Рефераты. Шпаргалки по гос. экзамену специальность "Менеджмент организации" (5 курс 2007 год)

Понятие управленческой проблемы

Ситуация (в широком смысле) — это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку. В более узком смысле рассматривается управленческая ситуация — сложившееся к рассматриваемому моменту времени со­стояние системы, в частности объекта управления. Проблема (от греч. "преграда", "трудность") в широком общепринятом смысле — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и своего раз­решения. В более узком смысле под проблемой понимается несоответствие желаемого и фактического уровней достижения целей (результатов) или желаемого и фактического состояния системы. Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности организации или исследования рыночных возможностей.

Выделяют следующие типы проблем в организации: функциональные (если она проявля­ется и может быть решена на уровне функции организации) - перестройку организационной структуры фирмы, изменение технологии производства, переход организации на выпуск нового товара или услуги; структурные (если она может быть решена на уровне изменения структуры организации, без изменения функций): необходимость в струк­турных изменениях может возникнуть при выборе другой маркетинговой стратегии при неизменности доли рынка и ассортимента; параметрические (если она может быть устранена изменением только какого-либо параметра).

9)                     1.  Основные типы внешнеторговой политики государства.

Основными  направлениями  внешнеторговой  политики  государства   являются протекционизм и фритредерство (Либерализм). Традиционный протекционизм — это  теория  и практика  регулирования   внешней   торговли,   направленные   на   защиту  экономических   субъектов   национальной экономики от иностранной конкуренции. Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в 19 в. в процессе соперничества с фритредерством (теорией  и  практикой  свободной торговли).  Сторонники  протекционизма   критикуют   результаты свободной торговли между странами с различным уровнем  экономического  развития.  Они считают, что свобода торговли осуществляется в  интересах  развитых  стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Определяемые спецификой применения выделяются  следующие виды протекционизма: 1)  Отраслевой  протекционизм,  направленный  на  защиту  возникающих   и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора; 2) Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики; 3)  Селективный  протекционизм,   применяемый   в   отношении   конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго»  - запрет на поставки; 4) Интеграционный   протекционизм,   проводимый   странами,   входящими   в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов. Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами  являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры. Тарифы на импорт, или  импортная  пошлина,  —  это  мера  протекционизма,  в условиях которой  отечественная  цена  импортного  товара  поднимается  выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина  тарифа  на  импорт. Экспортно-импортные квоты (контингент) — наиболее  распространенный  вид нетарифных  торговых  ограничений.  Квотирование   (контингентирование)  — ограничение в количественном или  стоимостном  выражении объема продукции, разрешенной ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.

Свободная торговля (Либерализм) - политика невмешательства государства  в  международную торговлю  (free  trade - фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных  преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря  на  то,  что теория  свободной  торговли  достаточно  убедительна  и  привлекает  многими достоинствами, политика невмешательства государства в   международную торговлю практикуется очень осторожно. Поскольку фритредерство является противоположностью протекционизма, то все его позитивные аспекты выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной торговли состоят в  том, что она: стимулирует процессы конкуренции как среди  отечественных  производителей, так и на мировом рынке в целом; позволяет осуществлять международную торговлю  в  соответствии  с  законом сравнительных конкурентных преимуществ; создает  возможности  для  использования   международной   специализации, которая является основой роста прибылей производителей, и потребителей; содействует  расширению  границ  рынка:  создает  oсновы  для   массового производства и получения положительного эффекта от него.

2. Факторы, определяющие инновационный потенциал организации.

Инновационный потенциал организации – это мера её готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инноваций. Эти факторы можно разделить на 2 основные группы: внешние (политические факторы – введение нового налогового кодекса, смена политического лидера в составе местной власти…; факторы конкурентной среды – сферы обращения товаров или товарный рынок; технологические факторы – создание новых коммуникационных связей, разработка новых информационных систем; социальные факторы – демографические изменения, безработица, наличие социальных программ) и внутренние факторы (экономические факторы – высокие издержки производства, недостаток собственных оборотных средств; технологические факторы;  индивидуальные характеристики организаций;  факторы системы управления). Со стороны входа потенциал предприятия состоит из: сырьевых, финансовых, людских ресурсов и информации. Со стороны выхода из прод и услуг, кот помогают орг добиваться своих целей. 

