Рефераты. История философии и науки

7) научные направления                           8) научные коллективы (единомышленники с одной науч. программой).

Формы организации науки связаны с   образованием.

Сегодня н сосредоточена: 1 форма- в академии наук (президент Осипов), в институтах, в н центрах (Уральский н центр, институт проблем освоения севера в Тюмени), 2 форма – прикладная н (НИИ, НИИтранс. Инфраструктуры г Тюмени), 3 форма: ВУЗовская н (Нии геотехники в Нефтегазе, НИИ прикладной этики), 4 форма: (формальная структура) – незав науч центры. Н школы. 

Способы транс.    Субъекты – преподаватели, ученые.

Адресаты – нов поколение ученых, пользователь (практик), система обр.

Способы – через систему образования (необходимы учебники, журналы, научная литература). Большую роль играют библиотеки, Интернет.

способах передачи опыта и знания. Синхронный способ указывает на оперативное адресное об­щение, на возможность согласования деятельности индивидов в про­цессе их одновременного совместного существования и взаимодей­ствия. Диахронный аспект — на передачу наличной суммы информа­ции, «суммы знаний и обстоятельств» от поколения к поколению. За первым типом общения закрепилось название коммуникация, за вто­рым — трансляция.


№ 16 Этос науки. Новые этические проблемы науки.

Э Н - понятие фил и социологии н, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в н сообществе и определяющих поведение ученого.

1.Императив (лат.)-требование, приказ, закон. С появлением кантовской "Критики практического разума", императив - это общезначимое нрав-е предписание, в протии-сть личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Э н - набор внут соц норм, кот придерживаются ученые в н дея-ти, и кот обеспечивают функционирование соц института н.

2. Нормы этоса н Попытка кодификации соц норм н была предпринята Р. Мертоном в 1942 году. Он включил в этос н четыре нормы: - универсализм (оценка любой н идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам н деятельности, а не от соц характеристик ее автора, например, его статуса); - коллективизм (результаты исследования должны быть открыты для н сообщества); - бескорыстность (при опубликовании н результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от реш проблемы); - организованный скептицизм (исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами). Позднее Э Н неоднократно дополнялся новыми нормами как самим Р. Мертоном, так и его коллегами и учениками. В частности, Р. Барбер предложил дополнить Э Н нормами «рациональности» и «эмоциональной нейтральности», а Р.Мертон включил в Э Н норму «оригинальности». Представления Р. Мертона об Э Н неоднократно критиковались. В частности, в 70-х годах XX века Я. Митрофф на примере case-study группы, занимавшейся исследованием Луны, показал, что в науке можно выделить противоположную мертоновской совокупность норм, названную им контрнормами (партикуляризм, скаредность, заинтересованность, организованный догматизм и др.), кот также регулируют поведение ученых. 

3. Этика н изучает нравственные основы н деятельности. Важными пунктами в сфере этики ученых являются: корректное определение авторства; недопустимость плагиата, ориентированность на новизну; недопустимость фальсификации эксперимента, н открытия; корректное цитирование, корректные ссылки; корректность в н полемики, недопустимо оскорбление оппонента; н добросовестность при проведении экспериментов, построение н теорий; осознание личной проф-ой ответственности; осознание моральной отве-ти ученых за негативные последствия.

4. Для описания реального поведения ученых дополнительно к нормам Э Н Мертон вводит еще девять пар взаимно противоположных нормативных принципов. Идея "социологической амбивалентности" состоит в том, что в своей повседневной проф-ой Дея-и ученые постоянно находятся в напряжении выбора между полярными императивами предписываемого поведения. Так, ученый должен: как можно быстрее передавать свои н результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями. Быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной "моде"; стремиться добывать такое знание, кот получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других. Принятие идеи амбивалентных нормативов, регулирующих реальное поведение ученых, и, более того, ее детальная проработка наглядно демонстрируют действительное отношение Мертона к четырем основным нормам Э Н. Он понимал, что поведение каждого ученого в любой ситуации определяется в первую очередь его характером, личным опытом, н и соц интуицией. Реальные действия противоречивы, и всегда найдется одна из двух противоположных формулировок, кот ретроспективно подтвердит правильность избранного пути (если он приведет к успеху) или его ошибочность (если он приведет к неудаче). Амбивалентные нормативы порождаются специфическими условиями н как соц института и в большей степени отражают реальное бытие ученых, модели поведения кот складываются как результат их взаимодействия в определенном коллективе (в широком смысле) – н сообществе.

