Рефераты. Государственный экзамен по экономики

Персонал -   Цель: обеспечение соответствия между работниками и выполняемыми ими операциями, что влияет на результаты работы, удовлетворенность работников своим трудом и текучесть кадров.

Выбор той или иной стратегии зависит от конкретных целей.


 

117. Состав стандартов ISO 9000

Создание комплексной системы управления качеством (КСУК) основывается на программно-целевом подходе, который позволяет на единой методической основе выбирать пути повышения качества и разрабатывать программы по их выполнению. На основе этого подхода разрабатывается комплексный план по повышению качества, который является частью общей стратегии организации. Этот план должен включать комплекс организационных действий по следующим направлениям:

¨  совершенствование продукции (согласование с инновационной стратегией организации);

¨  улучшение использования материальных ресурсов (сырье, материалы, комплектующие);

¨  повышение качества труда и использования трудовых ресурсов;

¨  улучшение организации и управления производством;

¨  улучшение финансово-экономической деятельности (совершенствование методов учета затрат, норм и нормативов затрат, стимулирование за качество и пр.).

Основой для построения таких систем  является система международных стандартов. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

1. ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и при­менению".

2. ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения ка­чества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

3. ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения ка­чества при производстве и монтаже".

4. ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения ка­чества при окончательном контроле и испытаниях".

5. ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы сис­темы качества. Руководящие указания".

На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества про­дукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказа­тельств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентиро­ваны на эту цель

. Внешним же признаком того, име­ется ли на предприятии система качества в соответствии со стан­дартам ИСО серии 9000, является сертификат на систему.

В результате во многих случаях наличие у предприятия сер­тификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах.

О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации

Система управления качеством продукции должна удовле­творять требованиям к:

•   системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности;

•   системе организации производства;

•  системе управления качеством от проектирования до экс­плуатации.

 Контролируемые показатели качества устанавливаются в за­висимости от специфики продукции.

Показатели качества регламентируются большим количеством нормативно-правовой документации.

Основное право производителя – быть собственником своей продукции (со своей полнотой ответственности за ее качество), а основное право потребителя – получение полной и достоверной информации о качестве продукции до приобретения ее в собственность, в том числе, и особенно, информации о безопасности для жизни и здоровья, экологической чистоте продукции.

Первое право реализуется в механизмах гарантий, даваемых производителем потребителю, а второе – в механизмах обязательного подтверждения качества, сертификации продукции, в том числе на безопасность и экологическую чистоту.

Именно на выполнение этих подходов по отношению к качеству направлены такие области деятельности, как стандартизация и сертификация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет №40.

118. Характеристика современных подходов в менеджменте.

В настоящее время не существует единой, целостной теории менеджмента. Поэтому нельзя предложить некую единую методику во всех практических ситуациях, с которыми сталкивается современный менеджмент. Из этого неотложно следует, что эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Подходы тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую практическую и теоретическую основу и  в настоящее время на первый план выходят проблемы гибкости и адаптации к изменениям внешней среды.

Наиболее универсальными и часто применяемыми являются процессный, системный и ситуационный подходы.

Процессный подход.

Процессный подход рассматривает управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей.

Процессный подход был впервые предложен в школе административного управления, где с его помощью пытались описать функции менеджера. Однако в том случае эти функции рассматривались как независимые друг от друга. В настоящее время процессный подход рассматривает все функции управления:

1.Планирование – определение направления и способа деятельности для достижения необходимого результата в конкретной ситуации.

2.Организация и регулирование – создание конкретной структуры организации, обоснование параметров деятельности, определение совокупности прав, полномочий, ответственности.

3.Мотивация – побуждение сотрудников организации к работе для выполнения целей организации. мотивация рассматривает все методы – от принуждения до самодеятельности

4.Контроль – процесс сравнения реальной деятельности организации с планируемой. Включает анализ отклонений, выявленных в процессе контроля, принятие мер на их устранение.

Системный подход.

