Рефераты. Шпаргалки по гос. экзамену специальность "Менеджмент организации" (5 курс 2007 год)

Шпаргалки по гос. экзамену специальность "Менеджмент организации" (5 курс 2007 год)

1) 1. Основные концепции управления: подход различных школ, п, с, с подход.

Подход с позиции выделения различных школ: 5 школ:

1. Школа научного управления (нач. 20 в.). Тейлор. Его учения получили название «Научная организация труда». Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы организации труда и сформулированные на их основе принципы научного менеджмента смогут заменить устаревшие авторитарные методы управления. Черты школы: использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач, целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, обеспечение работников ресурсами, применение материального стимулирования.

2. Классическая (административная) школа управления. Файоль. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые затрагивали 2 аспекта: разработка рациональной системы управления организацией, построение структуры организации и управление работниками.

3. Школа человеческих отношений в управлении. Фоллет и Мэйо. Полагали, что если руководство повышает заботу о своих  работников, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать более эффективные приемы управления человеческими отношениями. Консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

4. Школа поведенческих наук. Мак-Грегор. Работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук к управлению организацией. Цель школы – повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное  применение науки о поведении должно способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

5. Школа науки управления (количественный метод). Базируется на использовании в управлении данных точных наук и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций.

Ситуационный подход: Главный момент подхода – конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. В данном подходе сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям, однако приемы, которые должны использовать руководители для эффективного достижения целей организации могут значительно варьироваться. При ситуационном подходе внимание сосредотачивается на ситуационных различиях между организациями и внутри организаций.

Системный подход: Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Руководители должны знать переменные организации как системы, чтобы применять теорию систем процесса управления, они должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Процессный подход: (школа административного управления). Согласно этому подходу, управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникаций. Руководство рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения цели.

2. Понятие и классификация логистических систем.

Логистическая система - адаптивная система с  обратной  связью,  выполняющая те или иные логистические функции  или  операции,  состоящая  из  подсистем, имеющая развитые связи с внешней средой. Логистические системы делятся на:

- макрологистические – решает вопросы, связанные с выработкой общей концепции и определений, размещения складов на полигоне обслуживания, выбора транспорта, организация транспортного процесса, рационализация направлений материальных потоков. Включает подсистемы: по глобальному признаку (госуд-е, межгос-е, трансконтинентальные),по админист. территор. признаку (районные, межрайонные, городские, областные и пр.), по объектно-функц. признаку (отраслевые предпр., межотрасл. предпр., ведомс. предпр.)

- микрологистические – производственные и торговые предприятия и территориальные производственные комплексы. Это класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединённые единой инфраструктурой. Сюда относят подсистемы: внутренние (структурные подразд-я, рабочие места) и внешние (снабжение, сбыт, физическое распределение)

3. Декомпозиция функциональной структуры управления организацией. Классификация функций управления.

Дерево целей – форма графической организации процессов; структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупности целей организации, программы, плана и т.д., в которых выделены: генеральная цель или миссия; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней.

Процесс построения дерева целей в самом общем виде может содержать следующие этапы: Формулирование миссии организации, Формулирование целей организации по основным подсистемам, Разбиение целей на подцели, Разбиение подцелей на конкретные задачи, Выбор направления решения задач, Формулирование заданий по решению конкретных задач, Это определение видов работ по выполнению заданий, Выбор видов обеспечения, Выбор способов управленческого воздействия.

Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль учет, анализ, координация, регулирования.

Планирование – это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определение средств к их достижению, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов. Выделяют следующие классификации планирования: 1) От уровня управления: стратегические, тактические, оперативные; 2) В зависимости от временных интервалов: долго-, средне-, краткосрочные.

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Организация обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической, правовой сторон деятельности любой организации; позволяет определить кто именно должен выполнять каждое конкретное действие, какие для этого потребуются средства.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации. Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники организации – это всего лишь ресурсы, которые можно и нужно заставлять эффективно работать.

Контроль – сопоставление или соизмерение фактически достигнутых результатов с плановыми заданиями. Виды контроля: 1) предварительный (осуществляется до фактического начала работы. Осуществляется в 3 основных областях: человеческие ресурсы (анализ тех деловых и профессиональных качеств исполнителей, которые будут необходимы для конкретных задач организации), материальные ресурсы (контроль за качеством сырья, чтобы сделать лучший выбор), финансовые ресурсы (контроль за бюджетом организации); 2) текущий контроль (осуществляется в ходе проведения тех или иных работ в организации. Объект: сотрудники организации. Позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций;                3) заключительный контроль (цель: помочь предотвратить ошибки функционирования организации в будущем).

Координация – это согласование работы отдельных подразделений организации, которые участвуют в выполнении того или иного задания.

Учет – наблюдение за фактами и явлениями, их измерение, регистрация, группировка для получения итоговых данных, которые характеризуют состояние управляемой системы или достигнутые ею результаты (бухгалтерский учет, оперативный учет, статистический учет).

Анализ –  функция управления, предназначенная для изучения, систематизации, обобщения и оценки достигнутых результатов. Этапы анализа: выявление причин и виновников отклонений, определение резервов, установление причинно-следственных связей, подготовка аналитической информации для принятия решений в процессе регулирования.

Регулирование – это принятие оперативных мер по предотвращению или по устранению выявленных отклонений в процессе функционирования объекта. Принимаемое решение на этапе регулирования должно быть оценено в первую очередь с точки зрения влияния на эффективность деятельности организации в целом.







































2) 1. Понятие и классификация организаций.

Организация – объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Классификация организаций:

- по виду и характеру хоз.деятельности: торговые, промышленные, транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, арендные….

- по характеру собственности: государственности, частные, муниципальные, кооперативные….

- по принадлежности капитала и контролю: национальные, иностранные, смешанные.

- по сфере деятельности: национальные, международные.

- по правовому положению: коммерческие (товарищества, общества, кооперативы, гос и мун унитарные предприятия) и некоммерческие (потребительский кооператив, религиозные организации и объединения, фонды, ассоциации и союзы).

Все структуры системы управления организации делятся на 2 класса: бюрократические (механистические) – линейная, линейно – функциональная, адаптивные (органические) – матричная, проектная, программно – целевая.

2. Развитие управления организацией. Подходы и методы.

Преобразование элементов системы управления является составной частью формирования системы управления в инновационной сфере. Цель преобразования и развития системы управления - сделать ее открытой для принятия инноваций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.