Рефераты. История философии и науки

Двухслойная конструкция - теоретическая модель и формулируемый относительно нее теоретический закон.

Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели. Они могут быть применены для описания реальных ситуаций опыта лишь в том случае, если модель обоснована в качестве выражения существенных связей действительности, проявляющихся в таких ситуациях.

Формы научного познания характеризуют этапы получения и развития знания. Схема соотношения форм научного познания:      Факт–>Проблема–>Идея–>Гипотеза–>Теория. Факт – достоверное эмпирическое знание о произошедшем событии. Но факт констатирует, а не раскрывает сущность. Стадии: 1-данные наблюдений; 2-очищение (обработка) данных наблюдений; 3-интерпретация очищенных данных.

Проблема – «знание о незнании», факт недостаточности знания. Ее нельзя объяснить уже существующими знаниями. Проблема — форма теоретического знания, содержанием кот явл-я то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. Поппёр: наука начинает не с наблюдений, а с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблемы к другим — от менее глубоких к более глубоким. Возникают: а) либо как следствие противоречия в отдельной теории; б) либо при столкновении двух различных теорий; в) либо в результате столкновения теории с наблюдениями. Условия решения: а) ясное, четкое ее фор-ие; б) критическое исс-ие различных ее решений.

Гипотеза – новое обоснованное знание, кот признано объяснить возникшее прот-чие. Явл-я системным, обоснованным, но еще, вероятное, не достоверное. Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение кот неопределенно и нуждается в док-ве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез — а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат.

Переход от проблемы к гипотезе очень сложен, он не является непрерывным, а характеризуется поиском, озарением (инсайд) и творчеством. Здесь нет логики открытия, а есть логика, способствующая открытию (гибкость мышления, творчество). Гипотеза должна быть непротиворечивой; объяснять больше явлений, чем потребовалось для ее создания; логичной; желательно, чтобы была простой (без излишеств, минимальное кол-во элементов, изящность. Простота – это не упрощенность). Гипотеза становится теорией, когда предсказывает ранее невиданные явления, кот впоследствии обнаруживаются на практике. Превращение гипотезы в теорию не меняет содержания гипотезы, т к обоснованная гипотеза представляет собой сложную, развернутую сис-у знаний.

№ 10 Теория, ее структура, виды и функции. Закон науки. Виды законов.

Научная теория - совокупность идей, принципов, основоположений, понятий, законов, на основе кот объясняется  определенная сфера действительности. Теор знание - обобщение эмпирического. Создание теории, объясняющей  факты, - задача любой науки. Теория - это как бы особый мир идей, объясняющий мир вещей. Чтобы возникла теория, мир идей должен отделиться от мира вещей, то есть мышление должно стать особой реальностью особым «миром», существующим наряду с миром материальным. Разделение мира идей и мира вещей происходит в греческой фил. В мифологии такого разделение не существует: вещь и образ вещи в сознании не различаются. Причем мир идей рассм как истинный мир, мир неизменных сущностей, а мир вещей как изменчивый.

Основной формой научного знания являются научные теории. Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Поскольку культура общества не является однородной в рамках одного культурно-исторического целого может быть сформулировано несколько научных программ. В свою очередь, одна научная программа порождает, как правило, несколько научных теорий.

Приступая к описанию структуры научной теории, необходимо отметить, что его можно давать как с содержательной, так и с формальной стороны. С содержательной стороны теория состоит из эмпи-го базиса, то есть совокупности зафиксированных в данной обл знания фактов, установленных в ходе экспериментов и требующих своего теор-го обобщения; логического аппарата теории, то есть мн-ва допустимых в рамках теории правил логического вывода и док-ва, с помощью кот делаются выводы из эмпирических фактов; собственно теории, т е совоку-и выведенных в те-и утверждений с их док. С формальной т зр. В этом случае теория предстает перед нами в виде множества допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих объект теории. Они часто определяются через термины других теории, обычного естественного языка, либо вводятся в теорию в виде аксиом, предложений, не требующих док.

Ученые-науковеды обычно выделяют три типа научных теорий.

