Рефераты. История философии и науки

Т О, культура как созданное чел и создание самого чел выступает как всеобщее определение, кот, однако, предстает в конкретно-исторических формах. Первоначальная природная зависимость сменяется открытием соц связей, сформированных общественным трудом, т.е. отношений людей, создаваемых ист обусловленными усл. Поэтому антинатурал программа может быть наз культурцентристекой. Дилемма натурализма и антинатурализма (культурцентризма) обнаруживает себя как на уровне п общества в целом, так и в отдельных дисциплинах.

2) культурцентристской исслед программе этот позже, чем природа, открытый объект — культура — становится лог первым. Гл идея новой программы есть отличная от природы самостоятеная реальность — культура, не позволяющая уподобить многие явлен соц мира вещам. Теории культуры могут обеспечить солидную основу для н анализа общества. Есть другие среди нас. Мы сами всегда другие. В отличие от уподобления соц мира вещам, теперь он уподобляется субъекту, чел. В культурцен программе можно быть ученым не тогда, когда анализируешь соц факты как вещи, а когда включаешь мнения людей, их ценности. Ф. Хайека, «факт соц анализа — это мнение, конечно, не мнение студентов о соц явлениях, а мнения тех, чьи действия производят предметы соц н».

Антинатуралистическая исслед программа не столь явным образом, как натурал, опирается на частные н, ибо общественные н, на кот она могла бы опереться, сами в существенной мере формируются той или иной исслед программой. И все же можно фиксировать присущую культурцентризму ориентацию на антропологию, ист, искус и н об искус, культурологию, псих, но в гораздо большей мере — на развитие этих н под влиянием культурц ориентации. Открытие культуры как особой реальности не разрывает связей чел с природой. Это одна из причин, в силу кот антинатуралистческая исслед программа не упраздняет натуралистическу программу.

В силу сказанного натуралистическая исследовательская программа Modern распространяться и на такой объект изучения, как сама культура. Способ натурализации культуры состоит в расс ее не как самоосуществления чел, в ходе кот меняется он сам и его соц связи, а как дея-ти, источник активности кот лежит в инд устремлениях абстрактного индивида. Абстрактный индивид есть продукт натурал редукции культуры. Натурализация культуры состоит также в превращении ее из процесса в объект, состояние, лишь результат дея-ти, воплощение активности природного существа.

Первоначально антинатуралистическая культурцентристская программа формировалась только применительно к обществознанию. Она, по существу, указала на границы натуралистической программы. Натур и антинатурал программы направлены на изучение одного и того же объекта, но в соответствии со своей методологией (исслед программой) они превращают в свой предмет исходно разные части этого объекта: натурализм позволяет изучить «жесткий каркас», «скелет», взаимодействие частей соц системы, антинатурализм — «мягкие ткани» общества, вплоть до того, чтобы построить ист без героев (школа Анналов), соц — без общества.

Обе исслед программы следует признать основными в методологии соц-гум н. Они явл системообразующими факторами обществознания, определяющими видение его специфики и его методов При этом культурцентристская исслед программа более многообразна в плане филх предпосылок, чем натуралистическая. Известно ее проявление как уникальной программы н о культуре и истории, идущей от Г. Риккерта и В. Виндельбанда, как герменевтической программы. Сущ феноменологический вариант этой программы, более близкий к платоновскому идеализму. Максима феноменологии, по определению Апеля, состоит в том, что «бытие не редуцируемо к сущему», «мир» — к «тому, что происходит внутри мира», «смысл» или «сущность» — к «фактам». Здесь наблюдается огромное влияние феноменологии Э. Гуссерля, приведшее к распространению феноменологического метода в соц.А. Щюцем, П. Бергером, его применению в пед, псих и психиатрии. Феноменология предстает как антитеза натурализму, в том числе в форме психологизма. Нем фил К.О. Апель и Ю. Хабермас сформулировали коммуникативную исслед программу, истоки кот лежат в переработке кантовской теории познания Ч. Пирсом. В этой программе бесконечно открытое к комм общество, неограниченное и критическое коммуникативное сообщество предстают как трансцендентальная предпосылка соц-гум н. Хабермас и другие фил выделяют проект модерна, кот считают незавершенным, подчеркивают его нормативную значимость, что делает фил классику методологическим инструментом соц п. Им противостоит проект постмодерна (Ф. Лиотар и др.) с присущими ему плюрализмом и микроконтекстами. Фил выступает матерью всех н, характерна именно для культурцентристских программ соц-гум знания. Это представляет многообразие связей фил направлений совр менности с конкретными н, междисциплинарность, значимое контекста, направленность на трансляцию и понимание смыслов,

В XX в. противоречие двух исслед программ — натурал и антинат — явилось одним из источников движения методологического знания, а также самих н. Эти программы следует признать осн в методологии обществознания. Они являются системообразующими факторами обшествознания, определяющими видение его специфики и его методов. В соц, исторической, экономической и юридической н, психологии, филологии, культурологии могут применяться обе программы: натуралистическая, пытающаяся построить эти н по типу естест, ориентировать их на поиск закономерностей, объяснение и исключение оценки; и антинатурал, в кот намеренно подчеркивается присутствие субъекта в предмете познания и значимость его ценностных ориентации.

49  Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.

1. Проблема определения предмета и метода соц и гум н. 2. Демаркация соц-гум наук от вненаучного знания. Предмет н — это ограниченный исследов целями и способами концептуализации фрагмент объективной или мысленной реальности. Соц-гум н исследуют закономерности соц ж, ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. В самом широком смысле предмет соц-гум познания — сфера чел деятельности в многообразных ее формах. Иными словами, этот предмет — соц реальность, кот (в отличие от реальности природной) не существует вне чел дея-и: она производится и воспроизводится последней (можно даже сказать, конструируется чел деятельностью).