5. Этические проблемы В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что н, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к н. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить. Этические проблемы н рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что н не располагает пока целостной картиной мира. Поэтому разумно ли, нравственно ли извлекать энергию из расщепления ядра, не имея развернутого описания универсума? Можно ли с помощью генной инженерии скрещивать гены, если развитие природы вообще может выйти из-под контроля человека? Э.н. предполагает наложение моратория на определенные исследования, если ученые понимают, что это чревато для человечества неожиданными последствиями. Нужно ли, к примеру, заниматься клонированием на нынешней стадии знаний? Ответственны ли ученые за технические приложения их исследований? Многочисленные этические проблемы вызваны сегодня проблемой эвтаназии. 6. Мнения по вопросу «несет ли ученый нравственную ответственность за открытия?» а) н этически нейтральна, последствия за применение открытий несет не ученый, а политик. б) н не может быть этически нейтральной. Должна производиться научно-техническая и гуманитарная экспертиза. в) ученые несут нравственную ответственность за негативные последствия развития н и техники.


Внутренний и внешний этос взаимосвязаны. Ответственность науки перед обществом и наоборот.










№ 17 Возникновение науки. Преднаука. Становление первых форм науки.

Зарождающаяся наука – преднаука. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с кот человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте.

Различные авторы, историки предлагают различные концепции рождения науки. Определение места и даты рожд н открыто-дискусионный вопрос. Можно выделить 6 противоп и четких точек зрения.

1)          исходит из того, что н отождествляется с опытом практической и познавательной дея-ти. Отчет с каменного века, когда чел в процессе жизнедеятельности начал накапливать и передавать другим знания о мире.

2)          5 в до нашей эры в Восточном средиземноморье. На фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы иссл природы. Н принимается некоторыми историками как сознательное целенаправленное исследование природы.

3)          12-14в Расцвет поздней средневековой культуры Зап Европы. Н род в период, ког была переосознана роль hgsnyjuj знания, что связано с Дея-ю анг епископа Роберта Гроссетета и монаха Роджера Бэкона. Эти оксфордские ученые, мат-ки, естествоиспытатели призывают опираться на опыт (эмпирические данные), на набл и эксп. Развитие дух культуры Зап Европы.В частности критики аристотелизма. Нем фил спорила и развивалась как нем класс фил Гегеля.

4)          16-17 в. (боль ученых) Появляются работы Гюйгенса, Галилея, Кеплера, Ньютона. Н как новейшее естествознание, умеющее строить матем модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить анализ и рассуджения по средствам мыслительного эксперимента. Рождение н отождествляется с рождением физики и необходимым для него матем аппарата.

5)          Коней 1 трети 19 в. Придерживаются те, кто считает существенным признаком совр н совмещение исследовательской деятельности и высшего образования (первенство мнения принадл Германии). Новация в том, что происходит оформление н в особую профессию.

6)          Реже встречается мнение: подлинная н – наука с большой буквы еще не родилась. Она может появиться только в 1 трети 21 в. (переосмысление ценностей)

---Преднаука появляется в др Египте. Сущ цивилизация и сложный аппарат гос власти, неразрывно сплетенный с сакральным аппаратом жрецов. Носители знаний были жрецы. Знания были обличены в религиозно-мистическую форму и были доступны только жрецам, способным читать священные книги, хранить практическое знание, для того, чтобы властвовать. (в долинах рек, надо знать приливы). Жрецы накапливали знания в обл матем, экон, псих, фармакологии (мумифицирование). Исследованы пропорции, т к распределение благ велось пропорционально проф и соц рангам. Кроме практического применения знаний, разрабатывались и термины.

---В др Китае развиваласьметем, псих, этика. Китайская цивил подарила миру множество открытий (бумагу, фарфор, технику литья железа, компас, порох, книгопечатание, мех часы и др.)

---Др Индия развивая религиозные каноны требовала строгого постоянства звуков священных текстов и ради этого была изобретена грамматика, позволяющая очень точно описывать звуковой строй языка. Познание внешнего мира признавалось высшей ценностью и благом для человека. Особенность фил в том, что она была направлена на внут мир человека и его развитие, формировало его богатый духовный мир разумными самоограничениями. (Стремительным образом развивается особый тип общественных отношений Колесо, бронза, цвет стекло, гончарный круг) Культура в корне отличается от европейской.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.