Ø Коэффициент общей платежеспособности показывает способность предприятия покрыть все обязательства всеми ее активами. На данный коэффициент на конец года составил 6,86 и является хорошим показателем платежеспособности предприятия.
Следующим шагом в оценки финансовой деятельности является анализ финансовых результатов деятельности и рентабельность организации.
Таблица 7- Анализ структуры прибыли ООО «Тойота-Мотор»
Показатели
Отчетный период 2009
млн. руб.
Аналогичный период прошлого года
Отклонения (+, -)
Прибыль (убыток) отчетного периода – всего, в %
100
-
В том числе:
1) прибыль (убыток) от реализации
94,46
99,93
-5,47
2) от финансовых операций
3) от прочей реализации
2,18
-0,31
+1,87
4) от финансово-хозяйственной деятельности
96,64
99,61
-2,97
5) от внереализационных операций
3,36
0,38
+2,98
6) чистая прибыль
79,53
81,55
-2,02
7) нераспределенная прибыль
Как следует из данных таблицы № 7, в отчетном периоде произошли отрицательные изменения в структуре прибыли. Доля прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг и от финансово-хозяйственной деятельности снизились на 5,47 % и на 2,97 % соответственно. Снизилась также против предшествующего периода доля прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия.
Значимость финансовых результатов можно оценить также по показателям рентабельности реализации товаров, которая в отчетном году составила 18 % (30301 / 168384 х 100), что ниже, чем за предыдущий год 20,9% (24959 / 119292 х 100).
Следующим шагом в анализе финансовых результатов деятельности предприятия является исследование причин и факторов изменения прибыли от реализации продукции. В таблице приводятся исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации.
Таблица 8- Факторный анализ прибыли ООО «Тойота-Мотор»
По базису
По базису на фактически
Реализованную продукцию
Фактические данные по отчету
Фактические данные до корректировок на изменение договорных цен
млн.руб.
1.Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг
119, 292
134, 789
168, 384
2. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
94, 351
108, 878
139, 763
104, 757
3. Прибыль (убыток) от реализации
24, 941
25, 911
28, 621
30, 032
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
Ø Изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). В нашем случае она составит 335,95 (168,384 – 134,789) и отражает рост цен в результате инфляции.
Ø Изменение договорных цен отчетного года на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используются сведения о себестоимости продукции. В нашем примере влияние данных факторов составило:
35 0,06 (104,757 – 139,763).
Ø Увеличение объема реализации продукции по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляем коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. Он будет равен 1,154 (108,878 / 943,51). Затем корректируем базисную прибыль на данный коэффициент и вычитаем из нее базисную прибыль:
249,41 х 1,154 – 249,41 = 3 840,9 Увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов. Результаты расчета влияния данного фактора составили:
249,41 (134,789/119,292 – 108,878/943,51) = -606,5
Результаты анализа представлены ниже в сводке влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции.
Таблица 9- Факторы влияющие на отклонения прибыли от реализации
Отклонение прибыли – всего
в том числе за счет:
1. Изменение отпускных цен на продукцию
2. Изменение цен на материалы и тарифы
3. Изменение объема реализации продукции
4. Изменение структуры продукции
5. Снижения уровня затрат
6. Изменения структуры затрат
-4,69
+3,3 5
+3,5 0
-3,84
-6,06
+4, 12
-2, 26
Как видно из данных таблицы № 9, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли, но затраты на производство и цены на материалы и тарифы увеличились на столько, что прибыль выросла не намного.
Таблица 10- Направление расходов ООО «Тойот-Мотор»
Отчетный период
лн. руб.
Отклонения (+,-)
1. Чистая прибыль
в том числе направлено:
а) в добавочный капитал
б) в фонды накопления
в) в фонды социальной сферы
г) в фонды потребления
200,97
52,07
53,58
46,51
28,81
235,3
79,97
59,01
42,56
41,99
27,9
5,43
6,05
13,18
Рисунок 5. Сравнение использования чистой прибыли в отчетном периоде и в аналогичном периоде прошлого года.
Следующим шагом является изучение показателей рентабельности, которые характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Рассмотрим наиболее важные финансовые коэффициенты рентабельности и деловой активности, получаемые при различных вариантах знаменателя относительного показателя.
Проанализируем изменения коэффициентов рентабельности и деловой активности, приведенные в таблице.
Во-первых - рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. За отчетный период рентабельной продаж уменьшилась, это является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижения затрат на производство при постоянных ценах.
Во-вторых - рентабельность всего капитала снизилась за текущий год. Снижение данного коэффициента свидетельствует о падающем спросе на продукцию и о перенакоплении активов.
В-третьих - Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств.
В-четвертых - Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. За отчетный период, данный коэффициент увеличился, что является положительной тенденцией. Следовательно: коэффициент общей оборачиваемости капитала отражает скорость оборота всего капитала предприятия. Снижение коэффициент за отчетный период говорит о замедлении кругооборота средств фирмы.
А так же: коэффициент оборачиваемости материальных оборотных активов отражает число оборотов запасов предприятия за анализируемый период. За анализируемый период он составил 7,644. По сравнению с прошлым годом данный коэффициент снизился.
При этом: коэффициент оборачиваемости готовой продукции за отчетный период уменьшился, это означает, что спрос на продукцию резко упал.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19