Соц н изучают общие соц закономерности, структуру общества и его законы, тогда как предметом гум н явл чел мир. При этом в соц н используется преимущественно метод объяснения, тогда как для гум базовым методологическим средством является понимание. Соц н используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений. Напротив, гум н применяют антинатуралистическую культурцентристскую исслед программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии. Обе стратегии — натуралистическая и культурцентристс-кая — потенциально могут находиться в содружестве, стимулировать развитие друг друга. Это свидетельствует о том, что соц-гум знание всегда учитывает наличие двух т зр на 1 проблему: одна исходит из целей субъекта, другая — из объективных процессов.

Научное соц знание — наиболее объективированный и приближенный к естест н тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных соц сфер и общества в целом, объективные закономерности общественного развития. Здесь субъект-объектное противостояние, противостояние исследователя и изучаемого им фрагмента действительности намеренно и методически заостряется. Иными словами, описанию и объяснению в такого рода н поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывается в форме понятия.

Гум н — это н о чел, истории, культуре. Но их существование конституировано не столько объектом (знание о чел, истории, кул может быть получено не только в гуманитарной, но и социальной форме), сколько выбором культурцентристской исследов программы, предполагающей выделение субъектной природы самого объекта исследования, диалектики объективного (присущего н знанию) и субъективного (присущего самому объекту исследования). При этом осуществляется такое же объективное конструирование предмета исследования, как и в соц знании, но оно ограничено структурами повседневности.

М.М. Бахтин, «гум нн о чел в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении». Познающее сознание в сфере гум знания апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу, ибо здесь мир задан чел не внешне-натуралистически, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию. Т О, гум знание — это знание о чисто экзистенциальных ценностях, это целостный континуум субъективной реальности, составляющий достояние и внут богатство индивида, кот творит, сохраняет и распространяет культурные ценности.

Приближение обществознания к ж и его гуманитаризация связаны с одновременным применением как культурцентристской, так и натуралистической стратегий, с совместной работой соц и гум н.

Соц н несут ответственность перед людьми за состояние соц ж, ибо их цель заключается не только в объективном познании, но и в нахождении путей соц необходимых преобразований. Требование понятности, доступности для обсуждения заменяется в них умением раскрыть соц механизмы, дать возможность их использовать, осуществить не только регулятивно-консультативную, но и познавательно-преобразующую, даже технологическую функцию. Соц н гуманитарно адекватны, если выполняют эти задачи. ПР, экон н проявят свою гум адекватность, если не только выразят экономические устремления людей, но и найдут механизмы и способы реализации этих устремлений на основе изучения объективных эконом законов. Смысл достижения гум адекватности состоит в том, чтобы к одному и тому же объекту подходить с т зр двух стратегий, обеспечивающих одновременную работу натуралистической и культурцентристской программ. Одна анализирует цели и ценности субъекта, другая — выявляет закономерности, кот могли бы привести к достижению этих целей, выясняя его чел и объективное содержание, с тем, чтобы последнее могло быть использовано в интересах чел.

Преодоление антиномий натурализма и культурцентризма достигается при совместной работе двух программ в процессе обсуждения практических проблем. Гум н знание может быть получено о любом объекте путем методически заостряемого интереса к его субъектной природе и жизненно-смысловому содержанию, соц знание может быть получено о любом объекте путем намеренно-методически подчеркиваемой его объективности и признания в нем закономерностей.  В гум н оценка научных положений явл комплексным образованием, зависящим не только от правильного отражения дей-ти, но и от этических, моральных установок; от эконом, пол и гос усл, в кот было создано данное н положение и дается его оценка; от мировоззрения автора и субъекта оценки. Вопрос об истинности может быть поставлен отнюдь не для любого положения в гум п. На 1 план в гум познании выдвигается аксиологическая оценка. Но связь с истиной не может быть прервана. Метод в самом широком его понимании — способ соц дея-ти, путь к чему-либо. Основная функция метода — внутр организация и регулирование процесса познания или практического преобразования предмета. Многообразие видов чел деятельности обусловливает спектр методов. Методы делятся на фил, общенаучные, частнонаучные, междисциплинарные. Специфика методов гум п состоит в преобладающей роли в них суб момента. Соц-гум знание — это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение чел бытия. Методология соц-гум н является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности суб познания и практики.   В соц-гум н, кроме фил и общенаучных, применяются специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета этих н. В их числе: 1) идиографический метод — описание инд особенностей единичных исторических фактов и событий; 2) диалог («вопросно-ответный метод»); 3)понимание и рац (интенциальное) объяснение; 4) качественный и кол анализ документов (контент-анализ); 5) опросы — либо «лицом к лицу» (интервью), либо заочно (анкетный, телефонный и т. п. опросы). Различают опросы массовые и специализированные, в кот гл источник инф — компетентные эксперты-профессионалы; 6) проективные методы (хар для псих) — способ опосредованного изучения лич особенностей чел по результатам его продуктивной деятельности; 7) тестирование (в психологии и педагогике) — стандартизированные задания, результат выполнения кот позволяет измерить некоторые лич хар-ки (знания, память, внимание и т. п.) 8) биографический и автобиографический методы; 9) метод социометрии — применение мат средств к изучению соц явл. 10)игровые методы — применяются при выработке управленческих реш — имитационные (деловые) игры (особенно при анализе нестандартных ситуаций). Т О, в н познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., кот всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.