Рефераты. История философии и науки

Объект соц-гум познания как сложная система задает адекватные методы своего изучения, к кот можно отнести: объяснительные и интерпретационные подходы, понимающие методики, статистически-вероятностные методы, метод критического рационализма, провозглашающего бескомпромиссную критику существующего порядка вещей. Для соц-гум знания не может быть «одной, единственно истинной теории» и «единственно истинного общественного режима», поэтому это знание предстает как множество конкурирующих теорий и концепций.

В наст вр широко распространено противопоставление закрытого и открытого обществ как двух типов организации соц реальности. Основные характеристики закрытого общества: авторитарность, иерархия, система жестких предписаний, стабильность-застойность, принуждение, единообразное мышление «сообщества единоверцев». В закрытом обществе доминируют механизм давления, ориентация на манипулирование поведением людей. Его развитие направлено на самосохранение и обеспечение ранее запрограммированного результата. В закрытом обществе взаимодействие людей осуществляется на основе надличностных норм, усвоенных нерефлексивным образом. Закрытое общество сравнивается с организмом, подвластным инстинкту, открытое — со свободным образованием, подчиненным разуму (А.Бергсон). В открытом обществе преобладающей тенденцией являются индивидуальные инициативы, интенсивность взаимодействий и направленность к прогрессу. Совокупность ценностей открытого общества включает в себя условия достойного существования, частную собственность, свободу, право, справедливость, консолидацию, равенство в правах.


















29     Субъект социально-гуманитарного познания.

Под субъектом познания подразумевается активно действующий индивид или их группа. В силу этого правомерно говорить как об индивидуальном, так и о коллективном суб соц-гум п. Суб соц-гум п — это участник познав процесса.

Категория «субъект» соц-гум п: (1) об эмпирическом субъекте, т.е. реально действующем в истории человеке; (2) о коллективном субъекте, т.е. научное сообщество; (3) о трансцендентальном суб, понимаемом как «сознание вообще».

Инд суб соц-гум п — это, 1, участник познавательного процесса, кот в ходе познания мира привносит в соц-гум знание личностную позицию, обогащает сокровищницу мировой культуры своеобразием личностного видения. Не случайно все виды и формы гум знания связаны с именами их творцов, выходят за пределы устоявшихся традиций, канонов и обычаев.

Инд суб соц-гум п могут быть представитель любого этноса, ученый, мыслитель, литератор, художник, а также лидер, общественный деятель. Тот, кто анализирует общественные процессы и способен обеспечить содержательные приращения соц-тум знания (в различных его дисциплинарных обл), и есть его субъект.

Поскольку суб соц-гум п включен в жизненный мир, а потому может быть понят не только как целостное, одновременно и познающее, и переживающее существо. 1- ниша лидеров и разного ранга руков, т.е. лиц, представляющих то или иное соц сообщество, выступающих от его имени и присваивающих себе право решающего голоса в создании образа социокультурной реальности. В этом контексте инд суб соц-гум п к набору таких качеств, как активность, волевое начало, готовность брать на себя отве за принятие реш, должен присоединить также и патерналистские качества (патер — от лат. отец), стремиться к консолидации совместной дея-и. Его Дея-ть предполагает как наличие стройной программы действий, так и способность к быстрому реагированию и успешным решениям.

2- отличи-ой особ суб соц-гум знания яв-я то,что он обладает наиболее зрелой формой рефлексии по отношению как к инд, так и к общечеловеческим проблемам бытия. Стремление понять суть эпохи, место чел в мире, его предназ-чение.

3- суб соц-гум п, изучая свой объект, одновременно реш проблему собственной самореализации, так как те произведения, кот выходят из-под его пера свидетельствуют о возможностях самого чел-творца ист и кул, дают продолжение жизни его духа.

4- он хар-ся использованием сложного взаимодействия высокой концентрации сознания, ориентирующегося на строгую логику и аргументацию, с одной ст, и потенциала бессознательного, интуитивного миропостижения, с др. Именно в сфере соц-гум знания проявляются и переплетаются многообразные формы знания, не только н, но и обыденного, худ, рел, игрового, а также различные формы когнитивных практик и технологий.

5- для суб соц-гум п чрезвычайно значимы подлинно гуманистические цели и ценности. Его мышление должно отличаться полож и созидательной направленностью. Образ мира, кот создают гум н должен быть наполнен оптимизмом, пониманием значимости чел усилий для обеспечения возможностей прогрессивного развития всего человечества.

6- на ученом — представителе гум знания лежит великая миссия выступать экспертом в осуществлении гум контроля в таких обл, как атомная энергетика, генная инженерия, клонирование и т.д. Соц-гум н берет на себя задачу обеспечения моральности совр н в целом. Ученым в сфере соц-гум знания не безразлично благополучие человечества, они ратуют за обоснование подлинных культурных ценностей, понимают значимость чувств, веры, идеалов в жизни человека.

