Ø Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
Ø Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?
96. Фазы внедрения контроллинга.
Фаза. Принятие решения. Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии. Чаще всего основными причинами принятия такого решения являются:
- ухудшение основных показателей эффективности деятельности предприятия:
- устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа,
-наличие на предприятии “трения” между отдельными подразделениями относительно выполняемых функций и отсутствие согласованных целей;
-появление новых или изменение существующих целевых установок деятельности предприятия
Создание службы контроллинга. После того, как принято решение о разработке системы контроллинга и назначены исполнители, начинается этап формирования инструментальной базы контроллинга.
Разработка инструментов:
- системы планирования и бюджетирования на предприятии
- методов расчета затрат по видам, местам возникновения и товарам;
- методики расчета эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия;
- методики анализа отклонений плановых и фактических показателей
Все разрабатываемые для конкретного предприятия инструменты контроллинга должны быть признаны пользователями.
“Вживание” контроллера в текущую деятельность предприятия. На этой фазе контроллеры должны продемонстрировать действенность разработанных инструментов и убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности.
Основные признаки “вживания” контроллинга в текущую деятельность предприятия:
- четкий и ясный язык представления результатов деятельности анализируемых объектов;
- убедительная для менеджеров предприятия интерпретация результатов деятельности их подразделений;
- появление со стороны менеджеров дружелюбного и доверительного отношения к контроллерам;
- готовность к сотрудничеству и коммуникациям.
Фаза Занятие прочных позиций. Эту фазу можно определить по следующим признакам:
- удовлетворение менеджеров результатами деятельности контроллеров заметно растет;
- появляется взаимное доверие, возрастает объем совместных работ и коммуникаций;
- становится заметным улучшение результатов работы подразделений
- контроллеры становятся признанными партнерами менеджеров;
- повсюду на предприятии говорят о хорошей и полезной работе подразделения контроллинга.
Эти признаки говорят о том, что практически закончился первый этап в создании системы контроллинга; организационно и инструментально создана служба контроллинга.
Фаза роста значимости и объема функций контроллинга.
признаки наступления фазы роста:
- контроллер выступает в качестве лидера;
- контроллеры осваивают новые сферы деятельности на предприятии;
-налаживается сотрудничество с высшими менеджерами при разработке долгосрочных целей предприятия;
- в рамках службы контроллинга появляются подразделения стратегического контроллинга.
Темпы внедрения контроллинга. Можно выделить три наиболее распространенных подхода к проведению преобразований в организации: “малыми шагами”, “бомбометание” и “планируемая эволюция”.
Подход к внедрению контроллинга “малыми шагами” означает небольшие изменения в старой структуре управления с медленными продвижением к поставленной цели. Преимущество такого подхода заключается прежде всего, в отсутствии большого сопротивления проводимым изменениям внутри организации. Основной недостаток: опасность затягивания процесса реорганизации.
“Бомбометание” означает интенсивное и решительное изменение старой системы управления. В результате такого подхода возможно быстрое внедрение элементов системы контроллинга, однако появляется опасность возникновения сильного “трения” внутри организации.
Подход, основанный на принципах “планируемой эволюции”, дает возможность в определенной степени использовать преимущества рассмотренных выше подходов.
Билет №33.
97. Сущность и значение делегирования полномочий.
Делегирование – это передача полномочий, права на использование ресурсов, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Ответственность - это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их разрешение в установленные сроки.
Полномочия – это распределение прав и обязанностей. Распределяется по каким-либо должностям. Полномочия представляют собой ограниченные права использовать ресурсы организации (трудовые, материальные и др.) для решения поставленных задач.
Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.
Штабные полномочия – полномочия, данные аппарату управления, для решения стратегических задач.
Полномочия всегда ограничены.
Полномочия передаются не индивидууму, а должности, которую тот занимает.
Централизация – это власть в одних руках.
Децентрализация – это распределение полномочий (но власть рассеивается). Поэтому руководители стремятся найти золотую середину. От централизации и децентрализации зависят: успех предприятия, количество решений, загрузка менеджмента, координация и социально-психологические эфф-ты.
99. Планирование в системе контроллинга.
Вначале, как известно, идет стратегическое планирование, в процессе которого вырабатываются цели, задачи и стратегии для предприятия в целом и его сфер бизнеса. В результате процесса стратегического планирования формируются рамки для оперативного планирования.
Оперативное планирование предназначено формулировать на базе стратегических целей соответствующие годовые (оперативные) планы, с тем чтобы показать путь развития предприятия на короткий промежуток времени.
Плановые мероприятия, выражаемые количественно в виде доходов, расходов и финансов, представляют информацию для формирования бюджета.
Регулярное сравнение достигнутых и запланированных показателей бюджета позволяет уточнить план в течение бюджетного периода. Изучение результатов и причин отклонений служит основой для дальнейших действий и проведения корректирующих мероприятий.
Символом взаимодействия стратегического и оперативного планирования может служить вращающееся зубчатое колесо:
- движение “наверх” означает поиск пути развития, обеспечивающего долгосрочное существование; выбранный путь формируется в виде цели;
- движение “вниз” означает реализацию целей с помощью различных мероприятий.
Если колесо вращается без проскальзываний, то это означает, что “зубчатое зацепление” рассчитано и спроектировано верно, то есть механизм взаимодействия стратегического и оперативного планирования отработан.
Планирование необходимых мероприятий как в начале, так и в конце планового процесса проводится при обязательном условии согласования целей между руководством предприятия и сотрудниками, ответственными за оперативное планирование. В процессе планирования выявляются потребности в ресурсах для реализации намеченных мероприятий.
Бюджет, как известно, представляет собой план, Бюджет служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью предприятия. Можно сказать, что бюджет - это выраженный в экономических показателях результат оперативного планирования, требующий действий и управления.
Процесс планирования завершается представлением совместного разработанного бюджета руководству предприятия.
Билет №34.
100. Основные характеристики неформальных групп.
При создании организации, а он начинается с момента формальной регистрации, формируются различные группы людей, ее составляющих.
Группа – это две и более взаимодействующие и взаимосвязанные личности.
Различают группы формальные и неформальные.
Формальная группа – специально сформированная руководством группа людей (то есть в результате организационного процесса).
Основные типы формальных групп:
Ø Группа руководителя – руководитель и его подчиненные.
Ø Рабочая или целевая группа. Такая группа также имеет руководителя, но ее члены имеют более широкое полномочия для решения поставленной задачи.
Ø Комитеты. Это группы, которым делегированы полномочия для решения конкретной задачи. Члены такой группы принимают решения коллективно.
Неформальные группы – спонтанно возникающие в процессе функционирования группы людей, регулярно взаимодействующие между собой.
Впервые экспериментировать с неформальными группами стал Э.Мэйо.
Основные характеристики неформальной группы:
Ø осуществление неформального контроля через нормы общения, поведения, использование мер, санкций.
Ø Отношение к переменам (сопротивление им, неадекватная оценка последствий, завышенная оценка требований).
Ø Наличие неформальных лидеров.
Неформальная структура организации возникает и развивается спонтанно. Укрепление её возрастает по мере того, как работники общаются друг с другом. Взаимоотношения нередко достигают такого уровня, что они становятся для людей куда более значимыми, нежели взаимоотношения, основанные на базе официальных предписаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30