технических, технологических, проектных, конструкторских работ, реализуемый по договорным ценам.( научно-технические услуги, включая пуско-наладочные работы, авторский надзор по освоению, ноу-хау.)
Специфические особенности научно-технической продукции:
1.продукт имеет разные формы: от просто мыслей, чертежей, рисунков, формул, компьютерных программ, оформленных документально, до готового изделия или действующей технологии.
2.научно-техническая продукция, в отличие от других продуктов, при потреблении не исчезает, поэтому возможна многократная реализация одной и той же новинки многим заказчикам. 3.новация – такой товар, которым невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний без соответствующей предварительной подготовки и переобучения его не реализовать.
4. товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса.
Билет №16.
46. Управление группой.
При создании организации, а он начинается с момента формальной регистрации, формируются различные группы людей, ее составляющих.
Группа – это две и более взаимодействующие и взаимосвязанные личности.
Различают группы формальные и неформальные.
Формальная группа – специально сформированная руководством группа людей (то есть в результате организационного процесса).
Основные типы формальных групп:
Ø Группа руководителя – руководитель и его подчиненные.
Ø Рабочая или целевая группа. Такая группа также имеет руководителя, но ее члены имеют более широкое полномочия для решения поставленной задачи.
Ø Комитеты. Это группы, которым делегированы полномочия для решения конкретной задачи. Члены такой группы принимают решения коллективно.
Неформальные группы – спонтанно возникающие в процессе функционирования группы людей, регулярно взаимодействующие между собой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30