Позволяет решать задачи управления в единстве всех составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход – это не набор методик и руководств к действию, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Ранее было убеждение что эфф-ть управления зависит от силы воздействия на внутренние факторы организации, а теперь -  на первое место выдвигается задача приспосабливаемости (адаптивности) организации к внешней среде.

Поэтому, таким важным стало осознание организации как открытой (т.е. взаимодействующей с внешней средой), социотехнической системы.

Важнейшие принципы системного подхода:

q Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей, которые вытекают из анализа внешней среды;

q Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

q Необходимы выявления и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

q Цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт в целями всей системы и пр.

Ситуационный подход.

Системный подход позволяет выявить некие общие закономерности, рассмотреть общие проблемы организации. Однако, он не позволяет проводить углубленного, качественного анализа элементов организации, Для этого нужен ситуационный подход который позволяет, в частности, определять конкретные переменные и их влияние на эффективность организации.

Базируется на анализе ситуаций с применением различных моделей. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяются системными чертами и свойствами, как самой организации, так и ее окружения. На эффективность применения подхода влияют число проанализированных ситуаций, правильность их интерпретации.

Практически методология ситуационного подхода рассматривается как четырех шаговый процесс:

1.Ознакомление с эффективными средствами профессионального управления (набором ситуаций).

2.Сопоставление и оценка имеющихся управленческих концепций и методик с имеющейся ситуацией, определение их сильных и слабых сторон в данном конкретном случае для предвидения вероятностных последствий их применения.

3.Интерпретация имеющейся ситуации, определение факторов, являющихся наиболее важными и вероятностного эффекта от изменения одной или нескольких переменных.

4.Увязывание конкретных приёмов с конкретной ситуацией для обеспечения целей организации самым эффективным в условиях существующей обстановки способом.

Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от третьего шага. Иначе невозможно полностью оценить сравнительные характеристики или приспособленность метода к ситуации. Менеджеры в состоянии рассмотреть только те факторы, которые наиболее значимы для организации, которые вскоре влияют на её успех.

Кроме этих трех подходов существуют и другие. Они не такие универсальные, но  для полноты картины их также необходимо рассмотреть.

Комплексный подход.

При применении этого подхода учитываются конкретные технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие (политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Интеграционный подход

Этот подход дает возможность углублять сотрудничество субъектов управления, усилить взаимозависимость  отдельных  компонентов системы управления.

Маркетинговый подход

Конкретная практическая реализация маркетингового подхода состоит в проведении подробных рыночных исследований, выборе на их основе целевых рынков и обеспечении на этих рынках сбыта продукции или услуг более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами.

 

120. Абсолютные, относительные, единичные и комплексные показатели качества.

При оценке качества выделяются два вида показателей: абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели характеризуют качество продукции в натуральном, условном, денежном выражении. Эти показатели составляют базу для расчета относительного уровня качества, который определяется  путем сравнения совокупности технико-экономических параметров продукции с такими же параметрами базового, эталонного или конкурирующего образца.

Относительные показатели определяют соотношение сравниваемых величин и выражаются в коэффициентах, процентах, наименованных числах и пр. Они применяются для определения уровня качества продукции, динамики показателей качества, темпов роста качественных показателей продукции за определенный период времени, а также используются в системах аттестации бизнес-процессов и сертификации продукции.

По степени охвата характеризующих свойств показатели качества подразделяются на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют отдельные свойства продукции, комплексные — совокупно по нескольким свойствам.

Комплексные показатели, в свою очередь, подразделяются на обобщенные, групповые, индексные, интегральные.

Обобщающие показатели являются средней величиной, учитывающей количественные оценки основных свойств продукции и их коэффициентов весомости.

Интегральный показатель качества характеризует отношение суммарного эффекта от потребления продукции к полным затратам на его создание. Иными словами оптимальным значением показателя качества продукции является такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции.

Индексные показатели используются для определения качества разнородной продукции

Индексная оценка качества как метод получила наибольшее распространение для расчета коэффициентов и индексов дефектности, при помощи которых определяют качество продукции на этапе производства, т.е. там, где качество продукции зависит от качества разработки, технологии, организации, управления и пр.

































Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.