44. Опыт прогнозир и планир в развит капиталист странах.
Широкое разв-е регионального и отраслевого прогноз-я наблюдается в США. Каждое крупное пред-е стремится точнее определить свои перспективы. Поэтому прогноз-ем занимаются в МСХ США, университетах и на опытных станциях, используя экономико- математические м-ды и ЭВМ. Американские исследователи все прогнозы подразделяют на 3 группы. В 1 группу положены экстраполяционные м-ды, т.е. перенос сложившейся тенденции на будущее( в будущем разв-е будет происходить по тем же з-нам , что и в настоящем). Основой разработки прогнозов 2 группы явл максимальная точность наступления событий в будущем. При разработке прогнозов 3 группы возникает необх-ть в формировании модели идеального будущего. Особое внимание при прогнозировании разв-я сельского х-ва США уделяется спросу, производству и ценам.
Министерство с-х Канады прогнозирует цены на основные виды с-х продукции по отдельным странам с широким исп-ем математических и эк-ких моделей.
В Великобритании прогнозы с-х пр-ва и ежегодные балансы продовольствия составляются с учетом внутренних потребностей, внешних рынков и ур-ня мировых цен. Для Дании важнейшее значение имеют прогнозы разв-я внешних рынков с-х продукции. В прогнозировании разв-я с-х пр-ва в этих странах участвуют министерства сельского х-ва и научно-исследовательские институты. Во Франции при прогнозировании исп-ются два важнейших подхода: экстраполяция сложившихся тенденций, графические м-ды и модел-е будущего разв-я сельского х-ва.
В АПК Чехии и Словакии главным в план-и явл хозяйственный договор.
Все крупные японские фирмы имеют плановые отделы; подготовка планов централизована, план-е осуществляется сверху-вниз. Временной горизонт план-я – 5 лет, прогноз-я- 15. Процесс план-я включает 4 стадии: формулировка предпосылок. Уточнение проблем. Долгосрочная стратегия, среднесрочные и краткосрочные планы. Особо следует подчеркнуть . что в Японии , как и во Франции . существует сист общенационального прогноз-я, иногда её называют индикативным план-ем. Общепризнано , что основой японского бизнеса явл планомерность. Всякое действие включает три операции: план-е, само действие и контроль. Большое внимание уделяется всем видам планов, особенно стратегическим. Особое внимание обращается на квалификацию плановика и коллективный разум людей, принимающих участие в план-и.
Прогноз-ем разв-я мирового сельского х-ва занимается ООН и ФАО.
45. Индикативн планир в рыночн отношений.
//появилось в 80-х гг на базе генетич планир-я. Индикативное план-е (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное, советующее, ориентирующее план-е на государственном уровне. Это сп-б регулирования эк-ких процессов с помощью определения рекомендуемых целей разв-я пр-ва и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.
Индикативный тип план-я осуществляется на базе государственной собственности. Органы государственной власти и упр-я конкретизируют в плане свою стратегию и приоритеты. Индикативный план содержит основные показатели объемов, структуры, темпов роста пр-ва и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Он также исп-ется как основной инструмент упр-я, однако меняется набор средств реализации планов. Этот тип план-я предполагает исп-е прямых и косвенных эк-ких регуляторов, (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.) ориентирующих субъектов р-ка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов.
В условиях индикативного план-я плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого разв-я эк-ки в целом, а также фиксируют реш-я о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение реш-й хозяйствующих субъектов частного сектора.
При выявлении сущности индикативного план-я важно иметь в виду, что оно, во-первых, обязано включать в себя деят-ть по «синтезированию» разрабатываемых конкурирующими фирмами микропланов (программ). Во-вторых, оно не м. не охватывать проблем выработки адекватной общенациональному плану финансово-кредитной политики. В-третьих, индикативное план-е призвано обеспечить оптимальное сопряжение целей народнохозяйственного разв-я со средствами их достижения.
Сис-ма индикаторов: 1. опережающ: V поставки продов тов в фед,регион продов фонды, уров цен на разл акции,кол-во лицензий,цены. 2совпадающ: отраж реальн сост экон: ВНП в сопост ценах, VВП в АПК, V личн дох насел,уров безработ итд. 3. запаздывающ-отстает от сложивш коньюктуры рынка: производит-ть тр, непогашаемые займы в сопост ценах.
46. Система гос прогноз,программ и планов соц-эк развит РФ.
