Рефераты. ГОСЫ для "Менеджмент организации" спец. "Гостиничный и турбизнес"

6. Состав и выбор методов исследования систем и исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования.

Цели исследования. Результаты исследования. Мыслительно-логические методы. Эмпирические методы.  Совокупность методов исследования. Проведение  социологического исследования. Проектирование эксперимента. Качество эксперимента.

   Эксперимент  -   пробы,   опыт,   общенаучный   метод   получения   в контролируемых и управляемых условиях новых знаний  о  причинно-следственных связях между явлениями и процессами.      Эксперимент - критерий истинности гипотез.      Социальный  эксперимент  -  метод  научного  познания,  основанный  на создании  специальных  для  изучения  изменения  характеристик   социального объекта под управляющим воздействием.       Если  соц.  эксперимент  сопровождается   экспериментом   в   области экономики,  то  они  в  комплексе   представляют   собой   соц-экономический эксперимент.       Управленческий  эксперимент  -  пробное   внедрение   управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий     Социально-экономический эксперимент ставит задачи : 1.  отработка   более   действенных   методов   или   систем   материального   стимулирования и мотивации; 2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ; 3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ; 4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия; 5.  задачи  инженерной  психологии  -  возможности   и   потенциал   органов;   человеческих чувств; 6. задачи взаимодействия человека и машины; 7. задачи нововведения и проблемы их внедрения

Факторный анализ. Совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики изучаемых явлений и процессов. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными, то есть классификация переменных. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных связанных друг с другом. В маркетинге этот метод используется в связи с углублением анализа потребительского поведения, развитием психографики и т.п. задач, в которых необходимо выявление явно не наблюдаемых факторов.

Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Исследование включает в себя 4 этапа: 1-й этап — подготовка исследования; 2-й этап — сбор первичной социологической информации; 3-й этап — обработка полученных данных; 4-й этап — анализ данных, подготовка отчета и практических рекомендаций по результатам исследования. Логический анализ основных понятий предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, и поиска тех внешне хорошо различимых признаков — эмпирических индикаторов — которые позволят произвести измерение сторон и свойств этого предмета. Логический анализ включает в себя две взаимосвязанных процедуры: интерпретацию основных понятий (т.е. трактовку скрытого в них содержания) и их операциональное определение (т.е. «расчленение» понятий на такие элементы, для которых можно подобрать эмпирические индикаторы). В результате выполнения этих процедур получают список признаков, измерение которых позволит в итоге получить ответ на информационный запрос заказчика. Именно они и составят основу для составления инструментария исследования, т.е. перечень тех позиций, по поводу которых следует задавать вопросы респондентам или которые следует фиксировать в процессе наблюдения или контент-анализа. 

Итак, все социологические исследования по глубине анализа проблем и сложности решаемых задач можно разделить на три вида: на разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательные исследования являются наиболее простым видом социологических исследований, поскольку решают относительно несложные задачи, проводятся на малых совокупностях обследуемых, используют упрощенную программу и инструментарий (анкеты, бланки интервью, наблюдений и т.п.). Соответственно, для их проведения требуются меньшие материальные, трудовые и временные затраты. Однако такие исследования могут решать довольно ограниченный круг задач. Описательное исследование направлено на получение достаточно целостной характеристики изучаемого процесса или явления, на выявление места и роли в нем отдельных структурных составляющих. Оно относится к более сложному виду социологического анализа, чем исследование разведывательное. Соответственно, его проведение потребует более значительных затрат материальных и иных ресурсов. Аналитическое исследование относится к наиболее углубленному виду социологического анализа. Специфика такого исследования состоит в том, что оно предполагает не только исследование определенного процесса или явления как такового, не только выявление его структурных компонентов, но и выявление тех факторов, которыми определяется его нынешнее состояние, масштабы, острота и другие присущие ему характеристики. Особой разновидностью аналитического исследования является эксперимент. В ходе эксперимента отслеживается изменение тех или иных сторон проблемы в зависимости от изменения тех или иных условий, в которых она существует. Например, проверяется, как отразится на производственных показателях предприятия внедрение определенных инноваций в организацию или стимулирование труда. В силу своей высокой сложности и трудоемкости эксперименты сравнительно редко используются на практике. Под экспериментальными исследованиями понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля за факторами, которые влияют на результаты, и сравнения различий в групповых реакциях. Например, по выявлению реакции на различные цены. Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу и т.п.), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (объем продаж, показатель рыночной доли). Выделяют два типа экспериментов: лабораторные и полевые. К первым относятся эксперименты, при проведении которых соблюдаются определенные искусственные условия с целью исключить влияние побочных факторов. Например, при оценке реакции покупателей на различные виды рекламы можно пригласить таких покупателей, чтобы они были репрезентативными с точки зрения пола, возраста, социального положения и т.п. Помимо контроля над побочными факторами, лабораторные эксперименты являются также более дешевыми и требуют меньше времени для своей реализации. Проектирование эксперимента заключается в том, чтобы создать такие условия, которые гарантировали бы влияние на зависимую переменную только одной изучаемой зависимой переменной, исключив при этом влияние побочных факторов.

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

7.         Тестирование в исследовании систем управления, параметрическое исследование и факторный анализ систем управления.

Кодирование проблемы. Систематизация высказываний. Ключ. Валидность..

Надежность. Определение параметров. Факторы наличия, существования, изменения, связи, количественные, качественные, социальные, организационные, экономические, научные, обычные, первичные, вторичные.

Факторный анализ. Совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики изучаемых явлений и процессов. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными, то есть классификация переменных. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных связанных друг с другом. В маркетинге этот метод используется в связи с углублением анализа потребительского поведения, развитием психографики и т.п. задач, в которых необходимо выявление явно не наблюдаемых факторов.  ВАЛИДНОСТЬ - Одна из составляющих надежности информации, показывает степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению. Один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять. Понятие валидности относится не только к тесту, но и к цели, а также к ситуации его применения. Мерой валидности служит коэффициент корреляции теста с каким-либо критерием. Применительно к исходной статистической информации, используемой в экономических исследованиях, - надежность информации, отсутствие в ней ошибок из-за неточности выбранной методики сбора данных.  Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: - характеристику самой проблемы; ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации). Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят:  цели и стратегию развития,  состояние портфеля заказов, структуру производства и управления;  финансовые и трудовые ресурсы -объем и качество работ; Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы.

8.          Социологические  исследования систем управления и экспертные оценки в исследовании систем управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.