Существование чел как (а) сложной макросистемы, (б) живого организма и (в) соц существа протекает как бы в разных вр масштабах с разными относительно друг друга скоростями при наличии единого эталонного физического вр. Субъек вр — это качественно отличная от объек вр метризованная длительность, кот отражает в нашем сознании на основании информационного объема психологической памяти цепочку состоявшихся, существующих и ожидаемых событий и состояний. Оно психологизировано и зависит от интенсивности внутренних ощущений, опыта души, памяти и воображения чел, его темперамента. Суб вр, воспроизводя инф-ые образы, указывает не столько на физическое существование в прошлом и настоящем событий и процессов, сколько на их значение для чел.
В рамках суб вр различается концептуальное и перцептуальное (от лат.регсерИо — восприятие) отражение вр. Концептуальное отражение происходит с помощью наших знаний и представлений. Перцептуальное отражение вр — это ощущение вр в чувственном восприятии людей. Суб вр, так же как и объективно-физическое, имеет размерность: прош, наст, буде, с той лишь разницей, что в нем возможна информационно-виртуальная инверсия, когда чел, реально и физически пребывая в наст, может «окунуться» в детство, вновь пережить первую любовь. Суб вр присуща возможность движения по стреле вр от момента наст к прош и буд, либо многократное воспроизведение в переживаниях событий наст. Суб вр вносит в реально происходящие процессы значимость и оценку, эмоциональность и интенсивность переживания. Оно неравномерно, в нем нет единственной истинной меры длительности.
Следы от исчезнувших, «ушедших в прошлое» событий и состояний остаются в нейронных структурах головного мозга и могут быть «разархивизированы» (от слова «архив) и активизированы. Творец кибернетики Н. Винер высказывал гипотезу, что интуиция вр у человека связана с ритмами его мозга, в частности, с альфа-ритмом, характеризующим его активность.
Чувство вр связывается также и с обменными процессами. Поскольку в старости интенсивность обмена веществ уменьшается, то и ход внутреннего «часового механизма» замедляется. В живые организмы как бы встроены некие «биологические часы», координирующие свою работу с биологическими ритмами, кот связаны с геофизическими ритмами смены времен года и времени суток. Вместе с тем во внутреннем вр не сущ ни секунд, ни часов.
По отношению к будущему чел не располагает теми «следами», кот запечатлелись в структуре головного мозга, но может на уровне психики моделировать предстоящие события и формировать образ вероятностного будущего. На основе такого прогноза и моделирования происходит некое предпрограммирование будущей ситуации, поведения и деятельности, кот имеет детерминирующее значение. Формируется информационно-протяженный в будущее временной поток, инф-ая модель будущего, кот создается силой сознания самого суб. В этом своеобразная особенность будущего субъективного вр. Суб вр восприятия настоящего В.Вундт объяснял как «единомоментальное восприятие» ряда последовательных событий (можно сказать, что речь идет о сканировании вр длительности). Чел не осознает и не воспринимает ежесекундной дискретности вр, напротив, он чувствует себя окруженным вр континуальностью, т.е. постоянным вр потоком. Квант суб вр может быть наполнен как информационным посланием из прош, так и содержать в себе посыл в буд. Во внут субъективной реальности чел с легкостью «перемещается во вр», а потому мгновение, оставаясь мгновением, оказывается текущим и длящимся, что особенно характерно для состояний, получивших название «двуколейности переживаний», когда стресс оказывается столь силен, что чел воспринимает моменты прошедшей жизни как поток переживаний, сопровождающий непосредственно текущее настоящее.
36 Объективное и субъективное социальное и культурно-историческое время. Введение понятия хронотопа.
Соци культурно-историческое вр.Соц бытие — это такая же реальность, как и мир физических объектов, а потому имеет свое вр. Соц вр— это совокупность темпоральных отношений в обществе, временные параметры дея-ти людей, характеризующие процессы изменчивости, происходящие в обществе.
