Рефераты. ГОСЫ для "Менеджмент организации" спец. "Гостиничный и турбизнес"

Е — эффективность функционирования — результат такой организации труда, при которой контакты между сотрудниками сведены к минимуму.

Рис. 4. «Решетка менеджмента» (Блейк Р., Мутон Д., 1995)

Р. Блейк и Д. Мутон считали, что реальная работа выполняется как бы в «силовом поле» этих противоречащих друг другу линий. Исходя из «решетки менеджмента», они описали пять основных типов руководителей (управляющих):

тип 1.1 — страх перед бедностью. От руководителя требуется лишь минимум усилий, чтобы добиться качества работы, позволяющего избежать увольнения работника;

тип 1.9 — дом отдыха. Руководитель акцентирует внимание на хороших, теплых взаимоотношениях в коллективе, но почти не заботится об эффективности выполнения заданий;

тип 9.1 — авторитет — подчинение. Руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, но недостаточно уделяет внимания моральному настрою подчиненных;

тип 5.5 — организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Зачастую половинная заинтересованность работников при половинном внимании к производству дают слабые результаты;

тип 9.9 — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективным подходам к работе руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к достижению целей организации. Это обеспечивает высокий моральный настрой и производительность.

Стиль руководства - общая характеристика способов взаимодействия руководителей и подчиненных. Это методы работы руководителя, организация деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающая система ценностей, тип культуры и др.

Авторитарный - централизация власти в руках руководителя, распоряжения в приказной форме без всяких объяснений, дистанция между руководителем и подчиненными, официальный характер отношений. Он обеспечивает максимальную производительность, помогает решению задач в сложных ситуациях. В будущем снижается эффективность труда, инициатива, социально-психологический климат, повышается текучесть. Эффективен напр., в армии, в спорте. Демократический - вопросы решаются коллегиально, систематическое информирование коллектива о состоянии дел, правильная реакция на критику. Разделение власти и участие всех в принятии решений. Стимулирующие методы -поощрение. Коллектив стремиться к творчеству и инициативности. Используется, когда важно не количество, а качество. Либеральный - стимулирование творческого подхода исполнителей к реализации целей, руководитель не вмешивается в деятельность коллектива, работникам предоставлена полная самостоятельность, отмена ранее принятых решений, если это угрожает популярности руководителя. Свойственны уговоры и просьбы, руководитель «плывет по течению». В коллективе -хороший морально-психологический климат, доверие, добровольное принятие на себя полномочии и ответственности. Этот стиль может трансформироваться в попустительский, когда руководитель полностью отстраняется от дел, коллективом от его имени управляют «выдвиженцы», а руководитель создает видимость руководства. Разрешение конфликтных ситуаций - в зависимости от способов разрешения конфликтов, они играют роль факторов, порождающих «разрушение» либо способствующих развитию творческих или консервативных начал. Руководитель, способный разрешить к., вызывает уважение к себе, в противном случае - падение авторитета.

Принятие решений - эффективность управленческого труда зависит от типа управления через процессы принятия решений. Решение может приниматься единолично, либо совместно с подчиненными, т.е. осуществляется коллективная работа.

Критический анализ - совокупность методов, приемов изучения (исследования) и решения проблем. Выявление альтернативных возможностей повышения эффективности управленческого труда. Это изучение предшествующего опыта, критического анализа явлений и процессов. На основе анализа строится обратная связь в системе «руководитель-подчиненный»

62.  Личность, власть, авторитет современного менеджера в социально-культурной сфере.

Понятие сущности современного менеджера в социально-культурной сфере и туризме, требования к нему, содержание его труда. Особенности определения конечного результата труда менеджера. Типы менеджеров в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделением труда. Основные задачи менеджера на фирме. Требования к менеджеру в отношении его физических, личностных, интеллектуальных качеств и способностей. Власть и личное влияние менеджера в социально-культурной сфере и туризме. Основные формы власти и воздействия руководителей на подчиненных. Способы управленческого воздействия. Авторитет менеджера и его значение для успешного управления в современных условиях.