7- суб соц-гум п не может ориентироваться на методы естест и тех н, в частности, связанные с математизацией, и так как это приводит к редукции в формах механицизма, физикализма и биологизма. Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (так как природа «молчит»), то суб соц-гум п настроен на диалог (имеется в виду диалог текстов, культур, авторов, диалогичность понимания). Не сущ «чистого языка наблюдений», суб сам «делает» свой опыт, порождает и обогащает его, изменяя при этом окр культурно-историческую реальность.

Т. Парсонс отмечал необходимость тесных и адекватных взаимообменов между обществом и учеными. Эти мысли Парсонса не находят отклика в посткризисных ситуациях нашего общества, где отношение к представителям интеллектуальной элиты во многом безразличное, не поддерживается достойными институциональными вкладами. Понятие «кол суб» обозначает некое системное образ, под кот подразумевают всех раб-щих в данной обл исследователей.

Кол суб соц-гум п и проводником идей общественного совершенствования, как показывает история нашей страны, являлась интеллигенция, кот всегда готова к аргументации и от имени разума, и от имени совести, связанной с эмоциями и переживаниями, по поводу идеалов, долга, справедливости, общей пользы и текущего момента. Однако для полноценного функционирования кол суб п помимо интеллигенции необходимо достаточное количество людей, поддерживающих поток интеллектуальных нововведений и способных к интеллектуальной инициативе. Интегративное объединение оснований, законов, понятийного аппарата той или иной дисциплинарной обл находят свое выражение в написании учебников и учебных пособий В наст вр увеличился объем инф, скорость ее обработки и трансляции (Интернет затрудняет отбор и трансляцию значимого знания). Огромное значение имеет рассмотрение межсубъектных связей.

Структура кол суб исторически эволюционировала, в частности, взаимодействие между учеными и отношения между членами н сообщества менялись на протяжении ист — от античных лицеев и академий до совр университетов .

Важным струк подразделением кол суб п выступают н школы, объединенные общей тематикой, исследовательской программой. После известной книги Т. Куна «Структура н рев» под «кол суб» п принято считать н сообщество, кот может быть понято и (а) как сообщество всех ученых, и (б) как национальное н сообщество, и (в) как сообщество специалистов той или иной области знания, и (г) как группа исследователей, объединенная задачами разрешения той или иной проблемы. Поскольку кол суб п направлен на изучение определенной предметной обл и оставляет вне поля зрения другие, необходимой его характеристикой является коммуникация. Междисциплинарность содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения. Для проведения эффективного исследования члены междисциплинарного кол подразделяются на проблемные группы. Междисциплинарный коллектив как кол суб п процесса отличается от н школы тем, что включает ученых с различной подготовкой и различными теор убеждениями и интересами. Для н школ такая ситуации немыслима, так как коллектив н школы «цементируется» едиными установками, общими идеями и убеждениями, это единомышленники, кот группируются вокруг своего руководителя-генератора идей. Приоритетными характеристиками как для инд-го, так и для кол суба являются: (а) всеобщий характер н труда, предполагающий гласность н результатов, их всеобщее достояние; (б) объективность полученных результатов, их достоверность; (г) бескорыстие, обусловленное общей целью н — поиском истины; (д) рефлексивно-критическое отношение к собственным полученным результатам и результатам своих коллег. Девизом деятельности суб познания всегда являлся лозунг: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы правильно действовать».


30 Коммуникативная реальность и роль традиций, ценностей, образов интерпретации в межсубъектном понимании и смыслополагании.

Понятие “информационное общество” сегодня уже перестало быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. Происшедшие в последней трети ХХ века в ряде развитых стран глубокие структурные преобразования экономического механизма, выдвинувшие на первые позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, сопровождались бурным развитием “индустрии знаний” и связанных с ней технологий передачи и обработки информации, глобальной компьютеризацией и появлением разветвленных информационных систем.

Информация, которая в философском плане все чаще рассматривается в качестве третьего компонента бытия – наряду с веществом и энергией (см., напр.: Современный философский словарь, 1998, с. 359), на практике превращается не просто в мощный ресурс, а в ключевой фактор социального прогресса. Одной из важнейших характеристик современного общества становится уровень его информационного обеспечения, оказывающего влияние на все процессы общественного развития.

Сегодня общество достаточно отчетливо осознает, что современные средства массовой коммуникации, или СМК, являются могучей и влиятельной силой. Именно поэтому специалисты разных областей знания – философы, социологи, политологи, юристы, психологи, представители технических наук – все чаще обсуждают не только реальные возможности, но и “право” этих средств на массовое информационное воздействие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.