Гос прогн и разраб-ка прогр осущ в соотв-вии с ФЗ «О гос прогнозир и прогр соц-эк разв РФ». В соотв с этим зак Прав-во РФ разработ необх нормативн-правов акты,ответственность за разраб-ку и реализ прогн возлож на Минэкономразвития РФ, кот заним-ся разраб и обоснов аспектов внутрен политики гос-ва,реализ внутрен политики гос-ва,разр прогн,ФЦП и планов. Основн виды прогнозов: Глобальн-рассматрив наиб общие тенденции и закономерности эк-ки в миров масштабе, макропрогн-д/прогнозиров общих тенденций на уровне страны, структурные- для предсказания развития комплексов нар хоз-ва в разрезе регионов, их отдельн соц и производств сфер, региональн-предсказ разв отдельн регионов страны. Прогнозир-е народохоз комплексов –предвидение технич,технол и организ взаимосвязи, отраслев-по отрасл н/х. Комплексн-составл в виде общ прогнозов развития нац эк-ки в целом,по регионам,отраслям. По t: долгосрочн (5-10л), среднеср (1-5л), краткоср (1 мес-1год),оперативн (до1 мес). По t осуществления: -в реальн масштабе: проводится относит объектов,кот быстро меняют свои хар-ки. –этапный прогн: предполаг принятие прогнозн решений в теч 1 этапа ЖЦ,а реализацию –в течение другого. –неогранич по t: составл без укеаз срока. По цели прогнозир: -поисковое прогн-е им в св основе объективн анализ историч закономерн-тей, принцип: от настоящего к будущ.Основ на экстрапал тенденц. –нормативное пр предполаг проведен исследов от будущ (нормативн) состояния к настоящ. –интервальный предсказыв величину показателя в определ интервале,наприм,цены сниз на 5-10%. По хар прогнозир: -пассивный: предпол, что регион,пр-е не мог активно воздействов на св будущ(внеш ср). –активный –самые активные действия пр-я,региона на вн ср. –вариантный: связ с неопредел-ю вн ср,предполаг разр неск вар-тов развит. –инвариантн: разраб-ся в 1вар-те,т.е. расчит на высок определенность вн ср. По хар-ру прогноз: -частн,-обобщ,-пессимистич,-оптимистич. В РФ гос прогнозир соц-эк разв осущ на долгосрочн персп (10-летн пер и уточн 1раз в 5лет). На осн этого прогн обосновыв вар-ты развит РФ,определ цели и пути и ср-ва их достиж. Концепция соц-эк разв РФ -определ спос трактовки вероятн соц-эк проц в об-ве и стратег их разв. Ср/ср прогн соц-эк разв (3-5л) разр в соотв с ФЗ и публикуется. Президент после вступл в должн в 1ом послании излагает спец раздел,посвящ концепции с-э р: общ хар-ка современ сост нац эк-ки, стратегич цели и приоритеты политики гос на срср персп. Исходя из предлож Презид конц Прав-во разраб программу с-э р на срср пер. Ее разделы: -оценка итогов сэр за предыд пер и хар-ка сост эк, -макроэк полит, аграрн полит, инвест и структ,регион экон пол. Разработан прогр направл в Госдуму и Сов Фед. Краткоср гос прогн: Презид ежег обращ к ФСобр с посл,в кот содерж анализ выполнения срср прогр разв и ее уточнен на предстоящ год. Прав-во в Госдуму представл проект бюдж + итоги соц-эк разв, прон с-эр на предст год, перечень ФЦП,проекты ФЗ идр. Прав-во осущ ежемес мониторинг выполн прогр. Прогн,конц,прогр разраб орг-ии,пр-я,НИИ,отраслев министерства.
47.Методы экономич оценки приоритетности критериев
прогнозир и планир.
1. Основные критерии эффективности. С одной стороны, критерии эффективности должны обладать социальной направленностью, а с другой — обеспечивать расширенное устойчивое воспроизводство.
Социальную эффективность в определенной степени характеризует показатель, рассчитанный как отношение валового дохода к среднегодовой численности работников. Народно-хозяйственное благосостояние образуют разнокачественные показатели, которые не имеют общих единиц измерения. При построении ЭММ обычно формируют колич и кач взаимосвязи и систему целей. В общей системе целей необходимо выделять основную. В целевом блоке любой экономико-математической задачи формируется критерий оптимальности, который по своему содержанию должен отражать с качественной и количественной сторон целевую направленность модели задачи.
В настоящее время на любом уровне прогнозирования формируется множество целей. Поэтому возникла проблема строгого подбора для них соответствующих технико-экономических показателей.
В системе планирования должна использоваться совокупность критериев. Цели в планировании разнокачественные, а поэтому и критерии также разнокачественные, что затрудняет их сопоставимость по результатам решения.
2. Обоснование предпочтительности критерия прогнозирования
Выбор наиболее приемлемого варианта перспективного развития района, или выбор предпочтительного критерия оптимальности, может быть произведен с использованием трех основных методов: коэффициентов относительной эффективности, метода Р. Мантойффеля и графическим методом. Коэффициенты – стоимость ВП, прибыль, рентабельность. Они потом складываются в суммарный показатель относительной эффектиности (по разным вариантам на максимум). По этому методу оценки локальных критериев оптимальности приоритет имеют критерии максимума прибыли и максимума рентабельности.
Сущность метода Мантойффеля заключается в определении разницы между наименьшим значением и остальными значениями динамического ряда. В последующем определяется процентное отношение разностей к наибольшей разности в строке. По максимуму суммы процентов по экономическим показателям, оценивающим критерии оптимальности, выбирается наиболее предпочтительный из них.
Более простой метод — графический. При построении графиков по трем осям в разных масштабах откладываются рассматриваемые экономические показатели по вариантам решения задач с различными критериями оптимальности. Площадь образуемых треугольников на графике в относительной степени может характеризовать экономические результаты решения задачи по тому или иному критерию. На графике легко сравнивать оценки планов при различных критериях оптимальности, но на его построение требуется много времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33