Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе кот лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности. В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в бурж. культуре в кон. 19 в., причём одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция - антисциентизм. Последний подчёркивает ограниченность возможностей н, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях совр. научно-технической революции и в целом отражает сложный характер воздействия науки на общественную жизнь. С одной стороны, науч. прогресс открывает всё более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с др. стороны - социальные последствия развития н оказываются далеко не однозначными, а в совр. обществе нередко ведут к обострению коренных противоречий общественного развития. Именно противоречивый характер социальной роли н и создаёт питательную почву для сциентизма и антисциентизма. При этом сциентизм выдвигает н в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание,. Конкретными проявлениями сциентизма служат концепция н, развиваемая в рамках совр. школ неопозитивизма, технократич. тенденции, свойственные нек-рым слоям бюрократии и науч.-технич. интеллигенции в совр. обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное познание строго по образцу ест н. Позиции антисциентизма защищают нек-рые направления современной философии (прежде всего экзистенциализм), а также представители гуманитарной интеллигенции. Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли н. Подчёркивая исключит, роль н в обществ, жизни, марксизм-ленинизм рассматривает её в связи с др. формами обществ, сознания и показывает сложный, многосторонний характер этой связи. С этой т зр, н выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем - как один из гл. источников и стимуляторов ист. прогресса самой культуры, материальной и духовной.
№ 6 Классификация наук. Дифференциация и интеграция наук. Взаимодействие.
Н как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных н, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры н-и в этом ее аспекте ставит проблему классификации н - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд. Одна из первых попыток систематизации и класс-и накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.
Диф-я н особенно быстро происходит в Нов вр (17-19) и до сих пор.
Н различаются, прежде всего, тем, что и как исследуется. Что исслед-предмет науки, как исслед-метод иссл.
В середине XX в. оригинальную классификацию наук предложил В. И. Вернадский. В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два рода н: 1) науки, объекты (и законы) которых охватывают всю реальность - как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности; 2) науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли. В соответствии с таким пониманием объектов разных наук мы можем различать в ноосфере (сфера разума) науки, общие для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и науки о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные). Логика, по мнению русского ученого, занимает особое положение, поскольку, будучи неразрывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охватывает все н - и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую н, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, все увеличивается. Что касается классификаций современных наук, то они проводятся по самым различным основаниям (критериям).
По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.
По своей "удаленности" от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем.
Особое место в системе знаний, кот владеет чело-во, занимает философия. С одн ст, она явл учением о человеке как мыслящем и действующем существе, с др – она тесно связана с миропониманием, представляет собой самосознание культуры. Философия всегда была мышлением о мышлении.
Границы условны. На стыке н появляются новые научные направления, усугубляющие дифф-ю науки. Это объективный процесс, благодаря кот более глубоко познаются важные отдельные проблемы, детали картины мира. Но дифф-я имеет и негативную строну, понимание кот наступает в наши дни. Необходимость интеграции научных направлений первыми создали представители ест н. Интег стала необходима для получения новых знаний, не доступных методам, используемых в узких научных направлениях. Стимулирование интегрирующих процессов стало происходить с начала 20в под влиянием техн прогресса, когда создание образцов техники оказалось невозможным без привлечения знаний из смежных обл. Для сближения ест и гумм наук должна стать общенаучная идея, формулируемая в наши дни как единство эволюции человека и Вселенной. Эти идеи заложены в синергетическом подходе к эволюции.
Синергетика – теория самоорганизации открытых нелинейных диссипативных систем.
Центральная идея синергетики – возможность спонтанной самоорганизации, т. е. – возникновения новых или усложнения существующих внутренних структур, по общим законам в материальных системах любой природы, живой, неживой и социальной.
Главными условиями самоорганизации считаются 1) значительная удаленность системы от равновесия, внутреннего или с окружающей средой; 2) открытый характер системы, т. е. дрейф энергии, вещества, магнитные, финансовые, информационные и др. потоки через систему; 3) взаимодействие между частями системы.
Синтетические н: теория управления (т информации, т программирования, т автоматов), синергетика, экология. Каждая н –это целая область знания, включающая в себя десятки дисциплин.
Как было сказано, в науке идет интенсивный процесс дифференциации и интеграции знания, кот порождает множество проблем. Н перестает быть соразмерной человеку. Он больше не в состоянии разобраться в растущем потоке информации. Это одна из наиболее актуальных проблем ближайшего будущего.
Н –это лишь часть дух культуры, одна из форм постижения бытия. Вера в чудодейственность н, в ее способность решить все проблемы человечества, несмотря на великие научные достижения 20 в именно в этом веке стала угасать.
№ 7 Общелогические формы, методы и приемы научного мышления.
Чел-ое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания. Различия между приемами, формами и методами познания условны, и очень часто все эти термины употребляются как синонимы, однако имеет смысл делать некоторое различие между ними.
Под приемами мышления и н-о познания понимается общелогические и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах и на любом этапе и уровне н-го познания. Они в равной степени характеризуют как обыденное мышление, так и научное, хотя в последнем они приобретают более определенную и упорядоченную структуру. Приемы мышления, как правило, характеризуют общую гносеологическую направленность хода мысли на том или ином этапе познавательной деятельности, например от целого к части, от частного к общему, от конкретного к абстрактному и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33