· повышение качества жизни;
· обеспечение пропорциональности между спросом и предложением;
· воздействие на производственный процесс;
· повышение эффективности рыночных отношений;
Два основных аспекта маркетинговой деятельности – это рыночные исследования и реализация стратегии маркетинга, которые выступают, с одной стороны, как этапы процесса, а с другой – как виды. Маркетинг включает в себя анализ рынка, маркетинговые исследования, изучение и планирование ассортимента продукции, систему распределения продукции, ценообразование, продвижение продукции на рынок и коммуникационная политика.
Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой деятельностью имеет ряд функций: целеполагание (планирование), организация, координирование, учет и контроль.
Маркетинг базируется на следующих принципах:
· нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности;
· направленность на долговременный результат при постоянном сопоставлении затрат, уровня цен, платежеспособного спроса и дохода;
· применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных потребителей с одновременным воздействием на них;
· глубокое и всестороннее исследование рынка и экономической конъюнктуры во взаимосвязи с производственно-сбытовыми возможностями субъектов хозяйствования;
· использование системы гибкого реагирования производства и сбыта на требования рынка и конкретные запросы конечных потребителей;
· проведение инновационной деятельности: постоянное совершенствование, модифицирование и обновление товара, а также приемов и методов стимулирования сбыта, определение новых каналов товародвижения;
· планирование производственно-сбытовой деятельности с помощью маркетинговых программ, основанных на конъюнктурных и научно-технических прогнозах.
Маркетинг сельскохозяйственной продукции отличается сложностью и высокой степенью риска.
66.Система маркетинговых исследований (методология, методика и практическое применение при исследовании потребителя).
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Чтобы понять клиентов фирмы, ее конкурентов, дилеров и т. п., ни одному маркетологу не обойтись без маркетинговых исследований.
Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть достаточно хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно высокими издержками или неправильно истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных исследователей, ибо в их собственных интересах — получать информацию, которая позволяет принимать правильные решения.
На первом этапе нужно четко определить проблему и согласовать цели исследования. Ведь рынок можно исследовать по сотням разных параметров. Если от данных исследований ждут пользы, они должны иметь непосредственное отношение к проблеме, стоящей перед фирмой и требующей решения. Сбор информации обходится слишком дорого, и расплывчатое или неправильное определение проблемы ведет к непроизводительным затратам.
На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные или те и другие одновременно.
Исследование обычно начинают со сбора вторичных данных. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны. Однако нужных исследователю сведений может просто не быть либо существующие данные могут оказаться устаревшими, неточными, неполными или ненадежными. В этом случае исследователю придется с гораздо большими затратами средств и времени собирать первичные данные, которые, вероятно, окажутся и более актуальными и более точными. Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор первичных данных.
Существует три способа сбора первичных данных, а именно наблюдение, эксперимент, опрос.
Наблюдение —исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования — вскрыть причинно-следственные отношения путем отсева противоречивых объяснений результатов наблюдения.
Опрос стоит где-то на полпути между наблюдением и экспериментом. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент — для выявления причинно-следственных связей, тогда как опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований.
Анкета — самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета — это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета — инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов.
Интервью по телефону — лучший метод скорейшего сбора информации. Два основных недостатка телефонных интервью: опрашивать можно только тех, у кого есть телефон, и беседа должна быть краткой по времени и не носить слишком личного характера.
Личное интервью — самый универсальный из трех методов проведения опроса. Интервьюер может не только задать больше вопросов, но и дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Личные интервью бывают двух видов — индивидуальные и групповые.
Третий этап маркетингового исследования — извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и обработка результатов. Исследователь сводит полученные данные в таблицы.
67. Рынок как основа маркетинга, способы его сегментации, конъюнктура рынка и модели его развития.
Рынок (в маркетинге) – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. А маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей.
Процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и/или поведении называется сегментированием рынка.
Способы сегментирования. По географическому принципу: по регионам, городам, плотности населения, климату. По психографическому принципу: общественному классу, образу жизни, типу личности. По поведенческому принципу: поводу для совершения покупки, искомым выгодам, статусу пользователя, интенсивности потребления, степени приверженности, степени готовности покупателя к восприятию товара, отношению к товару. По демографическому принципу: возрасту, полу, размеру семьи, этапу жизненного цикла семьи, уровню доходов, роду занятий, образованию, религиозным убеждениям, национальности.
Конъюнктура рынка включает в себя спрос, предложение, конкуренцию и систему цен. Модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товара. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень цен на рынке.
Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов и большим числом покупателей, которые совершают сделки в широком диапазоне цен. Реализуемые продукты близки по значению, но каждый продавец стремится сделать свой продукт отличным от других, наделяя его особыми характеристиками (торговая марка, упаковка, доставка, гарантия и т.д.).
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа крупных фирм, производящих достаточное количество продукции. Продукция на рынке близка к идентичным видам, но продавцы стараются убедить покупателей, что имеются большие различия в ее качестве. Возможность появления в отрасли новых участников ограничена необходимостью крупных капиталовложений.
При чистой монополии на рынке всего один продавец.
68. Товар в системе маркетинга, жизненный цикл товара и способы его продления, товарная политика.
Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.
В маркетинге товар рассматривается на трех уровнях: товар по замыслу, в реальном исполнении, с подкреплением. Товар по замыслу – это основная выгода от него, в реальном исполнении – уровень качества, набор свойств, оформление, марочное название, упаковка. Товар с подкреплением – послепродажное обслуживание, гарантия.
По степени присущей им долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на следующие три группы.
Товары длительного пользования — материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование. Примерами подобных товаров могут служить холодильники, станки, одежда.
Товары кратковременного пользования — материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. Примерами подобных товаров могут служить пиво, мыло, соль.
Услуги — объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Примерами подобных товаров могут служить стрижка в парикмахерской или ремонтные работы.
Товары повседневного спроса — товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Примерами подобных товаров могут служить табачные изделия, мыло и газеты.
Товары предварительного выбора — товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления. Примерами подобных товаров могут служить мебель, одежда, подержанные автомобили и основные электробытовые приборы.
Товары особого спроса — товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия. Примерами подобных товаров могут служить конкретные марки и типы модных товаров, автомобили, стереоаппаратура, фотооборудование, мужские костюмы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33