Рефераты. История философии и науки

Проблема И шире, чем вопрос об истинности н знания. Чел существование с необходимостью сопряжено с такими центральными идеалами мироотношения как И, правда, достоверность. И многоаспектна, и один из наиболее значимых ее аспектов — это экзистенциальная И. Когда речь идет об И красоте, справедливости, истинных целях, то они предстают не как абстрактные понятия, а как ценности чел сущ-я. В повс жизни люди очень часто используют многообразие значений понятия И: они говорит об И любви и дружбе. Можно даже встретить суждение, что у каждого И своя. Т. Гексли принадлежат примечательные слова: «Всякая И рождается как ересь и умирает как предрассудок». Иногда споры вокруг И носят миров характер. То, что является истинным в рамках одной полит системы, таковым не считается в рамках др.

Экзист понимание И подчеркивает связь И со смыслами чел бытия. В экзист понимание И включается не только понятийно-логическое истолкование мира, но и дух его интерпретации. Гегель уловил огромный энергийный потенциал экзист понятия И, когда писал: «И есть великое слово и еще больше великое дело. Если дух и душа чел еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь». В духовно-религиозном истолковании И обретается только посредством веры и не требует никаких док. Экзистенциальная И не может быть сведена к лог ее пониманию: она предстает как открытость чел подлинного смысла и значения происходящего.

М. Хайдеггер. В его работе «Бытие и вр» истинное предполагает открытость мира, непосредственную данность его чел, а также свободу чел в отношении к миру.  Отеч фил П. Флоренский, не употребляя термина «экзист И», дал ей очень емкое опр: И есть «естина», т.е. то, что есть. И дается она с непоср очевидностью, постигается в переживании.

Наряду с понятием «И» в соц-гум п используется понятие «правда». Сопоставление понятий «И» и «правда» показывает их связь и одновременно различие. Этимологически слово «правда» сопряжено со словами «право», «правильно», «праведно», «прямой». Правый — значит образцовый, служащий нормой. В рус фольклоре правда противопоставляется кривде, как И — лжи. Правда — это следование прямой, тому, что направляет, а кривда — уклонение от нее, искривление, обман. Ю.С.Семенов, изучая рус культуру, подчеркивал, что И понимается как предзаданность закона или предписания чел извне, правда же — это образец поведения и норма, исходящая изнутри чел, правда — это следование по внутреннему побуждению. В.Даль так же писал, что «правда — это И на деле». На прот 19 в правда понималась как осн цель идейных исканий рус мыслителей и фил. Искать правду, бороться за правду — провозглашалось делом жизни.

Сознательное искажение И характеризуется понятием «ложь». Л высказывание гов о вещах не то, что они есть в реальной действительности, и его можно отнести к высказыванию о несуществующих референтах. В нравственной рефлексии есть выражение «ложь во спасение», оправдывающее этот феномен в реальном бытии. В отличие от лжи, кот есть аномалия сознания и результат сознательного выбора, заблуждение обусловлено ист ограниченными возможностями п.

Заблуждение есть компонент не только научного п но и оценки людьми происходящих соц событий. Здес причинами заблуждения людей выступают их необразованность, непросвещенность, невежество, пристрастия, ограниченность общественно-ист практики. Особый тип заблуждения детерминируется идеологией.







40      Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук

Что касается соц-гум знания, то здесь достижение И связано с полемикой, дискуссиями. Ист п, по меткому опр А.Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий др. Понимание И как процесса включает в себя момент абсолютности и относительности. Термин абсол И имеет 3 значения: (1) метафора точного, исчерпывающего знания всей реальности в «последней инстанции», некоторый гносеологический идеал, кот не реализуется в полной мере ни на одном из уровней п; (2) фиксация неких элементарных знаний, кот носят инвариантный характер в том смысле, что они установлены настолько определенно, что не изменятся. Это так называемые вечные И типа: Лев Толстой родился в 1828 г., (3) такое знание, кот сохраняет свое значение при дальнейшем развитии и обогащении всей системы знания, пр, законы класс механики Ньютона, после открытия теории относ Эйнштейна. С абсол И связывают такое знание, кот не опровергается после .           Экзистенциальная И и правда.

Проблема И шире, чем вопрос об истинности н знания. Чел существование с необходимостью сопряжено с такими центральными идеалами мироотношения как И, правда, достоверность. И многоаспектна, и один из наиболее значимых ее аспектов — это экзистенциальная И. Когда речь идет об И красоте, справедливости, истинных целях, то они предстают не как абстрактные понятия, а как ценности чел сущ-я. В повс жизни люди очень часто используют многообразие значений понятия И: они говорит об И любви и дружбе. Можно даже встретить суждение, что у каждого И своя. Т. Гексли принадлежат примечательные слова: «Всякая И рождается как ересь и умирает как предрассудок». Иногда споры вокруг И носят миров характер. То, что является истинным в рамках одной полит системы, таковым не считается в рамках др.

Экзист понимание И подчеркивает связь И со смыслами чел бытия. В экзист понимание И включается не только понятийно-логическое истолкование мира, но и дух его интерпретации. Гегель уловил огромный энергийный потенциал экзист понятия И, когда писал: «И есть великое слово и еще больше великое дело. Если дух и душа чел еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь». В духовно-религиозном истолковании И обретается только посредством веры и не требует никаких док. Экзистенциальная И не может быть сведена к лог ее пониманию: она предстает как открытость чел подлинного смысла и значения происходящего.