Соц вр имеет собственную организацию и структуру: (а) время, характеризующее историю народа и человечества; (б) вр расцвета наций и этносов, той или иной общественно-пол сис, того или иного гос или страны; (в) вр человеческого бытия.
Ист преобразования отражают соц вр человечества и свидетельствуют о его неравномерности. Соц вр есть противоречивый процесс, включающий в себя фазы замедления и ускорения, застоя и взрыва, цикличности и необратимости. Так, в эпоху рев преобразований ист вр ускоряется, «спрессовывается», насыщаясь эпохальными событиями. Совр цив-я наращивает темпы развития, в то вр как на ранних этапах чел общества они были замедлены.
В структуре соц ври можно выделить повторение и ориентацию на традицию. Относительной, а не абсолютной повторяемости. Однако общество должно постоянно воспроизводить весь цикл развития: производство, распределение, обмен и потребление. В противном случае, оно будет обречено на гибель. Люди в своей жизнедеятельности должны также повсеместно повторять соц распределенные между ними роли и фун, а общественные структуры соблюдать институциональные нормы. В этой связи различают синхронное (совпадение во времени процессов и их актуальное взаимодействие) и диахронное (последовательные временные взаимодействия) соц вр. Из-за несогласованности синхронных и диахронных процессов в соц врмогут возникать противоречия, разрешение котпредполагает активную деятельность чел.
В структуре соц вр выделяют ритм и последовательность. Ритм характеризует определенную повторяемость одновременно или последовательно существующих процессов и событий. Ритму противостоит аритмичность, когда происходят общественные трансформации и жизнедеятельность общества приобретает хаотичный, неупорядоченный характер. Единство изменения и устойчивости порождает периодичностъ. Так, совр рос экономика — это период посткризисных изменений. До этого был период рыночных трансформаций постсоциалистической экономики, а еще раньше — период планово-централизованной экономики.
Структура соц вр первична по отношению к дея-и личности. От того, совпадает ли ритм чел жизнедеятельности с ритмом общества, или отстает от него, зависит качество жизни чел. В совр постиндустриальном обществе соц вр набирает скорость и «уплотняется». Природные биол ритмы чел организма становятся несоизмеримыми с нарастающими ритмами соц вр, что приводит ко многим негативным последствиям. Возникает протест против безумного «бега» общества постиндустриального вр. Переход на интенсивный путь развития общества предполагает сокращение потерь соц вр. Но само словосочетание «сэкономить вр» применимо только по отношению к соц, а не физическому вр, метрика кот задана самой природой. Соц вр может быть комфортным для индивидаи нет. Поэтому соц проектирование будущего становится очень значимым для чел. Это проектирование приобретает разные формы: (а) утопии, т.е. того, что реально неосуществимо; (б) культа будущего, когда приносится в жертву во имя будущего. Однако отказ от проектирования будущего приводит к появлению жизненной установки, согласно кот важно «ловить мгновения», жить одним днем, не учитывать свойство транзитивности (от лат. transitus — переход) вр, что означает отказ транслировать опыт от поколения к поколению.
Можно также выделить следующие вр ходы: (а) замедленное течение соц вр; (б) вр активной борьбы между прош и буд; (в) взрывное вр или скачкообразный вр ход; (г) циклическое вр. Но мо гут быть выделены и другие, менее бесспорные, типы вр отношений соц структур: (а) иллюзорное время; (б) время неуверенности, обусловленное появлением нерегулярных общественно-соц пульсаций и аритмичности; (в) медленно бегущее время, когда будущее актуализируется в настоящем и застывает; (г) время доброе и злое, благополучное и неблагополучное и т.д.