3. Основные этапы процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Первый этап – подготовка к разработке управленческого решения включает такие элементы как получение информации о ситуации, определение целей, разработка оценочной системы, анализ управленческой ситуации, диагностика ситуации и разработка прогноза развития ситуации.

Информация о ситуации должна быть достоверной, достаточно полной и, в то же время, не избыточной. Аналитический материал должен готовиться специалистами, имеющими знания и опыт деятельности в области разрешаемой управленческой проблемы.

Второй этап – разработка управленческого решения – заключается в генерировании альтернативных вариантов решений, отборе основных вариантов управляющих воздействий, разработке сценариев развития ситуации и экспертной оценке основных вариантов управляющих воздействий.

Широко распространены такие процедуры генерирования альтернативных вариантов как метод аналогов, мозговой атаки, синтеза управленческих решений и т.п. В последние десятилетия стали развиваться автоматизированные системы генерирования вариантов решений.

Третий этаппринятия решения - состоит из трех элементов: коллективной экспертной оценки, принятия решения лицом, принимающим решение, разработки плана действий.

Четвертым этапом является реализация управленческого решения на основе разработанного плана мероприятий. Этап реализации решения предполагает доведение решения до исполнителей, наделение исполнителей ресурсами, делегирование полномочий и координацию действий исполнителей на всех участках реализации решения.

Пятым этапом является этап контроля реализации и анализа результатов развития ситуации после управленческого воздействия.

Контроль реализации запланированных мероприятий и действий обеспечивает эффективность деятельности организации. В зависимости от характера объекта управления применяют различные виды контроля. Основными видами контроля являются непрерывный и дискретный контроль. При невозможности осуществления контроля в процессе исполнения управленческих решений применяется контроль итоговых результатов управленческого воздействия. Основной задачей контроля является своевременная фиксация отклонений от оптимального развития процесса, запланированного промежуточного или конечного результата. По результатам контроля производится корректировка плана, управляющих воздействий с целью более полного достижения поставленной управленческой цели.

Своевременная координация действий возможна лишь на основе непрерывного контроля реализации принятых планов, отклонениями от поставленных целей.

Анализ предназначен для оценки эффективности принятых управленческих решений и должен включать:

оценку сильных и слабых мест решений и планов;

дополнительных возможностей и перспектив;

дополнительных рисков

Результаты анализа могут послужить побудительным мотивом для переоценки возможностей организации, склонить руководство к переосмыслению и изменению ее миссии и стратегии.




10) 1. Основные формы международных экономических отношений.

Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Формы  Международных экономические отношений:

1. Международное разделение труда. Специализация стран на производстве определенных видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые ресурсы и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли. 2. Международная торговля товарами и услугами. Торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. 3. Международное движение капиталов и зарубежных инвестиций.  Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. 4. Международная миграция рабочей силы.                                 5. Международный обмен технологиями. Экономические отношения между развитыми и развивающимися странами в области технологического обмена. Передача технологии может осуществляться либо в торговой (лицензионную торговлю; традиционную куплю-продажу готовой продукции и комплектных объектов;  заключение контрактов о консультативных и управленческих услугах, об использовании иностранных специалистов); либо в неторговой формах (научно-техническую помощь на безвозмездной основе по государственной линии и по линии международных организаций; международное сотрудничество в области науки и техники;- научно-технический обмен на основе личных контактов). 6. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. Составная часть международных экономических отношений в виде совокупности валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в мирохозяйственной сфере. 7. Международная экономическая интеграция. Высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики. Формами (стадиями) экономической интеграции являются: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.