Менеджер - член туристской организации, осуществляющий управленческую деятельность. М-ы тур.организаций играют разкообразные роли. Но можно выделить 3 главные, кот. решают все менеджеры, независимо от тина нх туристской организации н вида обслуживаемых ими путешественников. 1) это выполнение функций но подготовке, принятию н реализации управленческих решений. Право приняли решений (в рамках своей компетентности) имеет только менеджер. Это главная его функция. Менеджер наделен правом принимать управленческие решения, он же несет и ответственность за их последствия. 2) это информационная роль менеджера, поскольку для того, чтобы принять эффективное управленческое решение, необходимо получить и обработать достоверную экономико-управленческую информацию о развитии системы управления туризмом (о внутренней и внешней среде организации). От того насколько полной инф-ей владеет менеджер, насколько он может ясно и четко доводить нужную информацию до исполнителей, в большой мере зависит и результат его работы. 3) менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов тру до во •-о коллектива на достижение практических и стратегических целей организации. Критерии-требования современного менеджера. Знания и умения м. Т.к. м-р достигает своего труда, воздействуя на др. лиц, г данные профессиональные знания нужные м-ру, находятся в области социальной психологии, Дополняет эти знания владение отраслью. Личные качества — нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность и аккурат1юсть, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье. Этические нормы — это соблюдение норм прежде всего деловой этики, т.е. этические нормы поведения менеджера в рыночной экономике, его нравственные принципы и идеалы. Применительно к туризму речь прежде всего должна идти о следующем:

максимизация прибыли не должна достигаться за счет разрушения окружающей среды; - в конкуренции борьбе следует использовать лишь «дозволенные» приемы, т.е. соблюдать правила рыночной игры; справедливое распределение благ; личный пример соблюдения этических норм на. работе н в быту; дисциплинированность и моральная устойчивость. Личные ресурсы менеджера. Основными ресурсами менеджера являются информация н информационный потенциал в целом, время и люда. Умело используя эти ресурсы, руководитель получает высокие результаты, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им фирмы.

Навыки и способности менеджера эффективно управлять. На эффективность управления влияют: • умение определить темперамент и характер подчиненных; • умение управлять собой; • умение оценить и подобрать работоспособный персонал; • умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего коллектива; • изобретательность и способность к инновациям; • высокая способность влиять на окружающих; • знание современных управленческих подходов. Ограничения в саморазвитии менеджера. Определенный интерес в этой связи представляет собой концепция ограничений. Идея ее состоит в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Но присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны, что и является дай менеджеров ограничением, Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, кот, препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера. Таким образом, рыночная экономика требует от менеджера:

• способности управлять собой; • разумных личных ценностей; • четких личных целей; • постоянного яичного роста (развития); • навыков решения проблемы:• тобретательностн и способности к инновациям; • способность влиять на окружающих;« знания современных управленческих подходов; • организаторских способностей; • способности обз'чзп, подчиненных: способности формировать и развивать трудовой коллектив.

Как известно, потенциал власти в деятельности м-ра явл. мощным фактором оказания влияния на подчиненных. Наделенный властью м-р может требовать от подчиненных неукоснительного выполнения своих распоряжений н указаний. Власть может принимать разнообразные формы. Выделяют 3 осн. формы власти .утилитарная илисты это воздействие посредством сильных иотксов. Исполнитель задания знает, что если он выполнит «то-то», то получит «это». Авторитарно-нормативная власть - законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а ого дот - строго нх выполнять. Обьеоинепнсля власть — власть группы. Эта власть огромна и часто неосознанна. Нормы устанавливаются группами, и поэтому наше поведение должно вписываться в нормы и культуру организации.

Во всех случаях проявления власти подразумевается степень воздействия руководителя на подчиненного, а это суть процесса руководства. Такое воздействие может осуществляться по двум каналам; через власть менеджера и посредством убеждения. Эти два канала воздействия различаются тем, что в первом случае подчиненный ощущает принуждение к осуществлению деятельности в результате его зависимости от начальника, а во втором случае за подчиненным остается свобода воли, так как его работой руководят в результате убеждения, а не использования власти. В менеджменте есть более мягкое определение воздействия на подчиненных — влияние. Влияние — такое поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Конкретные способы такого воздействия весьма раз­нообразны. Выделяются 2 большие группы управленческого влияния — влияние эмоциональное и влияние рассудочное. В группе эмоциональных средств влияния основное место занимаю! «заражение» и подражание. «Заражение» — это. пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматической, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения, менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его га вьтолненив целей организации. Подражание — усвоение действий, поступков; манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если «заражение» характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего, что есть у других. Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельный мышлением. Зная это, важно выяснить, кто служит для них «эталоном» для подражания, и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.