Постпозитивизм - критический рационализм, научный реализм и ряд других философских и социологических концепций:
-возникших в 1950-1970 гг. в процессе критики неопозитивизма;
-утверждающих невозможность жесткого разграничения между метафизикой и наукой;
-признающих определяющую роль в познании теоретического знания.
Interpretation (От лат.Interpretatio - толкование )
Интерпретация - реализация смысла некоторого синтаксически законченного текста, представленного на конкретном языке. Интерпретация данных - совокупность предположений о характере данных, полученных в результате измерения и подлежащих анализу.
Sociobiology (От лат.Societas - общество + греч.Bios - жизнь + Logos - учение )
Социобиология - научное направление, признающее основную роль в объяснении социального поведения живых существ генетического фактора.
От лат.Cognitio - знание
Когнитивная карта - субъективная картина:
- создающаяся в результате активных действий в окружающей среде;
- имеющая пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко;
- локализующая отдельные воспринимаемые предметы.
Считается, что когнитивные карты создают контекст для формирования других предметных отражений.
Видами когнитивных карт являются:
- карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту; и
- карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.
Когнитивная социология - социология социально обусловленных особенностей мышления индивидов и групп.
№ 13 Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.
Чел издавна стремился создать для себя некоторое целостное представление об окружающем мире, «поднявшись» над теми фрагментарными знаниями, впечатлениями, кот он получает через свои ощущения в процессе повс жизни. Это хорошо выразил всемирно известный ученый А. Эйнштейн. «Человек, - писал он, - стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную км для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление чел переносит центр тяжести своей дух жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, кот он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни».
Н.к.м. – обобщенная схема видения реальности (представления о типах элем объектов, их взаимодействиях, пространственно-временных хар-ках).
Нкм в структуре мировоззрения нашего современника занимает доминирующее положение. Поскольку н направлена на изучение объективных законов развития универсума, нкм как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. Мировоззрение понимается как система взглядов на мир в целом и предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок. Нкм опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или эклектический набор фрагментов отдельных дисциплин. Ее назначение состоит в обеспечении синтеза знаний.
Отсюда вытекает интегративная функция Нкм. Как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на основании постоянно ничтожных данных воссоздать км. С этим связана системность научного мировоззрения. Нкм не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, но задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм н исследования. Поэтому необходимо говорить о ее нормативной функции. Основным критерием, на который опирается Нкм, является объективность, которая фиксирует совпадение знания со своим объектом и устраняет все, что связано с субъективным налетом в познавательной деятельности. Объективность направлена на изучение сущности самой вещи Современной Нкм свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью. Нкм опирается на совокупный потенциал н той или иной эпохи. Поэтому не следует сбрасывать со счетов историчность Нкм, подчеркивающую пределы тех знаний, кот располагает человечество. Нкм представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Эволюция современной Нкм предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадий: А) Классическая стадия. Европейская н стартовала с принятия классической Нкм, основанной на достижениях Коперника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Классическая км осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат. Б) Неклассическая км, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Складывалось убеждение, что в термодинамике случайные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, они имманентны системе. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв. В неклассической км возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая. В) Постнеклассическая стадия. Образ постнеклассической км — древовидная ветвящаяся графика — разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической км анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. И если в неклассической км изучаются саморегулируемые системы, то в постнеклассике речь идет о самоорганизующихся системах. Здесь в центре внимания находится осмысление процессов синергентики, весьма актуальных в современных исследованиях последних десятилетий. Синергетику — теорию самоорганизации, характеризуют, используя следующие понятия: самоорганизация, нелинейность, открытые системы. Си-а изучает открытые, т.е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В си-ой км царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает или, иначе, выполняет конструктивную функцию. Нелинейность предполагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного знания. Нелинейность как принцип философии науки отражает реальность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным системам относят такие, свойства которых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего. Другим значимым положением постнеклассики является нарушение принципа когерентности и возникновение ситуации, когда малым, локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия.
Фу-и: 1-интегративная (синтез знаний), 2-мировоззренческая, 3-НКМ формируется, 4-нормативная (система установок и принципов), 5-парадигмальная (образец)
№ 14 Научные традиции и революции. Исторические типы научных революций.
По мере развития теории количество объясняемых ею фактов увеличивается. Получают объяснение известные факты, открываются новые, предсказанные теорией. Даже те факты, которые первоначально кажутся противоречащими теории, переосмысливаются т о, что противоречие устраняется. И если все-таки остаются факты, с кот теории никак не удается справиться, то ученые сохраняют надежду на то, что развитие теории, в конце концов, приведет к их объяснению. История н показывает, что хорошая н теория может длительное время развиваться, постепенно перерабатывая непокорные факты в подтверждающие пр. ПР такого развития дают гелиоцентрическая система Коперника, небесная механика Ньютона, корпускулярная и волновая теории света, генетика и т.п.
Факт, который не согласуется с теорией и кот теории не удается объяснить, несмотря на неоднократные попытки ученых, называют аномальным фактом, или аномалией. Господство теории в некоторой н обл никогда не бывает абсолютным, всегда существуют идеи и гипотезы, альтернативные по отношению к принятой теории. Кризисом называют тот период в развитии некоторой н обл, когда вера ученых в господствующую теорию подорвана, когда происходит быстрый рост числа аномальных фактов и ученые начинают искать объяснения этим фактам вне рамок признанной теории. Сторонников старой теории становится все меньше. Молодые ученые предпочитают заниматься аномалиями и разработкой альтернативных гипотез в надежде добиться признания со стороны н сообщества.
Научной революцией называют смену фунд-ых теорий, переход ученых от старой теории к принципиально новой. Пр н р являются: переход от геоцентрической системы мира к гелиоцентрической системе Коперника; от физики Аристотеля к физике Галилея и Ньютона; от теории флогистона в химии к теории Лавуазье; от классической физики к квантовой теории и т.п. Новая теория приносит новый взгляд на мир. Описывая реальность в новых терминах, она видит новые факты там, где раньше их не замечали, и напротив, пересматривает и переосмысливает многие старые факты. Новая теория выдвигает свои собственные проблемы и методы их реш. Старые проблемы и методы подвергаются переоценке, и часть из них отбрасывается как псевдопроблемы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33