Рефераты. Ответы на вопросы для коллоквиума по дисциплине «Банковское дело»

         Скрытая форма характеризуется фактическим превращением юридически самостоятельных банков в дочерние компании крупных банков.

         На основе концентрации и централизации банков образуются банковские объединения, которые могут выступать в следующих формах:

1.        Картель – соглашение между банками (как правило, тайное) о единообразном применении к клиентуре более жестких условий выдачи кредитов с целью получения дополнительных доходов.

2.        Синдикаты или консорциумы – носят обычно временный характер. Они создаются для проведения крупной финансовой операции (размещение ценных бумаг, предоставление займов и т.д.).

3.        Банковские тресты – гигантские банковские акционерные общества, объединяющие банки, потерявшие юридическую самостоятельность на основе «слияния».

4.        Концерны – объединения ряда формально независимых банков под контролем одного банка или другого учреждения. Для этой формы контроля используются холдинг – компани, скупающие контрольные пакеты акций банков.

    Из перечисленных форм в Республике Молдова узаконенной является консорциум, поскольку согласно Положению НБМ «О предоставлении коммерческими банками консорциальных кредитов» (от 03 февраля 1995 г.) для поддержания ликвидности банков, уменьшения возможного риска и потерь в случае неплатежеспособности заемщика банки для кредитования крупномасштабных мероприятий и проектов, требующих больших затрат, могут создавать консорциумы и объединять кредитные ресурсы для предоставления консорциальных кредитов. Консорциальный кредит – это крупный кредит, предоставляемый долями несколькими банками-кредиторами одному заемщику (экономическому агенту).

     В перспективе появятся банковские тресты в соответствии с Регламентом НБМ  «О слиянии или присоединении банков Республики Молдова» (Решение №143 от 02 июня 2000 г.).

     Наряду с созданием банковских объединений, происходит слияние банковского капитала с промышленным и образование финансового капитала, финансово-промышленных групп.

      Мировой опыт показывает, что образование финансового капитала осуществляется на основе:

 а) внедрения банковского капитала в промышленный путем:

-           кредитования банками промышленных компаний;

-           ведение текущих счетов и расчетных операций промышленных компаний;

-           эмиссионно-учредительная деятельность банков, связанная с размещением и покупкой акций промышленных компаний;

-           личной унии банков с промышленностью и т.д.

б) внедрение промышленного капитала в банковский, что достигается благодаря:

-           покупки акций банков промышленными компаниями, которые становятся совладельцами крупных банков;

-           промышленные компании сами учреждают новые банки.

       Для Республики Молдова характерны все эти процессы.

            Кроме того, в нашем государстве действует Закон  «О финансово - промышленных группах» (№ 1418-XIV от 14.12.2000г.), который призван обеспечить объединение капитала финансовых учреждений (прежде всего банков) с предприятиями реального сектора экономики для оживления инвестиционных процессов в отраслях национальной экономики и создания конкурентоспособных производств. Этим законом (ст.26, пункт 2) разрешено НБМ предоставлять банкам-участникам финансово-промышленных групп льготы в виде снижения норм обязательного резервирования, изменения других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности. 

            В современных условиях экономики больший результат, может быть  достигнут за счет государственной помощи предприятиям реального сектора экономики в виде предоставления кредитных ресурсов под более низкий процент (например, 7% - 12%), чем действуют сейчас в банковской системе. В условиях высоких процентных ставок по кредитам инвестиционные проекты становятся невыгодными, так как затраты по их осуществлению очень высокие. Так, если процентная ставка 16% годовых, то через шесть лет стоимость кредитуемого проекта  удвоится. 

          Развитие банковских объединений, кредитных отношений, звеньев кредитной системы сопровождается усилением конкуренции на рынке ссудных капиталов за привлечение свободных денежных средств. Если до 1995 г. достаточно   было  банку повысить процентную ставку по депозитам и осуществить при этом интенсивную рекламу, то в настоящее время данные действия не достигают желаемого результата, поскольку за десятилетний период развития новой банковской системы прекратили свою деятельность около 10 банков (Бассарабиябанк, Капиталбанк, Интрепринзбанк, Банкосинд, Букуриябанк, Гинея, Виас, МБИР, БанкCооp, Огузбанк). Поэтому при выборе банка в первую очередь берется его имидж, устойчивость на финансовом рынке.

       Конкуренция, известно, является одним из инструментов развития демократических отношений, в том числе и на рынке ссудных капиталов. Однако, политика НБМ, проводимая с целью сокращения количества банков, приведет к существованию 6 - 8 крупных банков, которым легко будет достичь соглашения во всех областях банковской деятельности.

      Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация банковской системы, обусловленная:

1)           отсутствием национального денежного капитала, необходимого для поддержания соответствующей банковской лицензии в условиях постоянного повышения минимального размера СНК;

2)           интересом иностранных инвесторов в более прибыльном приложении своего свободного капитала, поскольку размер дивидендов, выплачиваемых нашими банками, превышает размер дивидендов в западных странах.

3)           Кроме того, банки, имеющие иностранные инвестиции в своем капитале, имеют льготы при налогообложении  прибыли.

       Таким образом, в банковской системе Республики Молдова  происходят процессы, которые свойственны и странам с развитыми рыночными отношениями.

2.        Основные функции и операции Национального банка Молдовы.

В соответствии с законом о Национальном банке Молдовы от 12.10.95:


Правовой статус Национального банка Молдовы

(1) Национальный  банк  Молдовы  (равнозначное наименование - Национальный банк) является центральным банком Республики Молдова.

(2) Национальный   банк является самостоятельным публичным юридическим лицом и несет ответственность перед Парламентом.

(3) Национальный банк не подлежит внесению в Государственный регистр предприятий и Государственный регистр организаций.

(4) Национальный банк может по своему усмотрению открывать филиалы и представительства в стране и за ее пределами.


Основная задача

(1) Основной задачей Национального банка являются обеспечение и поддержание стабильности цен.

(2) Без ущерба для своей основной задачи Национальный банк развивает и поддерживает финансовую систему, основанную на рыночных принципах, и содействует общей экономической политике государства.


Цель «обеспечение и поддержание стабильности цен» была принята в соответствии с поправкой к закону от Национальном банке Молдовы от 30.06.06. До этой даты, основной задачей   Национального   банка   было   достижение   и поддержание стабильности национальной валюты. Для реализации этой задачи Национальный   банк  устанавливает  и  поддерживает  условия  денежного, кредитного  и  валютного  рынков, способствующие  последо  вательному  и устойчивому   экономическому  развитию  государства,  и  в   особенности финансовой и валютной системы, основанной на законах рынка.

Основные функции

Национальный банк осуществляет следующие основные функции:

а) определяет и осуществляет денежную и валютную политику государства;

b) действует как банкир государства и его фискальный агент;

с) проводит экономический  и денежный анализ и на его основе  вносит Правительству  свои предложения, доводит результаты анализа до  сведения общественности;

d) лицензирует,  осуществляет  надзор и  регулирование  деятельности финансовых учреждений;

е) предоставляет кредиты банкам;

f) осуществляет   надзор   за  системой  платежей  в  республике   и способствует   эффективному   функционированию   системы   межбанковских платежей;

g) выступает как единственный эмиссионный орган национальной валюты;

h) устанавливает, после консультаций с Правительством, режим обменного курса национальной валюты;

i) хранит валютные резервы государства и управляет ими;

j) от имени Республики  Молдова  принимает  на  себя  обязательства, выполняет   операции,   вытекающие  из  участия  Республики  Молдова   в деятельности международных публичных организаций,в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров;

k) составляет платежный баланс государства.

l) осуществляет валютное регулирование на территории Республики Молдова.

Операции на открытом рынке

Национальный банк может осуществлять на финансовых рынках операции с долговыми обязательствами, выпущенными государством, Национальным банком или  с любыми другими долговыми обязательствами путем их купли, хранения и продажи (\"спот\" и \"форвард\").

Валютные операции

Национальный банк имеет право:

а) покупать,  продавать  и  негоциировать  золотые  монеты,  золотые слитки и другие драгоценные металлы;

b) покупать, продавать и негоциировать иностранную валюту, используя активы, указанные в части (1) статьи 53;

с) покупать и  продавать казначейские обязательства и другие  ценные бумаги,   выпущенные  или  гарантированные  правительствами  иностранных государств и международными финансовыми публичными организациями;

d) устанавливать   курс,   по  которому  он  покупает,   продает   и осуществляет валютные операции.

Обязательные резервы, устанавливаемые финансовым учреждениям

(1) Национальный    банк   устанавливает   финансовым    учреждениям требование  поддержания  обязательных резервов в отношении  депозитов  и других   определенных  с  этой  целью  подобных  пассивов.  Эти  резервы поддерживаются    путем   удержания   наличности   в   кассах   или   на корреспондентских  счетах  банков либо на специальных счетах  финансовых учреждений в Национальном банке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.