Культурно-ист вр характеризуется тем, что указывает на своеобразие развития истории и культуры. Культурно-ист вр характеризует длительность существования и качественную смену состояний тех или иных цивилизаций, каждая из кот имеет вр зарождения, расцвета и заката. Вр в культуре тесно связано с ощущением бренности жизни, с дух переживаниями чел и поиском ответа на вопрос о смысле его жизни. Культурно-ист вр разделяется на период до рождества Христова и после него. В ист культуры есть понятие «сакрального» ври, с кот связывали ритуалы, жертвоприношения и пр. В религии вр чел воспринимается специфически как инверсивное: физическая смерть истолковывается как подлинное рождение для новой жизни, а физ рождение как трудная дорога подготовки к новому рождению (смерти). Есть много метафор, в кот метко выражены характеристики культурно-ист вр: «времена церкви», «времена купцов», «время тиранов».
Хар-й культурно-ист вр является его персонификация, когда вр обретает собственное имя, метафорически украшая культурный дискурс: фатум, судьба, золотой век, конец света, болезнь времени и пр. Персонификация вр широко распространена в мифологии, поэзии, худ лит, проникает она и в обыденную речь. Как отмечал русский философ Н. Бердяев, последняя проблема, связанная со временем, есть проблема смерти.
Представления о культурно-историческом времени помогают понять «энергию» вр, связанную со спецификой каждого локального культурного образования. Процесс развития культуры во вр запечатлен в том совокупном потенциале культурных ценностей, кот наследует каждое последующее поколение, а культурно-историческое вр указывает на связь традиций и новаций, статику и динамику вр. Культурно-ист вр, имея собственную специфику, тесно связано с физическим. Так, календарные даты маркируют открытия, выдающиеся события и высшие достижения тех или иных этапов развития общества, помогая удерживать в памяти чел прошлую ист, без кот нет наст ни у общества, ни у народа.
Понятие «хронотоп» как выражение конкретного единства пространственно-временных характеристик.
В реальной действительности пространственно-вр характеристики процессов и событий разделить невозможно. Так, Г.Минковский писал: «Отныне про-о само по себе и вр само по себе полностью уходят в царство теней, и лишь своего рода союз обоих этих понятий сохраняет самостоятельное сущ». Для того чтобы отразить это конкретное единство, было введено понятие — «хронотоп» (от греч. chronos — время + topos — место), выражающее континуальное единство пространственно-временной размерности, связанной с культурно-историческим смыслом событий и явлений. Одним из первых использовал это понятие нейрофизиолог А. Ухтомский: «С т зр хронотопа, сущ уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события; уже не отвлеченные кривые линии в про-е, а «мировые линии», кот связываются давно прош события с событиями данного мгновения, а через них — с событиями исчезающего вдали будущего». А Ухтомский ввел понятие «хронотоп» в психологию и нейрофизиологию, оценивая его как доминанту сознания, центр и очаг возбуждения, побуждающий организм в конкретной ситуации к определенным действиям. М. Бахтин использовал понятие «хронотоп» в литературоведении и эстетике. Это были первые проекции идеи континуальной взаимосвязи про-ых и вр отношений в плоскость гум знания. Понятие «хронотоп» отражает универсальность про-вр отношений: оно применимо не только к материальным, но и к идеальным процессам. Изучение культуры требует континуального подхода, т.е. изучения ее бытия с учетом единства про-вр размерности. Эвристичность понятия «хронотоп» проявляется при изучении «ядра» и «периферии» культуры, анализа родственных характеристик культур и культурных отторжений, притяжения противоположных культур, их ассимиляции и пр. Применяя понятие «хронотоп» для осмысления взаимосвязи вр и про-ых событий в рамках худ-, лит- произведения, М.Бахтин, наряду с хронотопом античной культуры, выделял три типа романо-эпического хронотопа: авантюрный, авантюрно-бытовой и биографический, настаивая при этом на использовании понятия хронотопа только в рамках литературы. Однако потенциал этого понятия более широк. Так, специфика отношения ко вр и про-у видов искусства позволяет делить их на (а) вр (музыка); (б) про-е (живопись, скульптура); (в) про-вр (литература, театр). Можно говорить о культурном хронотопе Древнего Востока или Древней Греции, христианства или Возрождения, что позволит отразить доминирующие в этих культурах ценностные ориентации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33