К 1 типу теорий относятся описательные (эмпирические) теории - эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории, традиционные лингвистические теории и т.п. На основании многочисленных опытных (эмпирических) данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений. На основе этих эмпирических данных формулируются общие законы, кот становятся базой теории.Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии соответствующей обл знания. Описательные теории носят по преимуществу качест хар-р.

2 тип н теорий составляют математизированные н теории, использующие аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный объект. К этому типу теорий относятся логические теории, теории из области теоретической физики. Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе - наличии ряда базовых аксиом (принципов, принимаемых без доказательств), из которых выводятся все остальные положения теории. Часто к исходным аксиомам, которые отвечают признакам очевидности, непротиворечивости, добавляется какая-то гипотеза, возведенная в ранг аксиомы.

3 тип - дедуктивные теор сис-ы. Первой дедуктивной теорией -«Начала» Евклида, построенные с помощью акс-ого метода. Исходная теор основа таких теорий ф-я в их начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, кот могут быть получены логически из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и док-ва теории строятся в соответствии с этими средствами. Дедуктивные теории строятся обычно в особых формальных языках. Такие теории вместе с тем остро ставят проблему интерпретации, кот яв-ся усл превращения фор-го языка в знание в собственном смысле слова. Содержание и особенности каждого типа научной теории убеждают в том, что возникновение научных теорий неразрывно связано с процессами идеализации и абстрагирования, которые, порождают научные термины - понятия.

Понятие - это отражение предметов и явлений со стороны их существенных свойств и отношений, форма мышления, кот обобщает и выделяет предметы по их общим признакам. Это означает, что предмет или явление исследуются только со стороны тех свойств и отношений, которые интересуют нас в этой теории, и отвлекаемся от всех прочих, неважных для данной теории. Т о, происходит процесс огрубления действительности. Их можно разделить на две группы: эмпирические и теоретические понятия. Абсолютной границы между ними нет. Обычно к эмпирическим понятиям относятся те, что связаны с явлениями и предметами реальной действительности, с данными чувственного опыта, могут быть обнаружены при помощи органов чувств. Теоретические понятия также относятся к предметам и явлениям объективного мира, но в качестве существенных черт выступают ненаблюдаемые свойства, часто гипотетические. Например, понятие «температура» мы можем определить эмпирически и теоретически. На эмпирическом уровне это делается посредством термометра. Но можно ввести это понятие и теоретически — как величину, пропорциональную средней кинетической энергии молекул тела. Научные понятия формируются как результат двух процедур: абстрагирования и идеализации. Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, кот представляются несущественными для данной теории. В результате мы получаем абстрактный объект, кот хотя и имеет аналог в действительности, но является по сравнению с ним очень обедненным. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Именно так получаются такие абстракции, как точка, прямая, множество.

Идеализация представляет собой операцию мысленного выделения какого-то одного, важного для данной теории свойства или отношения. В результате возникает некий объект, обладающий только этим свойством или отношением. Необходимость идеализации обусловлена стремлением исключить из рассмотрения различного рода побочные факторы, представить исследуемые процессы в чистом виде. Так возникают понятия «абсолютно черное тело», «абсолютно упругая жидкость», «сплошная среда», «идеальный газ» и т.п. В действительности таких объектов не сущ.

Задача науки - выявление общих законов, кот выражают повторяющиеся в различных предметах и явлениях существенные свойства и отношения. Но, чтобы выделить существенные свойства и отношения, нужно уметь отвлекаться от несущественных, то есть создавать научные абстракции. Без их введения невозможна научная деятельность. Когда же мы начинаем применять созданную теорию на практике, мы должны вернуться вновь к предметам и явлениям действительности во всей совокупности их свойств и отношений. А это есть проблема исключения н абстракций. Поэтому важно правильно вводить и исключать н абстракции.

Научный закон - теория, получившая достоверное подтверждение, то есть суждение не изменяемое при вовлечении новых фактов, обладающее высокой степенью предсказуемости (вероятности).

Научный закон  есть высказывание (утверждение, суждение, предложение), обладающее такими признаками: 1- оно истинно лишь при определенных условиях; 2- при этих условиях оно истинно всегда и везде без каких бы то ни было исключений (исключение из закона, подтверждающее закон, - это диалектическая бессмыслица); 3-условия, при кот истинно такое высказывание, никогда не реализуются в дей-ти полностью, но лишь частично и приблизительно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.