М. Хайдеггер. В его работе «Бытие и вр» истинное предполагает открытость мира, непосредственную данность его чел, а также свободу чел в отношении к миру.  Отеч фил П. Флоренский, не употребляя термина «экзист И», дал ей очень емкое опр: И есть «естина», т.е. то, что есть. И дается она с непоср очевидностью, постигается в переживании.

Наряду с понятием «И» в соц-гум п используется понятие «правда». Сопоставление понятий «И» и «правда» показывает их связь и одновременно различие. Этимологически слово «правда» сопряжено со словами «право», «правильно», «праведно», «прямой». Правый — значит образцовый, служащий нормой. В рус фольклоре правда противопоставляется кривде, как И — лжи. Правда — это следование прямой, тому, что направляет, а кривда — уклонение от нее, искривление, обман. Ю.С.Семенов, изучая рус культуру, подчеркивал, что И понимается как предзаданность закона или предписания чел извне, правда же — это образец поведения и норма, исходящая изнутри чел, правда — это следование по внутреннему побуждению. В.Даль так же писал, что «правда — это И на деле». На прот 19 в правда понималась как осн цель идейных исканий рус мыслителей и фил. Искать правду, бороться за правду — провозглашалось делом жизни.

Сознательное искажение И характеризуется понятием «ложь». Л высказывание гов о вещах не то, что они есть в реальной действительности, и его можно отнести к высказыванию о несуществующих референтах. В нравственной рефлексии есть выражение «ложь во спасение», оправдывающее этот феномен в реальном бытии. В отличие от лжи, кот есть аномалия сознания и результат сознательного выбора, заблуждение обусловлено ист ограниченными возможностями п.

Заблуждение есть компонент не только научного п но и оценки людьми происходящих соц событий. Здес причинами заблуждения людей выступают их необразованность, непросвещенность, невежество, пристрастия, ограниченность общественно-ист практики. Особый тип заблуждения детерминируется идеологией.




























41     Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Психологизм, историзм, релятивизм и проблема истины. Плюр , релят , психол  долгое время считались негативными явлениями, кот необходимо преодолевать. Плюрализм (от лат. — множественный) означает наличие мн-а несводимых друг к другу начал. Он прот монизму, пытающемуся объяснить многообразие мира, исходя из одного начала. Наиболее ранний образец плюрализма — учение античного фил Эмпедокла о 4 началах мироздания. Лейбниц: мир состоит из неделимых монад, по природе своей инд и автономных, активных и самодостаточных.

Плюр настаивает на сущ мн-а миров и культурно-исторических типов. В соц он служит осн для отрицания единой определяющей осн общества и единой теории его развития. Согласно сильной версии плюрализма, мн-о определяющих факторов равноправны, согласно слабой версии, среди множества разнообразных осн сущ наиболее предпочтительные.

Плюр имеет своим следствием утв о равноправности теорий, что затрудняет проблему выяснения И. Поэтому в клас теории п считалось необходимым преодолевать плюрализм во имя одной И теории. Однако исходное многообразие социо-культурного мира, отсутствие единообразия ист и культурных традиций не позволяют исключать плюр из соц и гум н. Плюр в этих н обусловлен спецификой постижения единичных, уникальных и своеобразных социо-культурных и ист явл. Поэтому возможно сосущ разл теор по принципу дополнительности, что предполагает толерантность по отношению к плюр.

Соц-гум п имеет дело с ист изменяющейся дей-ю, уникальными ист событиями. Текучесть жизненных обстоятельств, динамика соц перемен обусловливает наличие, элементов релятивизма в блоке соц-гум п. Релятивизм (от лат— относительный) неизбежен в ходе отражения ист меняющегося об. Релятивизм есть следствие изучения таких об, кот непостоянны во вр, ситуативны, включены в контекст чел дея-ти и общения. Релятивизм отражает принципиальную изменчивость знания, его утверждений и выводов, а также фиксирует достаточно сложный акт мышления, допускающий быстрый переход от одного доминирующего в п звена к другому. Прот релятивизма явл догматизм (от лат. — непререкаемая И), абсолютизирующий устойчивость и неизменность выводов, полученных в ходе п деятельности.

Совр социолог К. Манхейм, считал, что релятивность акцентирует момент многообразия, изменчивости, основываясь на том обстоятельстве, что в каждый момент вр в том или ином осн одновременно присутствует совокупность разных факторов. Выбор того, или иного фактора в качестве доминирующего, но с перспективой его последующего «переизбрания», и свидетельствует о включении установок релятивизма. Манхейм вводит понятие «динамических стандартов мышления и практики», «динамической И», «динамического видения», что гносеогически можно проинтерпретировать как приближение к подвижному об с подвижных позиций. Существование различных типов теорий, исходных гипотез, с одной ст, а также различных пластов мировидения (лог, психол, онтол), с др, обусловливают принципиальную возможность релятивизма. Т О содержание знания может меняться, оно не имеет устойчивого осн.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.